Маруся новелла

   
 
  Мне было лет пять. Тетя,  сестра отца училась в Туркменабатском педагогическом институте, в факультете математики. Однажды, вернувшись с города, она вынула из сумки плоский, завёрнутый в газету предмет и спросила меня:
  - Догадайся, какой подарок я тебе привезла? В те послевоенные годы, книг в магазинах не было. Учебники раздавали по школам, где количество книг по каждому предмету по классно были расписаны. Ни одной книги больше, и ни одной книги меньше. Обычно, детишек радуют съедобными подарочками. А самые ходовые подарки детям приносили - французские конфетки в железной консервной упаковке под названием Монпансье, и сладкие хлебцы. Я сказал;
  - Монпансье!
  - Нет!
 
Я стал гадать. Но даже после наводящих вопросов не угадал, что это - книга, Тётя Джумасолтан развернула газетку, и достала книгу. Большая, тонкая книга, на обложке которой был портрет красивой девочки моих лет.
  - Книга очень редкая. Оказалась всего несколько штук, и все тут же разобрали, сказала тётя. Так что, побереги, и учись читать!
 
Книга была полна цветных рисунков, одна красивей другого. Я подобного ещё не видел. Особенно восхитила Маруся, радостно улыбающаяся с обложки. Не знаю, насколько правильно сказать, но моё детское сердце от любви и счастья взмыло в небеса. В тот же день запомнил слово Маруся, отличая каждую букву. Понял, что так зовут эту милую девочку, которую я полюбил. Шесть первых золотых букв, запомнившихся мне в те благополучные деревенские детские годы! Ночью, книгу засунул под подушку. А с утра начал ждать тетю, чтобы она вернулась с учебы, и учила меня читать и писать.
 
Обучаться грамоте другого языка оказалось очень трудной. Пришлось купить словарь. Прочитал отдельно слова, затем их пословно переводил на туркменский язык. Так, появилась новая книга Маруся на туркменском языке, Мучался, но двигался вперёд. В шесть лет пошёл в школу, и оказался самым грамотным среди одноклассников. В седьмом классе книгу попросил друг для своего младшего брата. Когда, увидел у них лоскутки рваных листьев Маруси, я пришел в ярость. Был сильно опечален. Жалею ещё о том, что имя автора книги не сохранил в памяти. К.Чуковский, Л. Кассиль, С. Маршак или С. Михалков?

  Так у меня произошло первое недоверие к другу и досада. Он обещал вернуть мою книгу в целостности, но не выполнил обещания.
 


Рецензии
Дорогой Георгий! Ваш рассказ напомнил мне эпизод из моего детства. Было это в 5
классе. Я дружил с одним мальчиком из очень богатой семьи,где меня принимали очень
хорошо,т.к.я помогал их сыну хорошо учиться. Я был отличником. В этой семье была
отличная библиотека и я попросил почитать книгу "На краю Ойкумены". Прочитав я
вернул книгу этому мальчику. Через некоторое время эта книга исчезла и родители
мальчика обвинили меня в воровстве и запретили сыну дружить со мной. Я никак не мог оправдаться и сильно переживал. Его родители даже сделали обыск в нашей кв.
увидев в какой нищете мы живём. Примерно через месяц книгу обнаружили у соседского
пацана и изъяли. Отец этого мальчика приходил в школу и просил у меня прощения.
Просил, чтобы я снова приходил к ним, даже встречался с моей матерью. Но моя дет-
ская обида была столь велика, что я до сих пор о ней помню. Их сын, потеряв со
мной дружбу, скатился до дружбы с уголовниками и в итоге тюрьма, большой срок.
Может карма такая. Я ещё жив, а их уже никого нет на свете.

Семён Михайлович Богуславский   31.01.2024 18:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.