Невидимая брань

            

   


            Второе искушение — искушение гордыней. Демоны в час смерти начинают внушать человеку, что он великий подвижник, что он святой. Показывают человеку его стояния на молитве, совершенные им добрые дела, внушают ему, что за ним должны прийти с неба святые ангелы, взять его душу на руки и понести с пением к Богу. Говорят человеку, что за свои подвиги он будет увенчан сияющим венцом. И вот несчастный человек, поверив этому обману, ждет кончины как платы, которую даст ему Господь за труды. Но при последнем вздохе встречает душа его не ангелов, пришедших с неба, а сатанинский хохот. Человек, умирающий с горделивыми мыслями, уже этим уподобился сатане. В житии преподобного Макария Великого повествуется, что когда умирал этот святой отец, то демоны кричали ему: «Макарий, ты победил нас!», — а он отвечал: «Один суд человеческий, а иной суд Божий». Они снова кричали: «Ты победил нас!», — а он опять отвечал: «Я не знаю, сделал ли я за жизнь свою хотя бы одно доброе дело». И когда уже святые ангелы подносили душу его к вратам рая, последний раз крикнули демоны: «Видишь, Макарий, ты победил нас», — но он отвечал: «Нет, не я победил вас, а Христос, сошедший с небес».

            Итак, если демоны в час смерти будут искушать нас помыслами гордыни, скажем: «Я последний грешник и надеюсь спастись одной только милостью Божией».
Затем, третье искушение перед смертью — это искушение отчаянием. Демоны, если не успеют в других своих кознях, будут представлять перед человеком все его грехи в их мерзкой наготе, говоря: «Этими грехами ты оскорблял Бога; как ты, несчастный, надеешься быть прощенным: ты давно отвержен, ведь всякая твоя молитва была лицемерна, ты не исправлял своей жизни, каждое твое Причащение было тебе во грех, потому что ты причащался недостойно и этим попирал Кровь и Тело Спасителя. Несчастный, ты уже жертва ада, что ты молишься Богу теперь? И молитва твоя — ложь и лицемерие, и она не будет принята небом, а только прибавит грех ко грехам твоим» — и тому подобное, таким образом ввергая несчастного в бездну отчаяния и безнадежности.

             Но, как бы ни был человек грешен, до последней минуты он должен уповать на милосердие Божие. Есть такая пословица: «Пока дышишь — надейся!».
Некогда, во времена царствования императора Маврикия, был в Византии жестокий разбойник, который наводил страх на население целой области. Император не раз посылал отряды воинов, чтобы захватить его, но он был неуловим. Тогда император издал указ, в котором обещал простить разбойника, если тот добровольно придет к нему. Разбойник был поражен такой милостью и вскоре явился во дворец. Маврикий ни словом не упрекнул его, напротив, принял как самого достойного гостя. Эта встреча с императором так потрясла разбойника, он решил посвятить свою жизнь служению Богу и императору, но неожиданно заболел; его положили в больницу, и вскоре он скончался. И все недоумевали: «Помилован ли разбойник Богом? Ведь он не совершил после своего обращения ни одного доброго дела, а жизнь его вся была каким-то кровавым безумием!». Но вот начальник больницы, в которой умер разбойник, видит сон. И видит, как ангелы пришли за душой разбойника. Демоны представили огромную хартию, список его грехов. Ангелы же не могли найти в жизни разбойника добрых дел, но вдруг один из них вынул из-под подушки, на которой лежал умерший, платок и сказал: «Всю жизнь этот человек посвятил сатане, но последнюю ночь он посвятил Богу. Перед смертью своею он каялся и плакал, вот его платок, мокрый от слез». Демоны тут же исчезли. И действительно, после этого под подушкой умершего нашли платок, весь мокрый от слез. Итак, и в час смерти надейтесь на милосердие Божие!

              Продолжение следует...


Рецензии