Тайна двуглавого орла

Двуглавый орел не выдуман специально для геральдики, он имеет свою древнюю историю. Из далекого прошлого до нас дошли парные изображения зверей и птиц: есть пары неравноправные - когда один из зверей терзает другого, а есть пары союзные - одинаковые звери и птицы, обращенные друг к другу. Из века в век эти пары сближались так, что их шеи переплетались, и по закону уплотнения изображения и смысла, в символах сливаются в одно их тела, а головы остаются две, то есть перед нами два существа, слитые в равноправном единстве. Самые распространенные пары - львы, кони и орлы. Но всегда ли это было так в случае с двуглавым орлом? Попробуем восстановить его историю.

Двуглавый орел - очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Этот символ был распространен в Шумерской культуре, древние хетты также хорошо его знали. Государство хеттов, древнего индоевропейского народа,  возникло в Малой Азии на территории современной Турции, и к середине II тысячелетия до н.э. достигло своего расцвета. Столица Хеттского государства находилась неподалеку от современного турецкого села Богазкей, и там было обнаружено самое большое древнее (VIII век до н.э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Считается, что двуглавый орел был официальным символом хеттских царей. В VI веке до н.э. изображение двуглавого орла широко распространилось в Мидии, расположенной восточнее бывшего Хеттского царства. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов (I век н.э.),  а затем и арабскими правителями, которые изображали этот символ на своих монетах. В Персии двуглавый орел был символом победы.

“Римские полководцы имели изображение двуглавого орла на своих жезлах, как знак главенства над действующей армией. Позднее он был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти” [1]. В 330 году н.э. римский император Константин Великий переносит столицу Римской империи в Константинополь, так из Рима двуглавый орел попал в Византию, но он не стал официальным символом Византии,  не был он и символом императорской семьи Палеологов, последних византийских императоров (хотя некоторые историки  считают его государственным гербом Византии).  Византия располагалась на древней земле хеттов, поэтому “завозить” этот символ туда не было нужды.  Складывается впечатление, что этот символ был очень хорошо известен древним народам, хотя его мистический смысл со временем был утрачен в Европе и Малой Азии.

А вот Индия сохранила и мистический смысл этого символа, и память о нем. “В Упанишадах Джива (душа) и Ишвара (Бог) индивидуальное “Я” и Всеобщее “я” сравниваются с двумя птицами, сидящими на одном дереве, т.е. человеческом теле. Джива действует и пожинает плоды своих действий. Ишвара же сидит спокойно подобно стороннему наблюдателю и следит за действиями другой птицы. Когда Джива обращает свой взор к Ишваре и осознает, что она не более чем Его отражение или образ, она избавляется от страданий и боли. Когда ум направлен на познание Ишвары, все прочие земные желания улетучиваются и исчезают. Так достигается познание Атмана” [2]. В индийской мифологии у двуглавого орла даже есть свое имя, его зовут Шри Ганда-бхерунда. Согласно индийскому эпосу “когда Господь Нарасимха явился чтобы покарать демона-злодея Хираньякашипу, в нем пробудилась безмерная ярость. Никто не мог успокоить его, тогда сам Шива принял облик чудесного существа – летающего льва и своими крыльями обнял его, однако это не помогло, и безмерный гнев Нарасимхи вырвался наружу и принял облик двуглавого орла Ганда-бхерунды” [3]. Таким образом, двуглавый орел в индийской мифологии это гневное, разрушающее божество. Вместе с тем, он главный божественный воин-защитник, поэтому покровительство двуглавого орла Ганда-бхерунды неизменно воспринималось в Индии как гарант будущей победы. Изображение двуглавого орла в штате Карнатака в Южной Индии особо популярно, его можно увидеть над управлением полиции, над центральной почтой, на всех полицейских машинах, рейсовых автобусах, даже на скамейках в ботаническом саду.

Предполагается, что европейцы заново открыли для себя символ двуглавого орла во время крестовых походов, после чего он стал часто использоваться в европейской геральдике. Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих во время крестового похода  посещал Византию и видел этот символ во дворце Василевсов.  До 1180 г. на печатях, монетах и государственных регалиях, как и на личных вещах императора, не было двуглавого орла.  Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе стали изображать оба символа. Разграничение этих символов произошло в начале XV века, и император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной римской империи. С 1806 по 1919 год (после распада Римской империи) двуглавый орел становится гербом Австрии.  И в настоящее время он помещен на гербы многих европейских государств, а также масонских лож.

Европейские ученые толкуют символ двуглавого орла по-разному. Орел - царь птиц, с древности он считался символом царей земных и небесных. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда. Существует множество изображений Бога Солнца Гелиоса, который путешествует по небу в колеснице, запряженной четверкой коней. Кони на Руси также были слугами Солнца, стремительно несущими его по небу, и найдено изображение коней с одним туловищем и двумя головами. Исследователи полагают, что конные пары - знак летнего солнцестояния. Но есть очень редкие изображения Бога Солнца Гелиоса в колеснице, запряженной двумя двуглавыми орлами, причем они разного цвета, белый и черный.  Что это? День и ночь? Свет и тьма? Возможно, это символы весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи, и черный орел  - осеннее равноденствие, когда одна голова смотрит на уходящее лето или жизнь, а вторая - на приближающуюся зиму, мрак и смерть, а белый орел - символ весеннего равноденствия, когда жизнь возрождается. Тем не менее, существует одна малоизвестная версия. В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы часто встречаются в  декоративном искусстве балтийского региона. Они представляют принесенную жертву, рассеченную вертикально птицу на последнем этапе культового действа. Данное изображение стало символом власти князя, приносившего жертву богам для процветания подвластной ему дружины. Считалось, что вертикально рассеченная птица-жертва охраняла воинов от враждебных действий потусторонних сил. Эта гипотеза объясняет в какой-то степени изображения вертикально рассеченных птиц хеттов и индусов, помещавшихся на зданиях в средние века. До XVIII века изображения вертикально рассеченной птицы встречались над входной дверью и на зданиях в Пруссии. С приходом христианства в католических странах символам изображений животных стали придавать отрицательное значение, тогда как на Руси и в странах Востока эти символы сохранили позитивно-магическую функцию оберега.

И этому есть объяснение и глубокие исторические предпосылки. Ведь священные Упанишады Индии придавали двуглавому орлу огромное духовно-мистическое значение. Вот как Упанишады объясняют символику двуглавого орла: “Есть две птицы, сидящие на одном дереве. Они символизируют Дживатму (индивидуальную душу) и Параматму (всеобщую душу) на древе мира. Одна птица вкушает плоды, в то время как вторая только наблюдает, как свидетель. Но, о чудо, две птицы в действительности являются одной, несмотря на то, что они кажутся двумя. Они – два аспекта одной сущности – единого, которое проявляет себя двумя способами” [4]. Однако, эти две птицы с единым телом, упоминаемые в Упанишадах смотрят друг на друга, но как получилось так, что со временем они стали смотреть в разные стороны?

И этому мы находим объяснение в индийском писании “Панча-тантра”, представляющем собой собрание назидательных историй. Там есть следующая поучительная история, связанная с Ганда-бхерундой [3]. У этого двуглавого орла его различные лики сначала жили мирно и дружно, а потом с большим упорством начали спорить между собой по любому возможному поводу. Каждая голова всячески стала пытаться подчеркнуть свою независимость и поэтому всегда поступала иначе, или прямо противоположно, чем другая голова. Однажды первая голова нашла где-то чудесный нектар амриту и собралась его вкусить. Но вторая голова резко заявила: “Я протестую! Нектар не требуется нашему желудку”. Первая голова явила самоволие и все-таки приступила к еде. Тогда охваченная сильнейшим негодованием вторая голова птицы решительно приняла яд. В результате обе, являвшиеся частями одного тела в одночасье умерли. Но божество не может умереть, поэтому спустя некое время Ганда-бхерунда воскрес. Но с тех пор, головы, находящиеся на одном теле стали смотреть в разные стороны.
 
Наиболее древним архитектурным памятником Индии с орнаментом в виде двуглавого орла считается ритуальный постамент “Ступа двуглавого орла”, что сохранился в древнем городе Таксила, к сожалению, этот город сейчас находится на территории Пакистана и его довольно сложно посетить. Опишем его со слов очевидцев: “Предположительно строение было возведено в первом столетии нашей эры. Поскольку Таксила имела очень выгодное территориальное положение, за нее всегда шла ожесточенная борьба. Именно сюда прибыл военным походом Александр Македонский, привнеся в этот регион некоторое влияние греческой культуры. Позже на протяжении нескольких столетий в Таксиле доминировало учение Будды. Поскольку именно в буддийской сакральной архитектуре используются особые постаменты-ступы, вероятно, ступа двуглавого орла была построена именно буддистами. Интересная особенность данной постройки такова: левая арка живописует традиционный греческий храм; центральная – ведический храм в архитектурном стиле Гандхар, и именно на ней восседает двуглавый орел; правая же арка выглядит как буддийская пагода или храм джайнистов с обычным для нее орлом на крыше. Если рассматривать композицию в целом, двуглавому орлу отведено доминирующее место” [3].   

Н.К.Рерих уделял очень большое значение древним символам. Он пишет: “Откуда эта фибула с прорезным, точно готовым для эмали изображением двуглавого орла? Ведь такая же была найдена в так называемых готских могилах Северного Кавказа. Из Доринга (Длинный камень), из Трансгималаев эта древняя фибула. Носила ее женщина на своем кокошнике и с трудом уступила ее. Как на кокошнике? Откуда кокошник в Трансгималаях? Кто знает откуда? Кто решит, откуда попал в Тибет типичный кокошник, красный усеянный рядами и фигурками бус и ракушек?” [5].

Итак, изображение двуглавого орла Рерихи встретили даже в Тибете. И это не редкий, единичный случай, многочисленные изображения двуглавого орла украшают стены легендарного монастыря Тикси в Ладаке (по образу и подобию которого была позже построен дворец Потала в Лхасе). Монастырь Тикси один из древнейших монастырей Ладака. Когда мы обратили внимание самих монахов на изображение двуглавого орла на стене, они сказали, что это не орел, а утка с двумя головами, которая является по их преданиям хранительницей священных текстов и древней мудрости. Вот так архаические представления, которые заметил еще Н.К.Рерих, проявляются в современности. И эти проявления очень многочисленны, сходные изображения двуглавых орлов встречаются в находках предметов звериного стиля, причем они выглядят, как близнецы-братья, и неважно где они были найдены: в Тибете, на Урале или в Иране, и в каком веке изготовлены в I тысячелетии до н.э. или в VII-XVIII веках н.э.

Еще Н.К.Рерих заметил интересную особенность, что изображения двуглавых орлов в Тибете часто встречаются вместе с изображением единорога. Он писал: “Тибетцы чтут символ единорога и уверяют, что у них есть антилопа-единорог. Англичанин Ходсон видел ее. Встают воспоминания о единорогах геральдики и гобеленах Клюни” [5].
 
Официальная дата первого использования изображения двуглавого орла в качестве государственного символа России 1497 г. Но мало кто знает, что примерно за 10-20 лет до этого, при великом князе Московском Иване III, деде Ивана Грозного, отчеканили после долгого перерыва золотые монеты. Были они двух типов: малые и большие. Большие монеты назывались "корабельниками" - по изображению на них корабля. На другой стороне находился крест, в углах которого располагались четыре единорога. Русский "корабельник" был скопирован с английской монеты, где единорогов не было, а изображались львы. Конечно, факт появления на русской монете единорогов вместо львов явно был не случайным, о чем свидетельствует изменение ранга сторон монеты. У английской монеты главной была сторона с кораблем. У русской ею стала сторона с крестом и единорогами. Мотивы, по которым на золотых монетах появились единороги, современным историкам неизвестны. Чтобы понять их, решим сначала вопрос: почему на монетах не отчеканили двуглавых орлов вместо английских львов? Ответ, казалось бы, прост: двуглавый орел тогда еще не стал гербом. Однако такой ответ сразу превращает единорога на монете в эмблему, сопоставимую с государственным гербом. Но единорог при Иване III и его сыне Василии III в таком статусе не употреблялся. Поэтому можно предположить, что мотив использования изображения единорогов, а позднее замена их на двуглавых орлов оказался неизвестным современным ученым потому, что это были древние сокровенные символы, которые появились совсем не случайно в русской геральдике [6].
 
Когда же  символ двуглавого орла стал  гербом России? Мнения историков по этому поводу расходятся. Известный историк XVIII века В.Н. Татищев, ссылаясь на «Старую историю Соловецкого монастыря», считал, что этот герб принял Иоанн Великий (III)  после брака (в 1472 г.) с морейской принцессой Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Драгаса. В подтверждение этой версии обнаружилась жалованная грамота Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона,  а на обратной её стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 г. и сохранилась до наших дней, и это первое  известное официальное использование двуглавого орла в России.

Эту же версию поддержал и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», он один из первых, кто обратил внимание на эту печать. Однако в настоящее время историки опровергают эту версию. Двуглавый орел не был символом Византии и императорской семьи Палеологов (хотя  на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии  Софьи Палеолог, и был выткан черным шелком двуглавый орел). Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.  На французской миниатюре XIV века изображен император Иоан VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе,  подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла. Можно предположить, что, двуглавый орел никогда ни в Византии, ни позже в Риме, не был символом империи или власти, он оставался лишь чисто духовным, сакральным символом. Лишь в России он стал государственным символом.

Недавно была выдвинута и новая, более правдоподобная, версия появления двуглавого орла в России, по которой Иван III принял этот символ, чтобы подчеркнуть свое равенство с европейскими монархами, имевшими в своих гербах орлов, а также быть равным первому монарху тогдашней Европы - германскому императору. В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович, положивший начало династии Романовых, при котором в 1625 году был принят герб - двуглавый орел с тремя коронами. При его сыне царе Алексее Михайловиче было принято первое изображение орла с распростертыми крыльями под тремя коронами и с символом власти - скипетром и державой в лапах. Орла в то время изображали золотым на красном поле. С 1699 г. Петр I учредил орден Святого Андрея Первозванного, и в герб были введены изображения ордена  и орденской цепи. Императорские короны вместо царских появились на гербе России после присвоения в 1721 г. Петру I титула Императора Всея Руси и Отца Отечества, а на груди Орла стал изображаться всадник, которого с 1727 г. официально назвали Святым Георгием. Цветовая гамма герба - черный орел на золотом фоне и серебряный всадник на красном поле - окончательно установилась при Екатерине Великой.  При Николае I, Александре II  и Александре III в герб были внесены некоторые изменения, и он просуществовал до 1917 г.
 
В XVII веке двуглавый орел взлетел на шатры Московского Кремля. Здесь тоже все было основано на глубочайшей и очень сложной символике. Сама конфигурация кремлевских стен - четырехугольник, стремящийся к треугольнику. Так средневековые зодчие совместили два религиозных символа - города Святой Троицы "Царствия Треугольного" и четырехугольных стен Небесного Иерусалима из Апокалипсиса - Царствия Божия. Первый каменный шатер, выложенный зеленой черепицей - символ Божественной Сени, Защиты и Покрова, появился на Спасской башне в 1625 г. К концу XVII века такие же шатры увенчали все кремлевские башни. Шатры символизировали священность московского Кремля - "алтаря Москвы", а их зеленый цвет был уподоблен цвету стен Небесного Иерусалима. В XVII веке двуглавые орлы появились на четырех проездных кремлевских башнях - Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой. Причем их расположение в плане тоже давало трапециевидную фигуру, по форме близкую к конфигурации стен Кремля, как бы воспроизводя и повторяя ее. В марте 1918 г. в Кремль переехало большевистское правительство, и в том же году 1 ноября на Лобном месте при огромном скоплении народа "торжественно" сожгли всю государственную символику дореволюционной России, особенно поглумились над двуглавым орлом, ему  предварительно перебили крылья, а вместо скипетра и державы в лапы вставили нагайку и цепи. Двуглавые орлы были сняты и на все четыре башни Кремля установили звезды из уральских самоцветов, которые позже заменили на рубиновые.

Значение двуглавого орла в российской геральдике до конца неясно. Считается, что этот символ олицетворяет верховную власть государя-самодержца и идею освобождения и объединения русских земель, но этот смысл ему придали позже, чем он появился на Руси. В середине XIX столетия в книге «Русская геральдика» А.Б. Лакиера дано следующее, более правдоподобное объяснение символа: «Око государя было обращено на Восток и Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». И это объяснение до сих пор популярно. На печатях и денежных купюрах изображение двуглавого орла просуществовало до 1918 г., правда, без державных атрибутов власти. На денежных купюрах Временного правительства достоинством в 250 рублей орел изображался на фоне свастики.

Потом на долгие годы двуглавый орел исчез из Российской символики, пока Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1998 г. не был утвержден Государственный герб РФ: золотой двуглавый орел на красном фоне, автор эскиза герба художник Е.И.Ухналев. Так двуглавый орел вновь занял свое почетное место в жизни россиян, хотя неизвестно хорошо это или плохо, когда священный, сакральный образ становится государственным символом.

апрель 2018 г


                ЛИТЕРАТУРА

1. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М. Центрполиграф. 2007.
2. Сатья Саи Баба о Ведах и Веданте. М. Амрита-Русь. 2006.
3. Гададхара Пандит Дас. Двуглавый орел в легендах Востока. М. Философская книга. 2017.
4. Упанишады. Практика постижения истинной реальности. М. Амрита. 2016.
5. Рерих Н.К. “Путеводные знаки”. Журнал “Вестник Арияварты”. №2. 2002.
6. Симонов Р. "Почему двуглавый орел победил единорога?" Журнал "Чудеса и приключения". №6.1998.


Рецензии