Возмутитель спокойствия по имени Бост

«Культура отмены" хорошо известна грекам: когда-то давным-давно пострадал знаменитый Фемистокл от древнегреческого остракизма. Так сегодня подвергаются нападкам современные греческие политические карикатуристы. Однако, ложку дегтя добавлю здесь и скажу, что они товар штучный! Мало кто из них решается написать правду. Не буду поднимать сейчас эту тему.

В этой статье я хочу рассказать вам об одном из политических карикатуристов с псевдонимом Бост, который подвергался гонениям, осуждению, неприятию всеми и со всех сторон. Но были и те, кто им восхищался, поддерживал и был полностью с ним согласен.

Его видение обстановки в тогдашней Греции, оказывается, актуально и в наше время. Я нашла отзыв на одну из его карикатур, некий Фемистокл Гургурас негодует:

"я устал читать и видеть "насколько современно" в различных формах, начиная с основания государства и заканчивая сегодняшним днем. В этой стране ничего не изменилось с 1821 года."

- О Босте некогда писали и говорили следующее: "Его сатира в основном направлена против мелкобуржуазных греков послевоенных десятилетий, этикета, полуобразованности и необогащенности, ксеномании, острых классовых противоречий послевоенной Греции, а также греческой политической жизни".

- Бост особенно высмеивает зависимость Греции от иностранного фактора, национализма правых партий и института королевской власти, но во многих текстах он также пародирует и левую фракцию, к которой принадлежал.

- Вместе с тем, отмечают, что во время Гражданской войны Бост весьма критически относился к прокоммунистически настроенным партизанам, изображал их в карикатурах как глупых, трусливых и аморальных "андартисов" (то есть бандитов).

Биография Боста
Хрисанфос Ментис Бостантзоглу (1918-1995) и более известный под псевдонимом Бост, был плодовитым греческим политическим карикатуристом, драматургом, поэтом-песенником и художником. И всю жизнь занимался активной политической деятельностью.

Бост родился в 1918 году в Стамбуле. Был женат на Марии Бостандзоглу, представительнице рода Папагианнакопулу. Два его сына Костас и Яннис сегодня работают в области графического дизайна и актерского мастерства, соответственно.

Его работы включают политические карикатуры и хронограммы, иллюстрации к книгам и журналам, десять пьес и множество живописных композиций. Некоторое время он работал в рекламе, где печатал свои работы для RENAULT (RENAULT (Ndofin esti filososofein), Flow Coat/Dupont (vafen zi gount pilot) даже пилоты  Louftvafe vafoun me vafes Flou Kot, они буквально оставили след в эпохе своей смелостью и разнообразием.

С 1920 по 1926 год  Хрисантос жил со своей семьей в Румынии, а затем в Афинах. Ученик старшей школы начал рисовать смешные эскизы, за что получил прозвище Мендис (волшебник). В 1939 году он поступил в Школу изящных искусств, но бросил ее через шесть месяцев. Во время немецкой оккупации Бост стал членом EAM (1942) и участвовал в Национальном сопротивлении.

Его карьера карикатуриста началась с иллюстраций к журналам и детским книгам. Его первая книга была опубликована за его собственный счет в 1945 году и называлась «O Agios Fanourios. Voifima yia tin kaytanoisin ton Kinezon klassikon Gkatsou kai Vou-Svou-Ni». По названию видно, что она носила сатирический характер.

В 1952 году он устроился на работу в газету "Катимерини", которой тогда руководила Элени Влаху (владелица данной газеты, греческая журналистка и редактор), там первоначально работал кассиром и библиотекарем. В 1955 году он начинает работать в журнале Иконес в качестве иллюстратора и картографа. Затем он работает карикатуристом в журнале Тахивромос.

В 1959 году он представил в своей колонке, озаглавленной To bostani tou Bost, трех своих самых известных героев: Мама-Эллада, Пиналион (голод) и Анергица (безработица). В 1961 году Елени Влаху уволила его из своей газеты, обидевшись на текст To epangelma tis mitros mou. Тогда Боста впервые обвинили в том, что он вышел за рамки приличия. С 1960 по 1963 год он регулярно публиковал еженедельные очерки в газете Элевтерия, а с 1963 по 1966 год - вел ежедневную политическую хронику и воскресные очерки в газете Авги. В 1966 году он открыл свой собственный сувенирный магазин под названием Лфикэ Иконэ.

В 1973 году Бост опубликовал антидиктатурные очерки и тексты в журналах Анти и Тахивромос сотрудничество с которыми продолжалось в течение первых лет постдиктатурного периода. До диктатуры Черных полковников (1974) он также сотрудничал с газетной Омада, Македония, Анексартитос Типос, Эмброс, Месимвриани, а также с журналами Дроми тис Иринис и Феатис.

Из-за своих политических карикатур он подвергался преследованиям и неоднократно ему приходилось выплачивать судебные иски.

С середины 1960-х годов он посвятил себя живописи и театру. Его сатирические пьесы написаны пятнадцатью слогами (честно скажу, не знаю что это значит), представляют собой несочетаемое-сочетание из напыщенных древнегреческих (катаревусных) выражений в перемешку с иностранными словами и народными выражениями. Время от времени он снова занимался политической карикатурой и составлял первые греческие комиксы (!). После диктатуры он также сотрудничал с журналами Тахидромос, Фурио, Men's Look, с газетами Проини и Кириакатики Элевтеротипия, Ризоспастис.

Как художник он был самоучкой, и на его работы особенно повлиял наивный стиль народной живописи и особенно Х. Теофилос (один из самых видных представителей греческой "наивной" живописи конца 19-го - начала 20-го веков. Доминирующий элемент его работы - эллинизм и иллюстрирование греческой истории и народной традиции). Провел 16 персональных выставок как в Греции, так и зарубежом.

Бост также любил рисовать своих героев по типу тех, что используются в Театре теней, но уже с элементами сюрреализма. На его картинах изображены в перемешку и герои древности, и революции 1821 года, и эпизоды войны 1940 года, выдающиеся личности того времени: Константинос Караманлис, Онассис и другие.

Он несколько раз выдвигался в качестве члена Левой партии (в 1964 году от EDA, в 1981 и 1985 годах от ККЕ), но ни разу не был избран. После выборов 1990 года он публично поддержал правительство Новой демократии.

Он умер 13 декабря 1995 года в возрасте 77 лет.

Послесловие
В периоды юмористических увлечений Бост также написал тексты для трех популярных песенок, которые стали хитами в начале 60-х. Это "Oi Nekrothаftes" (музыка Янниса Маркопулоса, исполнение Гиоргоса Зографу), а также "Остров Азорских островов" и "Ромб" (музыка Микиса Теодоракиса, исполнение Григориса Битикоциса).

Остров Азорских островов - песня на слова Боста, музыку Микиса Теодоракиса и оригинальное исполнение Г. Бификотсис. Она была выпущена на небольшом альбоме в 1964 году и прозвучала в фильме того же года Еklepca ti gineka mou. Текст оригинального стихотворения не показался исполнителю песни поначалу достаточно серьезным. Битикоцис посчитал стихотворение слишком примитивным и не хотел его представлять. Однако, исполнил ее не только серьезно, но и страстно, придав ей особый стиль, который в конечном счете способствовал успеху песни. Песенка «Ромб» была выпущена на второй стороне альбома, в то время как обложка раскрашена вручную Бостом. На бузуки играет М. Хиотис.

Песенку можно послушать на моем блоге.


Рецензии