Хаос

Хаос по Айвазовскому. А вон там сверху
-- божий лик, который отображается в водах

Chaos (Greek, khaos) refers to the formless or void state preceding the creation of the universe or cosmos in the Greek creation myths, more specifically the initial "gap" created by the original separation of heaven and earth.

ХАОС В МИРОВОЙ ТРАДИЦИИ

Терминология. Греческое слово khaos означает "пустоту, пустое пространство, бездну.

Несколько иначе "хаос" понимается у впервые введшего этот термин в культурный оборот Гесиода. Для него хаос -- это движущаяся, бесформенная масса, из которой организуются, как космос -- то есть уже упорядоченное пространство, -- так и сами боги. Впрочем, Хаос по Гесиоду и сам является таким примитивным (не в смысле несложным, упрощенным, а в смысле первоначальным) божеством, из которого породились почкованием, либо делением, как делятся клетки, такие божества, как Земля (Гея), Бездна (Тартар) и Любовь (Эрос). Из Хаоса также родились Мрак (Эреб) и -- логично было бы предположить Свет, но ничего подобного, Ночь (Нюкта). Однако все это описано у Гесиода, хотя и главного авторитета по ранним богам, но далеко не истине в последней инстанции. Как там это обстояла у антиков, ученые спорят до сих пор, и никогда к единому мнению не придут, потому что надежды на отыскание каких-то новых источников нет.

Хаос как источник всего ныне существующего пытались уже не на мифологическом, а на философском уровне осмыслить Гераклит и пифагорейцы, но и от них практически ничего до нашего времени путного не дошло. Что же касается Овидия, который охотно и много болтал о Хаосе, то это уже сплошная поэзия, то есть метафорический образ, не имеющий никакого особого космологического или философского смысла.

Me Chaos antiqui (nam sum res prisca) vocabant:
Aspice quam longi temporis acta canam.

Хаосом звали меня в старину (ибо я вещь первоначальная),
Слушай, каких долгих времен дела я пою.

Lucidus hic aer et quae tria corpora restant,
Ignis, aquae, tellus, unus acervus erat.
Ut semel haec rerum secessit lite suarum
Inque novas abiit massa soluta domos,
Flamma petit altum, propior locus aera cepit,

Светлый сей воздух кругом и три вещества остальные -
Пламя, вода и земля были одной кучей.
Но разлучил их раздор, и они разделили владенья,
А разделивши, ушли каждое в область свою.
Пламя взлетело наверх, поблизости занял место воздух,

Sederunt medio terra fretumque solo.
Tunc ego, qui fueram globus et sine imagine moles,
In faciem redii dignaque membra deo.
Nunc quoque, confusae quondam nota parva figurae,
Ante quod est in me postque videtur idem.

А посредине нашли место земля и вода.
Я же, сгустившийся в шар и безликою бывший громадой,
Всем своим существом богу подобен я стал.
Ныне же, малый храня былого смешения образ,
Сзади и спереди я виден единым лицом.

Так у Овидия Хаос (=двуликий Янус) описывает сам себя.

В библейской же традиции все это создается богом из ничего. Таким образом библейская традиция в отличие от античной, незнакома с понятием хаоса. В раннехристианской традиции хаос, понятие о котором пришло скорее из античного, чем библейского мира, рассматривается, как некая первоначальная масса, скомбинированная из первородной воды и первородной темноты. В любом случае хаос предшествует творению. Правда, отцы-церковники очень возражали против такого кощунства. "Сотворил бог землю и воды из ничего, значит из ничего и сотворил, и никакого хаоса не было. Вообще ничего не было". Именно на такой позиции настаивал такой признанный дока в христианской космологии, как Августин.

В обыденном смысле понятие хаоса, как беспорядка, всеобщего смешения (в голове у тебя полнейший бардак (=хаос)) возникло по историческим меркам совсем недавно, уже в наше время. Так, английские исследователи называют елизаветинскую эпоху, то есть предшексировские и раннешекспироские времена.

ИДЕЯ ХАОСА В НАУКЕ

В это же время понятие хаоса проникает в науку. Центральной здесь становится идея о хаосе, как о смешении элементов. Парацельс даже рассматривает хаос как один, первоначальный элемент, из которого происходят все остальные. Одним из фундаментальных понятие хаоса стало в термодинамике с легкой руки Ван Гельмонта, голландского -- э-э, как его правильно назвать -- ибо, занимаясь кабалистикой и магией, он одной ногой стоял в шарлатанстве, а исследуя свойства вещей, другой ногой шагнул уже в науку, став одним из основоположников современной химии. Само слово "газ" этимологически происходит от слова "хаос" (по-голландски ???? произносится именно как gas). И не только слово, но и понятие газа, как хаотического смешения разных элементов Ван Гельмонт позаимствовал из идеи хаоса. Любопытный факт: многие научные идеи, если проследить их до оснований, являются производными мифических и обыденных понятий.

Но если идея хаоса, как первоначального смешения элементов, до сих пор господствует в науке -- и не только в термодинамике, но и в астрофизике, в молекулярной биологии, то объяснить, как из этого смешения рождается порядок, в отличие от мифологии современная наука, так и не сподобилась. Она отлично объясняет, как предоставленные сами себе различные элементы -- например, элементарные газы -- самопроизвольно (путем смешения) приходят в состояние хаоса -- это пожалуйста, а вот как хотя бы газ самопроизвольно может выделить из себя эти элементы, при всех стараниях объяснить никак не удается.

Хотя с некоторыми явлениями самопроизвольного упорядочения в природе хорошо знакомы не только ученые, но и обычные инженеры. И не в космическом масштабе, а в самой даже повседневщине. Речь идет, например, о флуктуации.

Допустим, в замкнутой электрической цепи обязательно возникает самопроизвольно ток, даже если цепь не подключена к источнику электричества. Те кто работает с высокоточными электрическими и тепловыми измерениями, просто в отчаянии от этой флуктуации. У самого точного измерительного прибора стрелка обязательно слегка подрагивает возле какого-то установившегося значения -- это и есть флуктуация, избавиться от которой никак не удается.

Но ведь флуктуация это как раз и есть то самое превращение хаотического движения молекул в упорядоченное. И тот факт, что флуктуации очень малы -- их значение в объеме газа определяется формулой Найквиста "[флуктуация] пропорциональна величине 1/?N" (вместо вопроса здесь должно быть корень из N, но у меня нет редактора формул; N же-- число молекул в данном объеме, чтобы было ясно сколько это напишу цифрой N = 10000000000000000000, и это всего лишь в 1 кубическом сантиметре газа) -- не меняет принципа: самопроизвольное упорядочение замкнутых систем есть: и это главное.

ОБРАЗ ХАОСА У ТЮТЧЕВА

Понятие хаоса зацепилось не только в науке, но и в искусстве. Правда, в основном в смысле беспорядка, смешения всего со всем. Хаос, как первооснова жизни и материи, как-то не очень прижилась в искусстве Нового времени. Но есть исключения. Одним из таких поэтов, глубоко пронзенных идеей первобытного хаоса был наш Тютчев:

     Когда пробьет последний час природы,
     Состав частей разрушится земных,
     Все зримое вокруг покроют воды.
     И Божий лик отобразится в них.

То есть однажды все распадется на свои первоначальные элементы, превратится в хаос, и над этим хаосом воссияет божий лик, то есть дух нового созидания, создания нового порядка из превратившегося в обломки старого. Так будет совершатся вечный круговорот Вселенной.

Тютчев, похоже, буквально физически ощущал этот хаос:

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла -- и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами --
Вот отчего нам ночь страшна!

О своеобразии творчества Тютчева, о его странной космогонии, где важную роль играет хаос, хорошо писал Соловьев: "Но и сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, -- природной и человеческой, -- основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей 'поэтической литературе'".

Большим поклонником поэзии Тютчева был художник Айвазовский. И его не оставляла идея хаоса, которую он даже пытался выразить графически. Художник был маринистом, то есть писал морские пейзажи. Будучи человеком верующим, он неоднократно обращался и к библейским сюжетам, связывая их и идею хаоса с морскими видами.

ИДЕЯ ХАОСА У МАЛЕВИЧА
http://proza.ru/2023/02/27/184

Идею хаоса замечательно также отобразил своим "Черным квадратом" Малевич. Это автор данной миниатюры усек на выставке работ художника в 1988 году в Русском музее.

Поначалу шли ранние работы Малевича: пейзажи, жанровые сценки. Все так пристойненько и благородненько: люди как люди, природа как природа -- реализм и только, разве лишь чуток с модным тогда импрессинистическим уклоном. Потом художник начал фордыбачить. Пропорции фигур людей и предметов становились искаженнее, бьющая через край цветовая палитра на глазах примитизировалась и скукоживалась. Потом вообще пошли рисунки, чуть ли не детские: палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.

Но и на этом художник не остановился. Пошли вообще не корреспондирующие ни с какими предметами наборы линий и цветовых пятен. И закончилось все это рядом квадратов: желтый, красный, и, как апофеоз -- черный. Сам ли художник что-то такое мыслил, или это была задумка устроителей выставки -- не знаю.

В любом случае идея Хаоса вырисовывалась стопудово: все многообразие мира, все его многоцветие и многоформие поглощается или, лучше сказать, смешивается в великое Ничто. Но ведь можно сказать и иначе, если начать осмотр с "Черного квадрата":  мир возникает из Ничто. Из Хаоса постепенно возникают множество форм и цветов


Рецензии