Вновь зазвучавшая музыка

И остались тогда мне прекрасные звуки:
шум дождя, птичья трель, звон гитарной струны.
Но потом словно чьи-то коварные руки
заслонили мне их пеленой тишины…

Не люблю писать инвалидские стихи. приведённый выше отрывок из немногих таких стихотворений «верьте, люди, в любовь», которое написала для своей автобиографической повести.
Всё это как-то отзвучивало в душе и мыслях, пока ехала. Обрывки стихов и воспоминания о музыке, с которой была тесно и довольно долго связана моя жизнь. А ещё задавалась вопросом, на что я на этот раз замахнулась? О чём я могу говорить с профессиональными музыкантами, когда уже почти двадцать лет не в теме из-за отсутствия слуха.
Очень волновалась. Давно так себя не накручивала.
@id200072936 (Ольга Грачёва) и её муж
@gaboy32 (Сергей Шахов) встретили нас в дверях уютной квартиры.
Ольга и Сергей нашли свой жизненный путь в музыке. Ольга пианистка, Сергей играет на многих музыкальных инструментах: кларнет, саксофон, гитара, блок флейта… Оба успешные педагоги, которые преподают музыку как взрослым, так и детям. Они образовали творческий дуэт Кларино  – кларнет и фортепиано, участвуют и в других музыкальных коллективах. Молодые, красивые, одарённые. Работать и творить ребятам совершенно не мешает тот факт, что они оба полностью незрячие.
Как и во всех интервью, я задаю вопросы, а Илья пишет ответы в Ватсапе.
- Давайте с детства начнём. Жизнь с музыкой было вашим выбором или за вас решили родители?
- В 4 года мама стала водить меня на занятия музыкой, - рассказывает Ольга. Была основная идея - развить осязание и слух у слепого ребёнка. У меня оказался абсолютный музыкальный слух.
Моего педагога звали Нина Васильевна. Сперва я играла на детском пианино, потом перешла к взрослому.
- С удовольствием занимались или заставлять приходилось?
- Занималась всегда с радостью.
- Вы родились в Питере?
- Нет. Родилась я в Адыгее, в Майкопе. Музыке училась в музыкальной школе в Армавире. Знаменитая музыкальная школа. Известный незрячий музыкант Олег Аккуратов, которого многие считают гением, выпускник той же школы. Олег на год меня старше. Именно он учил меня импровизировать в джазе. Сейчас Олег играет в оркестре Бутмана.
- уже тогда для Вас началась активная музыкальная деятельность?
- Да, я уже в то время стала ездить на гастроли, участвовала в международных конкурсах, мастер-классах.
- Где Вы с Сергеем познакомились? Как образовался ваш музыкальный дуэт?
- Мы познакомились в колледже в Курске, где оба учились. Потом поехали в Воронеж, там закончили ВУЗ и там же поженились.
- А в Питер когда переехали?
- В 2019 году. Как раз пандемию застали.
- Но вообще-то как город на Неве вас встретил?
- Встретил замечательно. Одна доступная среда чего стоит. А культура какая: концерты, театры.
- Вы гастролируете по России или за рубежом тоже?
- В основном по России. В Петербурге много выступлений? Сейчас больше с группой good Kompany. Нас семь человек: клавишные, саксофон, труба, бас-гитара, гитара, ударные.
- Где именно выступаете?
- Кафе, концертные залы, корпоративы, частные мероприятия.
В 2011 году я выступала в Большом зале филармонии с симфоническим оркестром. Было огромным счастьем оказаться среди такого количества прекрасных музыкантов.
- Сергей, а откуда Вы? И как Вы пришли в музыку?
- Я родился в Омске, где и закончил школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. В детстве был у меня остаток зрения, но в 16 лет ослеп полностью.
После школы приехал в Курский музыкальный колледж. Хотел учиться гитаре, но меня не взяли. Предложили кларнет. Ну а позже кларнет мне и самому понравился.
Ребята показывают свои инструменты.
Рассматривать очень интересно. Я жалею только о том, что нет возможности оценить их звучание.
Изящная электрогитара Сергея. Американская, фирмы «Дин». Клён.
В 2009 году Ольга купила эту гитару на свои первые деньги, заработанные в колледже.
Почти невесомый армянский дкдук. Персиковое дерево. Ручная работа. В детстве я примерно так представляла дудочку. Хозяева с уважением рассказывают и показывают ценный инструмент. Кларнет, изготовленный из чёрного дерева в начале двадцатого века во Франции. За свою долгую – я не побоюсь слова жизнь, кларнет несколько раз менял механизм, но основа из дорогого чёрного дерева осталась. С годами звучание кларнета всё лучше, как у скрипки Страдивари. Я не без трепета думаю о том, что первый кларнет, увиденный мной, оказался таким хорошим, вызывающим благоговение, инструментом.
Знакомлюсь с впечатляющих размеров саксофоном с низким звуком.
- Для людей с хорошим музыкальным слухом, - продолжаю я разговор, - не переносимы, говорят, дилетантские ошибки в музыке. Когда я училась, мне, действительно, попадались строгие преподаватели. За ошибку можно было и по пальцам схлопотать. А ещё до сих пор помню, как сосед с нижнего этажа, профессиональный скрипач, не выдерживал наши с сестрой занятия музыкой, прибегал ругаться. Вы педагоги строгие?
- Я педагог строгий, но сама по себе добрая, - отвечает Ольга – я требую от учеников внимательного, серьёзного отношения к музыке.
- Ноты, как и раньше, для незрячих по брайлю?
- Да, всё как раньше. Нужно пальцами читать. Мы с Сергеем так же преподаем во Мге Ленинградской области в интернате для слабовидящих. Там дети учатся по зрячим нотам. И это несколько облегчает работу.
- Жизнь непростая сейчас. Как, на ваш взгляд, не стало меньше любителей музыки?
- Музыку любить будут всегда. Это неистребимо, чтобы ни случилось.
- Ольга, для себя, для души что играете?
- Рахманинова люблю. А ещё свои импровизации играю.
- Вы сочиняете музыку?
- Да, но часто не записываю.
- А Сергей?
- Сергей делает аранжировку.
- Современные технологии, гаджеты помогают в быту, в ориентировании?
- Гаджеты очень помогают.
- Навигационными приложениями пользуетесь?
- Пользуемся. Сопровождающие нам не нужны. Но в смартфонах навигаторы слабоватые, в айфонах лучше.
- Мне трудно судить, - отвечаю, - Но специалист экстра-класса Анатолий Киселёв очень хорошо отзывался о навигаторах именно на андроиде.
Чем увлекаетесь помимо музыки?
- я увлекаюсь керамикой, которой занималась ещё в Воронеже, а ещё вяжу крючком.
Я с восхищением рассматриваю керамические изделия: домик гномика, лампу-слон.
- Ещё я люблю в свободное время, - говорит Ольга, - рассматривать на ощупь красивые предметы: ювелирные изделия, поделки. Мне это заменяет медитацию.
Оля дарит мне на память шкатулку и кольцо из бронзы, выполненное ювелиром из Адыгеи Асей Евтых. Ася очень известный признанный ювелир. Её изделия были выставлены в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.

Я бесконечно благодарна Ольге и Сергею за эту тёплую встречу, за доброту, уют и эстетичность. И ещё - за эту зазвучавшую в душе музыку.


Рецензии