Пушкин Символы новеллы о Смерти 2

Пушкин
Гробовщик символы новеллы о Смерти 2

К бегло собранной нами коллекции символов в новелле (первой потом повести из собрания покойного И.П. Белкина, переданных анонимному издателю А.П.)  прочтение трудов внимательного В.Шмида  позволило изготовить доппаек  из этих самых символов  повествования о пути от Любви к Смерти  с пляской «макабр» и чаепитием с ромом:

- Смерть–выгода — парадокс торговца гробовщика

- ритуальная колесница (катафалк) класса «похоронные дроги», Пушкин долго выбирал его (класс) = знаковое устройство передвижения к могиле = Аду по библии … ему уже были суждены эти простые дроги

- «последние пожитки» переселения семьи гробовщика Адрияна Прохорова с Басманной (Немецкой Слободы) на Никитинскую = предметы жизни вытеснены предметами смерти: «кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами»

- желтый (!) цвет нового дома (уже не лавки!) и одновременно мастерской гробовщика = будто это дурка как  будущее Обуховской больницы в СПб, в которой томиться Герману Германну без права на смерть и похороны

- ворота нового жилого имею новую вывеску:

«Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат и починяются старые» = об этом мы уже терлись, но есть нюанс: а где инфо о производстве!?

- гробы = они  у Адрияна стоят не на складе или в отдельной шоу-рум, а прямо в гостиной = он заядлый гробовщик смешивает сферы жизни и смерти будто по диалогу :
Гамлет: Неужели он не сознает рода своей работы, что поет за рытьем могилы?
Горацио: Привычка ее упростила.
   Гамлет: Это естественно. Рука чувствительна, пока не натрудишь

- посуда…  не хватает только черепа шута бедолаги  Йорика …

- мертвецы  - приглашены… на серебряную свадьбу Шульца …

- последний  тост: «За  здоровье  тех,  на  которых  мы  работаем,  unsarer  Kundleute!»  = Sans paroles

- мертвецы но православные приглашены Адрияном в пику  басурманам поганым (иноверцам)  к ужасу работницы = это же святотатство и Такое  приглашение,  противоречащее  всем  христианским  истинам  веры  и  ужасающее  работницу ,  является  вполне  логическим  следствием  абсурдного  мышления  гробовщика о  мертвых  как  живых…

- макабр

- смесь абсурда и парадоксов для простого смертного … (опустим)

- фантастика сна пьяного гробовщика… (также потом…) = это вторая часть Сна Татьяны! Да еще и драка со скелетом Курилкина!

- солнце – пробуждение к яви … Ужасом  и  смертельным  страхом  гробовщик  оплатил  свой  долг,  долг  перед  жизнью.  Долг  платежом  красен,  как  говорит  центральная  пословица  новеллы.  Удовлетворение,  которое  предвещает  пословица,  войдет  как  составная  часть  в  новообретенную  мрачным  гробовщиком  радость.

- пословица немца-сапожника Шульца = пример абсурда: веселый немец употребляет русскую пословицу, но, говоря «тем русским наречием, которое мы доныне без смеха слышать не можем», он немного коверкает речевое клише: «Живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не обойдется»
Очевидно сам того не подозревая, немецкий сапожник придает русской пословице оттенок оксиморона.

Как, вероятно, автор всей своей повести, переполненной абсурдом, мистикой и парадоксами … или "парадоксальностями"

***
Источник:
Шмид Вольф. От парадокса к абсурду – новелла Гробовщик
Шмид В. Дом-гроб, живые мертвецы и православие Адрияна Прохорова О поэтичности Гробовщика -1993

***
Бонус :

Формулы гамбургские Вольфа Шмида:
 
Гробовщик – первенец русской новеллистики
Гробовщик - начало  психологизма  и  характерологии  в  русской  прозе.


Рецензии