Матчасть академики. Оси, признаки и манифест

Академика как типология, возможно, станет, а возможно, не станет популярным и действующим инструментом.
Обычно в мире для оценки эффективности учебных заведений применяются сложнейшие математические формулы, а здесь, похоже, есть какая-то комбинация доморощенной философии, скулхакинга (которого так боятся "мэтры" образовательной системы), и активной пропаганды самообразования.

Если меня спросят, зачем вообще плодить столько производных от детищ Аушры и Александра (имеется в виду А.Афанасьев), зачем добавлять ещё и социологический аспект и кому всё это выгодно, я отвечу, что это может стать выгодно всей академической среде  уже в ближайшие десятилетия.

Дело в том, что феминизм и мультикультурализм как явление во многом способствуют продвижению академических, а  с ними и экономических, и духовных свобод, а идея партиципативности делает ВУЗы всего мира гораздо устойчивее к кризисам и более гибкими организационно.

Собственно, практическое применение посттипологии "Академика" - это оптимизация процесса онбординга преподавателей с повышением или расширением квалификации, а также равномерного, нетравматичного распределения учебной нагрузки между студентами и соискателями. Инструмент скорее практический, чем "клинически-лабораторно-апробированный", но всё же, как я надеюсь, действенный.

Предоление академического снобизма и шаг в мир большей открытости и функциональности - второй компонент просветительской миссии.

Итак, какие дополнительные критерии и оси ввожу я как автор типологии?

1. Практицизм - Теоретическая слаженность
2. Негласная титулярность - Этническое разнообразие
3. Доступность- Элитарность
4. Консерватизм - Неотехнократия
5. Материализм - Клерикальность

Здесь (на пунктах 2 и 5) остановимся поподробнее. Дело в том, что алгоритмы множества соцсетей доступны и приносят пользу преимущественно секулярным пользователям, да и сами ВУЗы не особенно рады видеть проповедников и теологов у своих дверей, и тем более в кабинетах.

Тем не менее, западные (британские, европейские, американские, канадские, австралийские и т.д.) аналитики считают, и не без оснований, что каждый ВУЗ имеет свою скрытую идеологическую парадигму.

Итак, какие сложности могут возникать здесь?

Творческие люди, а точнее, намного более 60% упомянутых в онлайн-энциклопедиях и компендиуамах 'household names', стали примером удивительной идеологической непоследовательности. То, что сейчас можно объяснить нейропластичностью, богатством коупинговых (адаптивных) механизмов и последствиями (а для кого-то всё ещё перспективами) глобализации, раньше называлось мракобесием, невежеством или одержимостью. Хорошо бы забыть те времена, но важно помнить их, чтобы самим быть гораздо эффективнее и дальновиднее.

Новая экспериментальная идеология академической сферы предполагает сочетание максимальной научной точности и интуитивной чуткости, корректности научных диспутов, теоретических построений и априорной веротерпимости.

Собственно, любая страна или организация, начиная бороться с экстремизмом в своих рядах, ориентируясь исключительно на поступки и игнорируя настроения и ценности, в долгосрочной перспективе обречена на разложение или самосхлопывание, а возможно, и частичное забвение.

В чём же радикальная новизна здесь?

В том, что формирование личности получателей образования и соискателей степеней в ближайшей степени будет еще в большей степени делегировано им самим.

В том, что появится ещё большее количество так называемых first-generation specialists,  и родовая память, возможно, станет в большей степени элементом декора и в меньшей степени главным обстоятельством, влияющим на выбор профессии.

В том, что сотворчество ученика и преподавателя станет новой нормой, а не притчей во языцех.

В том, что сами государства будут воспринимать разнообразие, дауншифтинг и аутсорсинг как реальные факторы развития экономики.

В том, что наконец-то интуицию признают фактором, не противоречащим дисциплине.

В том, что "другая" внешность или факт смешанного (этнически или социально) происхождения будут восприниматься как источник прогресса, а не фактор риска.

В том, что, например, менеджер по продажам будет самостоятельно корректировать свой план, а изобретатель сможет патентовать одну и ту же технологию в большем количестве стран.

В том, что новой формой прогресса станет реакадемизация производства, то есть расширение академических прав, свобод и перспектив рабочего класса (например, сложные лекции по философии для строителей, работников ХоРеКа, ремесленников)

И,возможно, в том, что представители малых народов и других альтернативных сообществ будут в большей степени наделены соответствующими знаниями и полномочиями.

6. Плюрализм мнений - Интеллектуальная монокультура

7. Эргономика рабочего места, графика и учебного пространства - Стандартизация пространства и графика

8. Человек для технологии - технология для человека

9. Пафос - Атмосферность

10. Устная - письменная культура

(Да-да, существуют ВУЗы и колледжи, в которых нормой является минимум конспектирования, весьма удобные для аудиалов места).



Источники вдохновения:

Лекции по ТРИЗ/АРИЗ на русском языке (до 2012 г.)
Лекции по нейробиологии и социологии на английском языке (2016-2020 гг.)
Биографии изобретателей А.Лавлейс, И.Сикорского, Н.Теслы, Т.Эдиссона. (англ. и укр. версии)

Онлайн-дискуссии на форумах по развитию гейм-техник и ИИ (на разных языках)

История ВУЗов Западной Европы и феномена технического прогресса.

История космического туризма:('Star Queries abridged', 'Hidden Figures' by Margot Lee Shetterly, Robin Miles)

Лекции по логике и философии (ОНУ им.И.И.Мечникова (2006-2012), КПИ им. И.И.Сикорского (2018, спецкурс)

Наработки просветительских проектов "ЯЛектор" в Одессе, работа философского общества "Агора". (2008-2015 гг.)

Лекции по музеологии и истории искусств (англоязычные подкасты)

Практика создания эксприментальных театров

Практика посещения ретритов под Одессой (2012 г.)


Рецензии