Сага о Форсайтах. Ирен

Вдруг с огромным изумлением обнаружила, что я, оказывается, всю свою жизнь неправильно читала «Сагу о Форсайтах».
Согласно мнению современной аудитории, герои книги таковы:
Ирен - «рыба». Холодная, самолюбивая, бесчувственная манипуляторша, виновная в смерти Босини, старого Джолиона и молодого Джолиона (хорошо, что Джолли скончался на войне без ее помощи); разрушительница светлого чувства юной любви Джона и Флёр, похитительница жениха у лучшей подруги, неверная жена прекрасного мужа и в конечном итоге виновница смерти Сомса косвенным путём.
Сомс - душка (по мнению зрителей сериала). Как он любил Ирен! Все, что он хотел сделать - сделать ее счастливой. Правда, на свой лад, но у каждого своё представление о счастье.
Босини - предатель. Хотя его жалко. В общем-то все.
Джон окрещён тряпкой и размазней. Он посмел отказаться от Флёр ради своей матери. Как выразилась одна из комментаторов «Мама, я замёрз? - Нет, ты хочешь кушать». В собственном характере, мировоззрении и принципах ему отказано абсолютно. Мать-манипулятор вертит им, как хочет.
Майкл - хороший парень. Спасибо, хоть его в покое оставили. Хотя нет, его осудили за то, что он не бросил парламентские дела и не поехал с Флёр вокруг света после скандала с Марджори Феррар. Который начала сама Флёр.
 Ну и наконец, сама вишенка на торте  - Великолепная Флер. Как оказалось, она почти святая. Она «боролась за любовь». «Она умеет добиваться того, чего хочет, что плохого в том, что женщина знает, чего она хочет?» То, что она при этом не гнушается ничем и не стесняется ничего, восторга комментаторов не умаляет. По их мнению, Флер прекрасно относится к Майклу, образцовая мать, замечательная дочь и вообще «за свою семью всех порвёт».

Чего мне хочется: как в школе, на уроке литературы провести «разбор характера» героев и начать дискуссию с вами. Что вы, мои друзья, думаете об этом?

Наверное, это будет длинная история.
И начну я с Ирен. Так или иначе, все в романе вращается вокруг Ирен, вокруг ее жизни, вокруг ее поступков.
Многие осуждали ее за брак с Сомсом, отмечая, что вышла она за него по доброй воле - никто не принуждал.
Викторианская Англия, общество, в котором девушка «из хорошей семьи» в глазах общества имеет только одну возможность - выйти замуж и тем устроить свою жизнь, все остальное вызовет пересуды и погубит репутацию.
Автор не зря постоянно упоминает, что красота Ирен производила неизгладимое впечатление на окружающих, и желающих прибрать эту красоту к рукам, завладеть ею для себя было больше, чем достаточно.
Сирота почти без средств к существованию, под постоянной осадой Сомса, под постоянным давлением мачехи, желающей избавиться от ненужного рта и видящей в падчерице потенциальную соперницу - особого выбора Ирен не оставили. В глазах общества брак по расчету дело совершенно нормальное «У неё красота, у него деньги» - идеальная сделка.

Наверное, так бы и было, если б не вмешалась природа - сексуальная несовместимость, сказали бы теперь. А это вещь ужасная.
Кроме сексуальной несовместимости прибавьте духовную несовместимость. Два человека живут бок о бок и спят в одной постели, будучи по сути совершенно чужими друг другу. Ведь Сомс, завладев Ирен, заботится не о ней и любит не ее, а свои собственные чувства. Чувство собственности в первую очередь.

Так почему современный читатель считает Ирен «рыбой», манипуляторшей, хищницей и так далее? Что в страдающей женщине вызывает подобные чувства? Загадка.
Отбила жениха у подруги.
Была ли Джун подругой для Ирен? Я бы так не сказала.
Либо по своей натуре, либо после нескольких лет жизни с Сомсом, но Ирен не способна сразу и полностью открываться навстречу чувствам другого человека, а особенно навстречу шумной и импульсивной Джун. Ее отношения с Джун можно назвать «я не мешаю тебе думать, что мы друзья, но не более того». Если это преступление, то интроверты совершают его каждый день.

Отбила жениха. Отбить никого нельзя ни у кого, если «отбиваемый» сам этого не хочет. Но в данном случае как раз Босини был активной стороной. Автор так же, как про необыкновенную красоту, постоянно упоминает, что Ирен была пассивна, а мне кажется, что ее так называемая пассивность была просто сжатой внутри пружиной. Когда наступил момент, пружина выстрелила и вся пассивность исчезла.

Отношения Босини и Джун. А были ли они на самом деле? Вся форсайтская рать за спиной  обсуждала и осуждала выбор внучки Старого Джолиона, которой старик потакал во всем. Босини - молодой человек «без средств», творческий, эмпатичный.
Джун - это слегка упорядоченный вихрь, которому сложно противостоять.
Джун нашла Босини, Джун сделала выбор, энергичная, стремительная, полная решимости, привлекательная и… богатая. У неё деньги - у него талант. В глазах общества опять таки прекрасная сделка.

А любовь идёт своими путями и не спрашивает разрешения.
Ирен впервые в жизни полюбила. Как же она поступает? Манипулирует, интригует?
Она просит Сомса отпустить ее, напоминая про данное ей перед свадьбой обещание. Когда понимает, что Сомс не намерен это обещание выполнять, внутренняя пружина Ирен начинает потихоньку готовиться к освобождению.

Ее упрекали, что она «изменила мужу». Это уже вообще ни в какие ворота - муж ее обманул, воспользовался моментом ее слабости много лет назад, дал обещание, которое выполнять даже не намеревался, а она должна «хранить ему верность».
Нет уж, голубчик, если платишь фальшивой монетой, не жди в ответ честности.

Что там ещё? Виновата в смерти старого и молодого Джолиона?
Побойтесь Бога.
Старому Джолиону было глубоко за 80, а молодой знал о своём смертельном диагнозе задолго до смерти.

Ну и самый главный грех - разбила светлое чувство юных. Давайте не забудем, что в викторианской Англии «не ужились - разбежались» не могло быть по определению.
Браки заключались навсегда, а развод был огромным скандалом. Поэтому утверждения, что надо было дать молодым решить самим, не от мира того.
Отец Джона был несчастен в первом браке, да и во втором тоже нельзя сказать, чтобы был очень счастлив. Счастлив он был с Ирен.

Мать Джона была очень несчастна с Сомсом. А с Джолионом она была счастлива, даже если на первом месте всегда был ее единственный сын. Сын, который видел с каким обожанием его отец относится к матери и для которого это обожание было естественным чувством.

И вот два немолодых, опытных, много переживших человека видят, что их единственный сын попал под влияние дочери закоренелого врага. Вы бы обрадовались? Я бы нет.
А узнав эту дочь поближе, они безошибочно делают вывод о характере девушки: собственница, стяжательница, интриганка. Автор романа неоднократно упоминает эти характеристики из уст разных персонажей.
Неужели никто из родителей в такой ситуации не попытался бы открыть сыну глаза? Не верю.

Джон влюблён. В это верится. А влюблена ли Флер? Вот в это верится с трудом. Ей отчаянно хочется заполучить Джона, «обеспечить его за собой» и вволю наиграться новой игрушкой. Она даже не интересуется, а что, собственно, собой представляет Джон, чем он дышит, что он любит, что для него приемлемо, а что нет. Ей надо добиться своего любой ценой. Поэтому она не гнушается ложью, интригами, манипуляциями, уверенная, что все можно, если «борешься за любовь». К моему искреннему удивлению, очень многие читатели с ней согласны.
 
Только они забывают, что для Джона такие качества в любимой девушке не просто неприемлемы, он даже вообразить себе не может, что такое бывает.
Точно так же про это забывает и Флер. Она ведёт борьбу за любовь в первую очередь не с родителями Джона и не со своим отцом - она воюет за Джона против Джона, как это ни парадоксально.

Так что должны сделать родители, которые прекрасно понимают, чем закончится этот «брак по любви» и сколько горя он принесёт их сыну?
Те, которые обвиняют Ирен, что она воспользовалась смертью мужа, чтобы оторвать сына от Флер, они помнят, что Флер отправила Сомса договариваться о браке между ней и Джоном непосредственно после двух тяжелейших потрясений - Джон узнал правду о матери и потерял отца?

Ирен ставят в вину, что она произнесла «Дорогой мой мальчик, не думай обо мне, думай о себе». (Типа, ханжа, лицемерка, святоша, сначала давила на бедного ребенка психологически, а потом еще и свалила на него ответственность за решение. Там вообще было много всего в комментариях, особенно «почему она не подала на развод вместо того, чтобы страдать» - это меня особенно умилило. Такая девственность сознания).
А ведь Ирен сказала это, по существу прощаясь с Джоном. Она была уверена, что он выберет Флер, и понимала, что на этом ее собственная жизнь закончится. Не Ирен ставила сына перед выбором, а сама стояла перед ним, готовясь больше никогда в жизни не увидеть его, готовясь отпустить сына к той, которую он так страстно и отчаянно любил.
И именно тогда Джон задумался, а в самом ли деле он так любит Флер, чтобы пожертвовать для неё всем, что было смыслом его жизни.
Те, кто называют Джона тряпкой, размазней, маменькиным сыночком, забывают, что у Джона незаурядный интеллект, твёрдые принципы, которые Флер при всем старании не смогла прогнуть под себя и сильный характер. И умение видеть фальшь. Он продолжал любить Флер, даже видя ее манипуляции и ложь, но он уже понимал, что не сможет жить с ней. Поэтому он сделал выбор.
Это был его осознанный выбор. Мужской и взрослый.
© Анна Чадвик


Рецензии