Радости от жизни и опыт из детства

Эпизоды памяти. Зарисовка 16.

Вчера зима напомнила о себе. Небо потемнело. Пошел снег. Сильный ветер с завыванием как в старину. Поземка наметает на тротуар снежные горки. Жесть. Пришлось идти по проезжей части дороги. Машин проезжает мало, водители едут осторожно, входят в положение пешеходов. Но ощущение от настоящей зимы классное! Вокруг ни души, иду в одиночестве через снежные завихрения. Про себя смеюсь. Представляю себя путником, идущим в неизвестное будущее в непогоду сквозь ветер и снежные заносы. По случаю такой погоды одела пальто, купленное в далекие времена советского времени. За это время сносила два пальто и две шубы, а это все висело новое и висело в шкафу. В России живем. Предусмотрительно ничего не выбрасываем, что может пригодиться. Пальто на ватине. В руках тяжело держать. В семье поспорили, сколько оно может весить? Три с половиной кг. Вот такая дополнительная ноша на плечи ложится.

Интересно, сколько на этот раз задержится снежный покров? Непредсказуемость зимней погоды, гололед, слякоть делают зиму неприятным временем года. Ждешь весну как манну небесную.

Сегодня погода утихомирилась. Солнца нет, но и ветра тоже нет. Дети после школы отправились на горки со своими ватрушками, так называется снаряд для катания. Редкий случай получить радость от зимнего развлечения. Наконец-то в парке увидела следы от лыж. Хотя их трудно назвать лыжней. Какие-то ломаные параллельные линии между кустов и деревьев. Рядом следы от обуви. Оказывается, родители маленьких детей заходят вглубь парка и крутят ватрушки вместе с детьми по снежному покрову. Бедные родители. Бедные дети.

Вспомнилась видеозапись из Тик Тока. Максим Галкин объясняет сыну, что в советское время не было конструкторов, а сейчас какая хорошая жизнь наступила, конструкторов хоть завались. Сынишка ему говорит: «А сейчас коронавирус». По аналогии хочется сказать, что и зимы настоящей сейчас нет. У детей из моего детства много чего из материального не было. Зато радость от жизни на всю катушку проявлялась.

После войны моя школа была десятилеткой. Когда ввели 11-ти летнее образование, она стала восьмилеткой. Потом вернулись к 10-ти летнему образованию снова и школу по новой укомплектовывали учителями. Поэтому больше половины учительского коллектива составляли молодые учителя, в том числе и директор. Новые учителя не только нас хорошо учили, они еще организовывали превосходный досуг. При переходе получилось, что наш класс был старшим в 8, 9 и 10 классах. В седьмом классе я в этой школе не училась. В восьмом классе вначале года меня выбрали комсоргом. И я им была все три года.

В одно из воскресений вместе с учителями решили на лыжах идти на дальнюю гору к лесу. Гора была пологая и имела длиннющий спуск. Вообще-то лес заканчивался спуском к реке где-то в длину километра три. Но место для катания с горы на лыжах было в основном облюбовано в одном месте. Там, где росла сосна. Кромка леса была на всем протяжении ровной. За кромкой был спуск. Он же был еще и частью луга. И луг, и спуск летом косили траву вручную, там наделялись частные делянки. Поэтому поросль не допускалась. Издалека кромка леса была ровненькой. И только огромная единственная сосна росла за кромкой на участке, где уже размещался луг. Вот рядом с этой сосной зимой выбиралось место для катания на лыжах.

И школьники, и взрослые, ориентируясь на сосну, приходили на эту гору прокатиться. В школе определили время сбора. В воскресенье все, кто захотел принять участие в мероприятии, и маленькие, и большие двинулись к лесу в сторону сосны. Те, кто прибежал раньше намеченного срока, разожгли в лесу костер и пекли картошку. Когда идешь к горе, видишь только тех, кто к тебе очень близко тоже идет к горе. Зато сверху видны все движущиеся к сосне лыжники. Интересно наблюдать, как все точки на чистом белом снегу постепенно сближаются друг с другом, увеличиваясь в размере. Незабываемая картина.

Когда собрались все, поели уже испеченной картошки, перемазались золой, попели пионерские и не только песни, малыши без лыж побегали в догонялки по лесу. Отдых удался на славу! Директор предложил скатываться с горы не по одному, а взявшись за руки, шеренгой. Все безумно обрадовались такой идее, усталости как не бывало. Начался ажиотаж с одеванием лыж. Все спешили занять место в шеренге. Посредине большие ростом, а к бокам шеренги все меньше и меньше.

Я стояла между директором и физиком. На горе был сооружен трамплин. Предполагалось, что через трамплин будет катиться физик. Но когда по команде вся шеренга тронулась с места и покатила под гору, я с ужасом увидела, что она смещается и с трамплина должна прыгать я. Я завопила а-а-а! Все дети в шеренге подхватили инициативу и тоже завопили а-а-а-а-а… Учителя крепче сжали мои ладони в своих. Директор сказал: «Не бойся, мы с тобой». Я успокоилась, перестала орать, присела. Дети продолжали вопить. Совместными усилиями трамплин был взят!!! От радости я снова закричала и учителя тоже. Так до самого конца спуска все радостно вопили, оглашая окрестности звенящим на морозе счастливым ревом.

Скатившись с горы, мальчишки, находясь в радостном возбуждении, стали падать в снег. Девчонок они все еще держали за руки и тащили вниз. Поэтому почти все дети оказались сидящими или лежащими на снегу. Лыжи без креплений, одна полоска, в которую вдевались валенки. Когда все успокоились и поднялись с земли, то снова поднялся невообразимый шум. Соскочившие лыжи перепутались и трудно было сразу определить свои. Когда потом у детей спрашивали, почему они орали на горке, то каждый отвечал вроде того, что классно и весело так орать. Собственно никто и не понял причины. Ни я, ни учителя секрет не раскрыли.
12.02.2023 года. Ава Ли


Рецензии