Пушкин Символы новеллы о Смерти 2
Гробовщик символы новеллы о Смерти 2
К бегло собранной нами коллекции символов в новелле (первой потом повести из собрания покойного И.П. Белкина, переданных анонимному издателю А.П.) прочтение трудов внимательного В.Шмида позволило изготовить доппаек из этих самых символов повествования о пути от Любви к Смерти с пляской «макабр» и чаепитием с ромом:
- Смерть–выгода — парадокс торговца гробовщика
- ритуальная колесница (катафалк) класса «похоронные дроги», Пушкин долго выбирал его (класс) = знаковое устройство передвижения к могиле = Аду по библии … ему уже были суждены эти простые дроги
- «последние пожитки» переселения семьи гробовщика Адрияна Прохорова с Басманной (Немецкой Слободы) на Никитинскую = предметы жизни вытеснены предметами смерти: «кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами»
- желтый (!) цвет нового дома (уже не лавки!) и одновременно мастерской гробовщика = будто это дурка как будущее Обуховской больницы в СПб, в которой томиться Герману Германну без права на смерть и похороны
- ворота нового жилого имею новую вывеску:
«Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат и починяются старые» = об этом мы уже терлись, но есть нюанс: а где инфо о производстве!?
- гробы = они у Адрияна стоят не на складе или в отдельной шоу-рум, а прямо в гостиной = он заядлый гробовщик смешивает сферы жизни и смерти будто по диалогу :
Гамлет: Неужели он не сознает рода своей работы, что поет за рытьем могилы?
Горацио: Привычка ее упростила.
Гамлет: Это естественно. Рука чувствительна, пока не натрудишь
- посуда… не хватает только черепа шута бедолаги Йорика …
- мертвецы - приглашены… на серебряную свадьбу Шульца …
- последний тост: «За здоровье тех, на которых мы работаем, unsarer Kundleute!» = Sans paroles
- мертвецы но православные приглашены Адрияном в пику басурманам поганым (иноверцам) к ужасу работницы = это же святотатство и Такое приглашение, противоречащее всем христианским истинам веры и ужасающее работницу , является вполне логическим следствием абсурдного мышления гробовщика о мертвых как живых…
- макабр
- смесь абсурда и парадоксов для простого смертного … (опустим)
- фантастика сна пьяного гробовщика… (также потом…) = это вторая часть Сна Татьяны! Да еще и драка со скелетом Курилкина!
- солнце – пробуждение к яви … Ужасом и смертельным страхом гробовщик оплатил свой долг, долг перед жизнью. Долг платежом красен, как говорит центральная пословица новеллы. Удовлетворение, которое предвещает пословица, войдет как составная часть в новообретенную мрачным гробовщиком радость.
- пословица немца-сапожника Шульца = пример абсурда: веселый немец употребляет русскую пословицу, но, говоря «тем русским наречием, которое мы доныне без смеха слышать не можем», он немного коверкает речевое клише: «Живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не обойдется»
Очевидно сам того не подозревая, немецкий сапожник придает русской пословице оттенок оксиморона.
Как, вероятно, автор всей своей повести, переполненной абсурдом, мистикой и парадоксами … или "парадоксальностями"
***
Источник:
Шмид Вольф. От парадокса к абсурду – новелла Гробовщик
Шмид В. Дом-гроб, живые мертвецы и православие Адрияна Прохорова О поэтичности Гробовщика -1993
***
Бонус :
Формулы гамбургские Вольфа Шмида:
Гробовщик – первенец русской новеллистики
Гробовщик - начало психологизма и характерологии в русской прозе.
Свидетельство о публикации №223022700344