Бывают ли врожденные добродетели?
Если проводить параллели с психологией, одним из сложных вопросов которой является вопрос о происхождении и развитии способностей, то добродетели как способности к доброделанию имеют генетическую природу (доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка и факты появления у потомков, когда речь идет об одаренных семьях или династиях), могут быть связаны с факторами среды, т.е. приобретенными (на их развитие оказывают влияние социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, личная активность ребенка, его интерес).
На примере жизнеописаний святых можно увидеть, что добродетели могут быть врожденными и приобретенными как трудами родителей, ближайшего окружения, так и самого человека. В жизнеописаниях святых зачастую мы встречаем такие слова: “родился от благородных и благочестивых родителей”, “был воспитан в святой вере”; “горячо любя своих родителей, он с раннего детства укреплялся в любви к Богу”.
Воспитанием св. Григория Нисского занималась благочестивая его бабушка.
Но как врожденные, так и приобретенные добродетели - это результат соработничества Бога и человека, действие благодати и промысла Божия.
Св. мученик Иулиан родился от знатных и богатых родителей. От юности возлюбил чистоту девства, желал сохранить ее до конца своей жизни. “Положив сию чистоту в основание всех других добродетелей, он пребывал в страхе Божьем”. Когда же ему исполнилось восемнадцать лет, родители стали понуждать его к вступлению в брак, он отказывался, так как хотел сохранить в непорочности девство, которое он обещал Богу.
Родители прп. Антония Великого были благородные и известные своим христианским благочестием; “сына воспитали так, чтобы он не знал никого другого, кроме них и своего дома”. Будучи уже подростком и оставаясь в родительском доме, хранил чистоту сердца и стремился к преуспеянию в благочестии. Ходил вместе с родителями в храм, слушал божественные чтения, старался извлекать из них для себя пользу и жить именно так, как они учили.
Родители прп. Макария Египетского проводили целомудренную жизнь, соединенные духовным сожитием, “они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями”. Согласно жития святых, все события, предшествовавшие рождению прп. Макария, произошли по Божественному произволению, дабы будущий преподобный сильнее возлюбил пустынножительство всей душой.
О св. Трифоне сказано, что еще с юных лет почила на нем благодать Божия и Господь даровал ему силу чудотворения, дабы не только из уст сего младенца, но и из чудесных его дел совершить Себе хвалу.
Но есть и пример св. Марии Египетской, которая еще при жизни родителей, двенадцати лет отроду, покинула их и ушла в Александрию. Она прославлена в лике преподобных, и каков был ее путь к добродетели и святости, мы все знаем, но при этом старцу Зосиму она сказала: “Чего ради пришел ты, отче, ко мне, грешнице, лишенной всякой добродетели?”. Не видела в себе ни одной добродетели - и это пример как раз истинной приобретенной добродетели, цена которой высока в очах Божиих, ведь Христос Сам говорит: “Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк.15:7).
Врожденные добродетели есть залог будущих, если можно так выразиться, истинных добродетелей - добродетелей в очах Божиих. Тех добродетелей, которые достались потом и кровью, в борьбе с самим собой, когда можно либо потерять все дарованные Богом добродетели, либо сохранить и даже приумножить.
Если Богом даровано мне равнодушие к какой-либо страсти - это же счастье! Но вот если осуждаю другого за грех, который сам не совершаю только лишь по милости Божией - вот оно падение, вот тут врожденная моя добродетель цены в очах Бога не имеет никакой, а даже может стать противна. Приумножение же добродетели, преобразование ее в истинную - это труд, когда вырабатываешь в себе привычку не осуждать человека, отделять грех и самого человека. Ведь если осуждаю другого, значит, считаю себя лучше, но как я могу хвалиться тем, что дано мне даром, без всякой моей заслуги, без труда, без борьбы со своим тщеславием и гордыней. И тут всегда нужно помнить о том, “от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут” (Лк.12:48). Это есть приобретенная трудами добродетель. Помочь человеку, которого пожалел, который тебе нравится - это доброе дело, но вот помочь тому, кто тебе некогда причинил боль - вот истинная добродетель.
Прп. Петр Дамаскин телесные добродетели называет лишь орудиями добродетелей.
Возвращаясь снова к психологии, следует отметить важный момент: в развитии способностей важную роль играет такой фактор как личная активность. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности. Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей.
Так и врожденные добродетели можно не только развить и приумножить, но и легко потерять и даже обратить в пороки: “Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония” (Иез.28:14,15); “Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?” (Иер. 2:21).
Свидетельство о публикации №223022801241