Невидимая брань

          Святые отцы говорят: «Великое благо для человека, что плоть его не дает ему видеть мира духов: ангелов светлых и ангелов падших». Светлых – потому, что душа его не может перенести их блеска и сияния, как глаза человека – сияния солнца. Темных – потому, что вид их настолько мерзок и ужасен, что, по словам преподобного Серафима Саровского, человек не мог бы жить, если бы увидел их, душа его рассталась бы с телом, если бы он увидел демона во всей его мерзости.
Евангелие о гадаринском бесноватом показывает нам тени, образы этого страшного мира падших ангелов: Господь промыслительно попустил демону овладеть несчастным человеком для того, чтобы показать нам, как страшны вечные муки, когда человек станет пленником и пищей темных духов уже навеки.

          Вся жизнь христианина – это духовная борьба. Святые отцы называют ее «невидимой бранью», это борьба души с падшими ангелами. Но особенно тяжелая борьба ожидает нас в час смерти. Как полководец составляет план для последнего боя, который решит исход войны, так и демон самое трудное сражение, самый горячий бой с душой приурочивает к часу смерти человека, который тогда, впав в греховное состояние, уже не сможет покаяться.

          Перед смертью человеку открывается иной мир. Видели вы глаза умирающего? Они устремлены вдаль, он видит каких-то существ, невидимых для нас. Или вдруг руки умирающего как будто отталкивают от себя какого-то невидимого врага, или губы его шепчут, призывая имена давно умерших людей.

         Самая страшная борьба с демонами будет у нас в час смерти, поэтому мы должны готовиться к ней заранее. В час смерти демон будет искушать нас нашими же страстями – теми, которым особенно подвержена наша душа. Всю жизнь диавол изучает нас, как некий тонкий психолог. Если человек подвержен гневу и злопамятству, то в час его смерти демон показывает ему лица его обидчиков, иногда уже много лет как умерших; он внушает, что из-за них разбита и погублена вся его жизнь. Иногда демон принимает вид близких умирающего, говоря шепотом: «Скорее бы он умер», – и душа человека приходит в смятение, последние его слова – не молитва к Богу, а проклятие своим близким или обидчикам и врагам, или же холодная ненависть к ним.

         Если человек был скуп и жаден, то в час смерти диавол искушает его мыслями о том, куда денется имущество и деньги, которые он накопил. Он представляет, что люди, которым достанется его богатство, попусту истратят его и превратят многие труды его в прах. Был случай, когда умирающий позвал своего брата, указал ему место, где спрятан ларец с драгоценными камнями, и велел его принести. Брат думал, что умирающий скажет, кому раздать эти камни для поминовения его души, но тот, из последних сил приподнявшись с одра, схватил сундучок и стал спешно глотать алмазы, чтобы унести их с собою в гроб, а когда брат попробовал отнять их, то больной впился зубами в его руку.

          Если человек был страстен и плотолюбив, то демон в час смерти показывает ему мерзкие, отвратительные образы блуда, и человек умирает, осквернив свою душу в этом грязном болоте. Это первое искушение – искушение страстями...

          Итак, если демон будет искушать нас скупостью и жадностью, то скажем ему: «Нагим я родился, нагим и уйду из этого мира, и то, что я думал иметь своим, — это все не мое, и я ничего не имею, кроме дел своих». Если он будет искушать нас злобой и ненавистью, то скажем: «Господи, прости меня, как и я прощаю врагов моих». Если страстными картинами, то будем молиться словами мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

          Продолжение следует..

          Архимандрит Рафаил (Карелин)


Рецензии