Камертон любви


КАМЕРТОН   ЛЮБВИ

"За две минуты до любви". Городской драматический театр "студия" под
руководством Л.И. Ермолаевой. Художник Татьяна Ефимчук.
Постановка: Алена Устинова, она же: Женщина с гитарой.
Девушка в белом - Елена Кансурова.
Он - Борис Санкович./
В спектакле заняты: Игорь Малахов, Сергей Бичиков.

Как отличить произведение искусства от подделки и не ошибиться?
С помощью каких инструментов уловить Божью искру таланта в глыбе блестящей породы ? По каким приметам, боясь примитивного противопоставления - "нравится - не нравится" - распознать в первых шагах дебютанта уверенную поступь Мастера ?
Есть только одно отличие,  один инструмент, одна примета.

Если при первом же взгляде на сцену, при первых же репликах актеров, при первых звуках увертюры главной Темы вдруг откликнется в душе собственный камертон, если зазвучит - и как зазвучит! - пробуждая ушедшие в самые отдаленные уголки "светлые ноты надежды" - можно не сомневаться - эту дивную мелодию "из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил" извлекла рука Мастера.

На спектакле "За две минуты до любви" камертон звучал, не переставая. Ассоциативный ряд был  выбран, очевидно, продуманно и потому беспроигрышно. Высокие качели и высокий диалог о высоком сразу же напомнили - да и не могли не напомнить спектакль Омского драматического театра  "Двое на качелях" с Т.Ожиговой и Н.Чиндяйкиным и пробудили щемящую ностальгическую грусть, оставшуюся о нем в памяти. Песни под гитару с текстами, так напоминающими бардов 60-70-х годов, заставили искать ассоциации - и привели сразу к двум открытиям. Во-первых, звучали не "песни прошлых лет", а песни, стихи и музыку к которым написал автор спектакля - Алексей Декельбаум. Во-вторых, песни не сатирические,а самые что ни на есть лирические и современные. Темы, заданные  спектаклем, по мере их звучания диктовали вопросы, которые - мне казалось, что все это видели - словно буквы бегущей строки все ярче горели над сценой: " Что движет Солнце и другие звезды?" "Если правда, что Бог есть Любовь, то что такое Любовь?" " И что это такое - Добро и Зло?" "Утверждение,что "добро должно быть с кулаками" - действительно утверждение? Или в конце необходим знак вопроса? И на какое слово сделать интонационное ударение в предложении "добро должно быть с кулаками?.."

Словно теплый ветер вырвался из волшебных мехов,словно льдинка выпала из сердца Кая, словно Апрель растопил декабрьский снег - но Бригантина , спавшая в штиле, вдруг пробудилась, ее паруса упруго затрепетали. Казалось, романтики расчехлили гитары, а грубая жизнь с ее "насущными хлебами" осталась наконец-то где-то там, далеко. На сцене - жизнь Духа. Да, темы вечные, не новые, и у всех на слуху, особенно теперь, когда можно говорить все - и о жизни после смерти, и о равенстве всех перед Богом… Темы- то вечные ,но с какой подкупающей простотой, с каким благородством  и искренностью, с какой головокружительной высоты они звучат! Как безыскусен и мудр, как далек от суеты и телесной надсадности в своей любви к Ней Он (актер Борис Санкович). Она  же (актриса Елена Кансурова)- вся земная. Он для нее -всего лишь сон, мираж. Она еще не знает, в отличие от Него, что им еще предстоит встретиться. Она не помнит, что они… уже встречались - всего лишь "любовь тому назад" -лет триста -четыреста, где-нибудь в Севилье…

И все же - как удалось создать на сцене ощущение теплого света, доброты? Как сумели актеры уйти от назидательности и патетики, которые мгновенно превратили бы спектакль в банальное лоскутное одеяло типично стэмовских скэтчей ? Ответ прост - вся маленькая труппа, работавшая над спектаклем, что называется, "живет в материале".Они - "Надежды маленький оркестрик под управлением Любви." Ими, как и героями спектакля, движет Любовь. Они  живут в ней и живут ею. Живет в любви к Слову и Творчеству Писатель (миниатюра "Добро"), к Истине и Искусству - "Отелло" и "дядя Вася" (миниатюра "Талант"). И даже "Чингисхан" (актер Сергей Бичиков) и "Диктатор", хотя и не научились еще в Чистилище любви к ближнему, но уже полюбили Добро в себе и желают исправиться…

По ощущению от работы труппы спектакль "За две минуты до любви" чем-то напоминает (снова заданные ассоциации ?) спектакль Омского драматического театра "Московские кухни".Сдержанная манера исполнения ролей и там, и тут сочетались с блистательными актерскими проходами - в Драме  Ю.Ицкова,С.Лысова, М.Василиади, Д.Лебедева, в театре "Студия"  - И. Малахова. И.Малахов поражает в этом спектакле не только отличной пластикой и умением мгновенно перевоплощаться в сложные характерные роли - но тем, как он сдерживает свой артистизм, дозирует его ровно настолько, насколько  этого требует спектакль.

И все же… Премьера спектакля в Доме актера вызвала желание сохранить его. Показать и "нетронутым глазам" -молодежи- и тем, кто вырос на песнях Окуджавы, Визбора и Галича. Для того, чтобы спектакль жил,ему, конечно, нужны сценические одежды - декорации. Но ему, конечно, нужна, как мне представляется , и более жесткая сценарная проработка. Пересечение главных линий в спектакле пока слишком "не по Эвклиду". Когда параллели пересекаются, не очень верится, что они должны были пересечься именно в этом месте. Миниатюры "Баллада о мужестве", "Талант",           "Добро", - это маленькие спектакли внутри большого. Они существуют почти автономно и представляют, на мой взгляд, угрозу целостности. А уж что-что, а целостность такому спектаклю, как этот, просто жизненно необходима. А песни… Может быть, их стоит исполнять автору и сделать их выраженной осью, на которую нанизываются жемчужины сцен?

Вслед за А. Декельбаумом хочется пожелать "многая лета всем, кого метит эта нелегкая и странная судьба" - быть проводником Добра. Хочется сказать "многая лета" и тем зрителям, в ком есть камертон, способный откликаться на его звучание. В спектакле А.Декельбаума, дебютировавшего в драматургии, уверенно звучат светлые ноты надежды и любви. А это означает только одно - что фраза "добро должно быть с кулаками" требует редактуры.

" Добро должно быть".
 И оно будет.
 Скажу больше - оно ЕСТЬ!
И никаких вопросительных знаков!

Опубликовано: «Вечерний Омск», 5.06.1999 г.
.


Рецензии
Из множества статей-рецензий в этом цикле выбрала эту по названию - "Камертон любви":) Тем более сегодня первый день Весны. Открыла - и сразу название спектакля - "За две минуты до любви"... И далее по тексту волшебное - встречались "любовь тому назад"...
Но это потом, а сначала, прочитав только название спектакля, такое трогательное и полное надежды, даже не просто надежды, а указывающее на счастливый исход, начинаешь переживать за актёров, за режиссуру, за всё театральное действо, потому что очень хочется, чтобы они "не подвели", чтобы оказались достойны названия. Поэтому каждое слово рецензии воспринимаешь с особым чувством и замиранием сердца, словно бы ты - часть труппы, словно бы это ты стоял на сцене, словно бы это ты рассуждал о Добре и Зле, Солнце и звёздах, о Боге и Любви и это к тебе будут обращены поощрительные или критические высказывания строгого рецензента.
Чуть-чуть расслабиться помогают вводные размышления - понимаешь, что автор рецензии не собирается писать с "закрытым сердцем", а полностью распахнут и готов внимать каждой своей клеточкой и "судить" по справедливости.
И когда льются слова одобрения, когда "камертон любви" рецензента звучит в унисон с тем, что происходит на сцене, ты выдыхаешь с облегчением.
Но... внимательный взгляд и благожелательный настрой всё-таки отмечают моменты, которые подлежат критике. Но высказана она так тонко, что (надеюсь, так было и в жизни) не вызывает обиды, к ней невозможно не прислушаться...
И завершающие фразы о Добре - полны света и оптимизма!
Спасибо!! Единственное, о чём можно сожалеть, о невозможности посмотреть спектакль...

С искренним теплом (уже весенним, какая бы температура ни была сейчас за окном),


Нила Кинд   01.03.2023 06:43     Заявить о нарушении
Слово "камертон" в названии оказалось ключевым. Вот и Ваш отзыв звучит в унисон со звучанием камертона любви. Звучание весны, капели, пробуждения чувств, искренности, открытости сердца...
Хорошо, то звучание моего "камертона" оказалось не пустым. Как у Чехова - "струна звенит в тумане". И кто откликнется на её звон - неизвестно. А Ваш отзыв показывает - отклик и созвучия есть.
И это радует.

С уважением и наилучшими пожеланиями

Виктор Винчел   01.03.2023 10:27   Заявить о нарушении