Закат экономики динозавров
Себестоимость производимых ТНК и ТНБ товаров и услуг составляет весьма незначительную долю розничной цены — менее 10%, с тенденцией к снижению. Остальную часть составляют непроизводственные издержки, налоги, маркетинг, продажи, маржа посредников, прибыль акционеров.
Всем понятно, что перемещение информации в пространстве даётся многократно дешевле перемещения физических объектов. Физическое присутствие работников в офисах это стереотип: незачем ехать на работу и сидеть в офисе, чтобы совершать звонки, делать расчёты, верстать документы, общаться на совещаниях, изготавливать цифровые продукты, проводить встречи, если все вопросы (за исключением деликатных) можно решить дистанционно. Кроме того, масса рутинных операций по администрированию и учёту может быть автоматизирована.
Более того, не всегда, особенно в небольших городах, можно найти подходящих специалистов для какой-либо работы, да они и не всегда требуются. Такими специалистами могут быть фрилансеры, исполняющие срочные проекты. Штат сотрудников может быть переменным, в зависимости от задач и загруженности виртуального офиса.
Возможность дистанционной занятости, а также дистанционной розничной торговли делает лишними затраты на офисы и гипермаркеты, личные автомобили, разгружает общественный транспорт. Для работы, равно как и для покупок, достаточно иметь мобильный или стационарный терминал с доступом к интернету, а для продаж — сайт. Работать и покупать не просто можно в домашних условиях, а нужно — это дешевле, это удобнее, это проще.
Владельцы офисных небоскрёбов, торговых центров, мегамоллы и гипермаркеты станут испытывать финансовые проблемы. Площади, занимаемые коммерческой недвижимостью, станут постепенно опустошаться даже несмотря на снижение арендной платы. Поездка в гипермаркет за покупками (исключая отчасти продукты питания) дело совершенно бессмысленное, это напрасная трата времени и денег. Гораздо проще купить либо заказать товар через сайт, поскольку интернет предоставляет невероятный выбор, а также возможность сравнить товары по функциональности, цене и качеству, почитать отзывы, а получить его в ближайшем пункте выдачи, либо заказать доставку на дом.
Зачем производить товары, которые неизвестно кто купит? Не лучше ли принимать заказы на производство через телемагазин или сайт или вообще производить на месте? Например, напечатать на 3D-принтере кроссовки выбранного дизайна, вплоть до уникального, и нужного размера? И без всяких брендов. За копейки.
Потребление услуг, особенно цифровых, также изменится, поскольку их очень легко фрагментировать, измерять и изменять. Зачем платить за пакет в 200 телеканалов, если интерес потребителя не выходит за рамки 15-ти? Зачем платить ежегодную абонентскую плату авансом, если ты не знаешь, где, когда, что и сколько ты будешь потреблять? Почему ты не можешь иметь возможность подписаться на пакет в 100, 50, 25 каналов (пусть стоимость каждого отдельного в пакете будет выше с уменьшением их числа) или вообще покупать отдельные интересующие тебя передачи? Фактически в существующих пакетных продуктах потребитель оплачивает цифровой балласт. То же самое относится к телекоммуникационным операторам мобильной связи, продающим в пакетах балласт общения, а не взимающим оплату за фактически потреблённую услугу связи.
Не нужно ходить в кино. Нужно, чтобы кино ходило к тебе.
С образовательными услугами точно то же самое. Зачем несколько лет посещать здания, если вполне можно учиться из дома? И учиться не всему, что может пригодиться в жизни, а тому, что тебе нужно выучить, что тебе полезно и интересно. Современные школы, колледжи и университеты — это устаревший формат образования, нагружающие выпускников слишком уж однородным и усреднённым балластом. В результате рынок труда получает людей стандартных и что-то знающих, но никому не нужных и мало что умеющих.
Несколько вопросов к СМИ. Почему потребитель должен оплачивать рекламу, которая им манипулирует? Почему она попадает в его информационное поле навязчиво, без его ведома? Если человеку что-то нужно, он всегда может либо обратиться к сети, либо позвонить специалисту.
Процесс цифровизации жизни, погружения рынка труда, шопинга и сервиса в интернет приведёт к колоссальным переменам в системе ценностей, представлений, человеческом поведении, образе жизни вообще, которые уже происходят. Стряхивание с плеч потребителей экономического балласта даст возможность вздохнуть малым населённым пунктам. Небоскрёбы опустеют, на дорогах мегаполисов не будет пробок, наберёт силу деурбанизация, получит импульс малоэтажное строительство. Техногенная гонка будет заметно приостановлена, люди станут предпочитать простые, недорогие, функциональные и долгоживущие вещи, которые будут оказывать минимальное негативное воздействие на природу.
За балласт платит тот, кому либо наплевать на расходы, либо кто действует в своём выборе не самостоятельно, либо кто поставлен в условия выбора без выбора.
Даже гигантским государством можно управлять через блогеров и соцсети.
Даже кухарка может управлять государством.
У меня есть идея создания интернет-канала под рабочим названием "Мухсранск-ТВ", который будет транслировать события исключительно из российской глубинки.
Свидетельство о публикации №223022700193