Штрихи к портрету духовного и душевного человека

Разницу между "душевным" и "духовным" человеком можно хорошо проследить на примере Федора Карамазова, которого Ф.М. Достоевский охарактеризовал как “зол и сентиментален”.
Душевность - это все наши эмоции, чувства. Человек может создавать произведения искусства, рассуждать о высоком и прекрасном, быть душевным, сентиментальным, лиричным, романтичным, даже плакать, расчувтвовавшись… Но оставаться при этом и циничным, и агрессивным, и злым ( в зависимости от того, с какими людьми и какими ситуациями он соприкасается в данный момент времени).
Дух же - это высший орган саморегуляции человека. И именно от состояния духа зависит все, что ниже: психика, поведение, физиология, даже биохимия человека.
Человек духовный - это человек, стремящийся к совершенству, его целью является спасение, а путь ко спасению - это вера во Христа, любовь к Богу и ближнему, а, значит, жизнь по заповедям.
Душевный человек может видеть причины происходящего во внешнем мире, зачастую находя оправдания в своих промахах в других людях и обстоятельствах. Духовный же человек понимает, что начинать следует прежде всего с себя, и видение грехов своих, а не ближнего - одна из его добродетелей. Духовный человек может оступаться, падать, но при этом каяться (производить в себе перемену ума), вставать и идти дальше к своей главной Цели, он стремиться во всем подражать Христу.
Ап. Павел дает, например, такие характеристики человека душевного, но вставшего на путь к духовному (т.е. уже видящий себя как бы со стороны и оценивающий в сравнении со Христом): “Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим.7:15-19).


Рецензии