Рекомендации на мои книги и проекты

     Григорий Островский, Натан Щаранский, рав Йосеф Менделевич, Дина Рубина, Леонид Гомберг, Слава Полищук

     ***
     Живопись, скульптура и графика еврейских художников хранится в Русском музее в Петербурге, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А. Пушкина, Театральном музее имени А. Бахрушина в Москве, других музеях России, а также в единственном в своем роде частном Музее современного еврейского искусства Александра Фильцера в Москве.
            Григорий Островский, доктор искусствоведения, профессор          
            "Мартиролог еврейских музеев", газета «Вести», Израиль, 28.2.1996
 
     ***
     На книгу А. Фильцера “Еврейские художники в Советском Союзе 1939–1991 из собрания Музея современного еврейского искусства в Москве”, Иерусалим, 2008 
     Еврейский национальный проект при поддержке Фонда Президента Государства Израиль. Первая книга о еврейском национальном искусстве в послевоенном Советском Союзе.
     Издана при поддержке:          
     THE STATE OF ISRAEL PRESIDENT'S FOUNDATION "AMOS"             
     MEMORIAL FOUNDATION FOR JEWISH CULTURE, NEW YORK, USA               
     THE JEHOSHUA RABINOVICH TEL-AVIV FOUNDATION FOR THE ARTS, ISRAEL
     THE INSTITUTE FOR JEWISH STUDIES, ISRAEL
     JERUSALEM BRANCH OF WORLD WAR II VETERANS' ASSOCIATION, ISRAEL

     *               
     Это необычная и очень интересная книга знакомит нас с еврейским национальным искусством. В том государстве, где мы когда-то жили, большинство образованных и культурных людей даже не задумывались о том, что у нас есть свое изобразительное искусство, что рядом с нами живут художники, посвятившие свою жизнь еврейскому искусству. Книга, в которой собраны прекрасные произведения еврейских художников, безусловно, заслуживает нашего внимания. Благодаря ей евреи, да и не только евреи, смогут познакомиться с искусством, долгие годы остававшимся неизвестным и неисследованным.               
            Натан Щаранский          
    
     *
     Это важная историческая книга и подобных ей ранее не было. Как известно, в советский период история еврейского народа в России не записывалась. Советский режим подавлял граждан путем слез и насилия, но наш народ своим восстанием против жестокой власти в 70-х – 80-х годах добился победы и удостоился массовой алии. Возрождение народа в изгнании - это знак его славы и великолепия, который заслуживает изучения и осмысления. Оказывается, что исследование еврейского национального искусства тоже может дать правдивое объяснение тем идеям, которые витали в воздухе и волновали и вдохновляли еврейскую интеллигенцию в России. Благодаря этой книге мы открываем неизвестный мир еврейского национального искусства, существовавшего в подполье, и то, как художники пытались выразить свои идеи в приемлемом для власти виде.               
       Рав Йосеф Менделевич,
       участник еврейского национально-освободительного движения в СССР.
       Узник Сиона с 1970 по 1981 
 
     ***
     На книгу А. Фильцера «Современное еврейское искусство: галут — алия — Эрец Исраэль», Иерусалим, 2011.
     Издана при поддержке Института еврейских исследований, Иерусалим.
     Предисловие: Иосиф Менделевич.

     *
     Предисловие А. Фильцера
     Эта книга является продолжением изданной в 2008 году книги “Еврейские художники в Советском Союзе 1939–1991 из собрания Музея современного еврейского искусства в Москве”. Каким образом подпольный музей мог существовать в нелегкие "советские" годы? Только как музей-невидимка. Ни разу до 1987 мы не употребили по отношению к нашему проекту слов "музей" или "выставка". Квартира, в которой можно было увидеть вначале несколько десятков, а со временем и до тысячи произведений искусства, долгое время не привлекала внимания карательных органов. Ее не посещали иностранцы и диссиденты, у нас не было связей с движением отказников и художников-нонконформистов. Нашей целью было помочь "простым советским евреям" как можно больше узнать о национальном искусстве и о нашей уникальной цивилизации. И я рад, что нам это удалось.
     Евреи, в общем-то, считаются культурным народом, однако до сих пор ни организации, ни частные лица не обеспокоились судьбой уникального собрания, на базе которого подготовлены наши книги.
     Часть репродуцированных в издании произведений взята из собрания этого, закрытого в 1999 году, музея. Такие произведения отмечены знаком museum. Другая часть работ предоставлена художниками, коллекционерами или организациями. Некоторые иллюстрации взяты из находящихся в нашем собрании книг, изданных в Советском Союзе. В этом случае мы не указываем технику и размеры оригинала. В биографиях художников, за исключением достаточно известных художников старшего поколения, перечислены музеи, в которых находятся их произведения. Наш музей в биографиях не упомянут, поскольку в его собрании имеются работы всех представленных в книге авторов. Мы ограничились кругом мастеров, приглашенных участвовать в проекте и не пытались представить всех художников, репатриировавшихся в последние десятилетия.
     Стихи и песни, в том числе переложения Теилим и переведенные с идиш "Еврейские песенки", которые помещены в книге без указания автора, взяты из моих книг или публикуются мной впервые.
     Надеюсь, что эта книга познакомит читателей с нашим национальным искусством и поможет им сформировать собственное мнение об этом удивительном феномене.
   
     *
     Александр Фильцер задумал очень интересную книгу о творчестве репатриировавшихся художников. По-моему, это не только нужная книга о еврейском искусстве, а еще и книга-исследование еврейской души.
Нам известно, что не только мы, но также и наши души находятся в изгнании. Души, которые являются частью Ш-хины, ушедшей в галут вместе с нашим народом. Опустели тогда поля, перестали приносить свои плоды деревья, исчезло пророчество, возможное только в Эрец Исраэль. Ибо пророчество – это вдохновение, оживление души, проявляющееся при её связи с Б-жественым Присутствием.
Еще в древности наши пророки предсказали, что в предвосхищении Избавления и Возвращения природа страны вновь оживет, заколосится пшеница на полях, и снова начнут созревать чудесные плоды. Мы с вами сегодня этому свидетели и очевидцы.
Ну, а вдохновение – пробудится ли оно вновь? Интереснейший вопрос! Вот на него и попытался ответить Александр Фильцер. И что вы думаете? У него получилось! Те прежние советские художники, которые постигали догмы "социалистического реализма", изображали русскую природу и русское небо – вернулись в свою страну и прозрели. Их еврейская душа проснулась, пробудилась, преобразилась под сводом неба Б-жественного!
     Посмотрите на их новые работы. Они увидели свет, который, как свидетельствует мидраш, был сохранен для праведников. Это свет Исраэля, это Земля Исраэля, это народ Исраэля! Это чудо, что бывшие "советские граждане" с замороженной в неволе душой открыли для себя заново её особую еврейскую неповторимость.
     Евреи! Смотрите во все глаза! Это – наше! Наконец-то и по-настоящему – только наше! Читайте и вглядывайтесь в работы художников. Перед вами еврейская душа – страдавшая, измученная, еще ищущая себя, но уже находящаяся дома, в своей стране, в своей атмосфере. Это великое предзнаменование того, что вслед за одухотворенными талантами и весь народ вскоре вернется и обретет себя вновь!
     Спасибо вам, Александр, за эту книгу-предвосхищение!               
     Рав Йосеф Менделевич, участник еврейского национально-освободительного
     движения в СССР. Узник Сиона с 1970 по 1981
     Элул 5768, Ерушалаим

     ***
     На проект: Еврейская балалайка в русском балагане:
     Книга первая: "Еврейская балалайка", Ерушалаим, 5779 - Москва, 2019
     Книга вторая: "В русском балагане", Ерушалаим, 5780 (2020)

     *
     Прочел. Хорошая книга. В вопросах веры не вижу каких-то проблемных мест. Это
     еврейская жизнь, пропущенная через восприятие автора, Александра Фильцера.
     Живая душа. Поэтому Ваша книга живая, затрагивающая за душу.   
     Ее надо постараться опубликовать в России для массового читателя.
     Самобытно, живо, волнующе.
     Печатайте с Божьей помощью!
                Рав Йосеф Менделевич, участник еврейского      
                национально-освободительного движения в СССР      
                Узник Сиона с 1970 по 1981

     *
     Александр Фильцер - человек легендарный. Еще в конце 70-х годов он организовал в Москве Музей современного еврейского искусства, который был подлинной отдушиной в культурной жизни той поры. В 1999 году он уехал в Израиль, где издал несколько великолепных альбомов, посвященных изобразительному искусству и духовной культуре евреев.
     Саша - поэт, автор нескольких сборников стихов. Новая книга Фильцера "Еврейская балалайка" (первая часть двухтомника) представляет удивительное сочетание сведений Торы и ТаНаХа с откровенным разговором о базовых установлениях иудаизма, болевых точках еврейской истории, лингвистическими изысканиями, да и просто с анекдотами и байками - "хохмы и майсы"; есть даже небольшая повесть "Рут Ивановна" - вполне серьезное литературное произведение. И все это по-хозяйски уложено автором в 120 страниц немелкого текста.
     Есть в книге Фильцера утверждения, которые покажутся спорными российскому читателю. Но, во всяком случае, перед нами позиция одного из членов национально ориентированной религиозной общины Израиля, голос которых мы слышим редко в России.
     Только не стоит многое из того, о чем говорит автор, понимать буквально и принимать за чистую монету. Фильцер приводит историю о том, как двести лет назад в сукке толковали о разном известные еврейские мудрецы Шнеур-Залман и Мотл Чернобыльский. Их беседа неожиданно прервалась, когда с крыши прямо на стол свалился Сендер Долевер, собиратель всяких удивительных историй. Некий редактор еврейского журнала посетовал: мол, главных персонажей этой истории я знаю, а вот кто такой Сендер Долевер не слышал. Сендер – это Александр на идиш, а Долев - ишув, в котором живет Фильцер. Не будем уподобляться этому редактору.
     Леонид Гомберг, литератор, 27.10.2019

     ***
     На интернет-проект «Хаим Евреинов. Современная еврейская поэзия и художники»

     *
     "Сочетание нескольких видов искусств всегда интересно и благотворно. Влияние поэзии на музыку, литературы на живопись издавна прослеживались в русской культуре. Думаю, и в еврейской культуре, которую успешно представляет Александр Фильцер, это соседство и слияние искусств тоже сыграет свою положительную роль".
     ДИНА РУБИНА

     *
     "Радостное для всех нас событие. Известный распространитель еврейской культуры и искусства, поэт, писатель и подвижник, Александр Фильцер, открыл новый проект, посвященный творчеству евреев в Израиле, России и СССР. Читайте его стихи и наслаждайтесь работами еврейских художников! Это должно быть невероятно интересно. Посещайте почаще!"
     Рав ЙОСЕФ МЕНДЕЛЕВИЧ, участник еврейского национально-освободительного
     движения в СССР. Узник Сиона с 1970 по 1981
   
     *
     Саша Фильцер – Собиратель.
     Собиратель объединяет разрозненное, разобщённое не по своей воле, восстанавливает целое. Именно этим большую часть своей жизни он занимается. По крайней мере все те годы, когда мне посчастливилось быть знакомым с ним, а значит и с его собранием, что неотделимо друг от друга. Саша собирает работы еврейских художников, еврейское искусство. Так, как он это понимает. Но самое главное, он собирает художников, которых любит. Любовь собирателя к своим авторам делает собрание уникальным.

     Саша – Художник.
     И как каждый хороший художник придумал для себя страну-мечту – Еврейское искусство. И создал по крупицам, сначала в своей московской квартире в Измайлово, а потом на холмах Иудеи и Самарии, в Долеве.

     Саша Фильцер – Поэт.
     В своей стране он даёт имена всему живому. Созданная им страна-собрание открыта для всех, не имеет границ, как и подобает мечте.

     Слава Полищук, художник, преподаватель Бруклинского колледжа,               
     магистр искусств, профессор в институте Пратта, Нью-Йорк


Рецензии
Впечатляют и имена и их сопряжённость!

Зус Вайман   10.03.2023 07:48     Заявить о нарушении
Шавуа тов, Зус!
Всегда рад тебе.

Александр Фильцер   11.03.2023 19:44   Заявить о нарушении