Об инструментах создания произведения
---
Прошли те времена, когда для создания поэмы требовалось лишь перо, чернила, бумага, лучина и старушка-няня.
---
Да, создание художественного произведения - это не разработка технической документации. Это всё-таки творчество. С одной стороны. С другой стороны, когда произведение выходит за формат в 10 страниц и претендует на работу (если не всей жизни, то хотя бы) нескольких лет, возникают вопросы элементарного, чёрт подери, ведения всего этого зоопарка сюжетных линий, арок, персонажей с их сложными судьбами, всего этого лора, оружия, типов транспортных средств, физических принципов (если говорить о фантастике) и так далее. Если вы - талант, вроде Толкиена, то добавьте туда ещё придуманный язык со словарём, карты мира, священные писания, мифы и легенды вашей Вселенной. В общем, тут тетрадочкой не обойтись и на прозе.ру не удержаться. Даже вордовский файл будет неудобен.
Слышу, как смеются мэтры прозы. Да-да, краткость - сестра таланта, а кому-то она просто сестра. Но вернёмся к технической стороне вопроса.
Продолжая перечитывать свои работы (когда ещё было время этим заниматься) неизбежно натыкаешься на ошибки, начиная от грамматических, и заканчивая сюжетными дырами, нестыковками. Иногда хочется переработать абзацы. Иногда - главы. И это - нормально, ведь кто сказал, что произведение статично, что он раз и навсегда? Редакций одного и того же текста может быть бесчисленное множество, но как человеку, не имея достаточного времени, заниматься процессом ведения правок в свои тексты? А ещё в тексте могут присутствовать артефакты: иллюстрации, рефераты на темы для изучения, ссылки на источники, просто документы и т.д. Я, например, когда писал свой первый (тестовый) рассказ "Саркофаг" (поспорив на ящик пива, смогу ли сделать рассказ а-ля Doom), рисовал чертёж этой злополучной электростанции, этот эскиз как раз и есть артефакт. Много чего включает в себя текст. Вам нужно разместить в нём состояние своей души на момент написания. О чём вы думали? Чем вдохновлялись? Что пили или нюхали? (Я не нюхал, чесслово!)
Для чего?
Произведение - это не только текст. Это ещё и биография автора, это - события, вдохновившие его. Это то, что участвовало в процессе создания, и если финальный текст не содержит этого всего, то не значит, что этого не должно нигде быть вообще. Авторы часто оставляют интереснейшие дневники, которые помогают раскрывать суть их произведений.
В итоге, я пришёл к следующему решению. В своей профессии мы используем системы контроля версий программного кода... git (git-scm.com). Код - это всего лишь текст, написанный в соответствии с правилами языка. Я подумал: а почему бы не использовать это решение для написания текстов произведений, аналогично технической документации? Git - это система управления репозиториями (хранилищем) файлов. Основным его преимуществом является возможность вести историю всех изменений, сравнивать изменения, создавать ветвления (альтернативные варианты текста или исправления), сливать их, и даже иметь возможность принимать изменения от других участников, контролируя этот процесс. У него очень много функций, в основном для разработчиков. Git позволяет вести неограниченное количество версий и публиковать любую из них, а история изменений даёт возможность прокрутить их назад, узнать, зачем это было сделано, увидеть рабочие комментарии, начальные варианты и т.д. В итоге я решил попробовать применить систему для написания именно художественных текстов в языке разметки markdown), с форматированием, вставками иллюстраций и т.д.
Ещё одним вариантом может стать использование систем ведения документации, таких как буржуйский Co******ce. Я тоже пользуюсь им, но у него есть как плюсы, так и минусы.Плюсы - продвинутый редактор текста с форматированием, из минусов - своеобразное видение разработчиков на внешний вид страницы, отсутствие ветвления (можно использовать версии, но это заморочно очень) и отсутствие возможности скачать сразу все данные на локальный диск. В общем, кому что по душе. Если интересно, я расскажу об опыте ведения документации в Co******ce в отдельной статье.
Ведение таким образом текстов и артефактов требует дисциплины. Текст должен быть отформатирован в соответствии с соглашением, чтобы было понятно читателю, и не было расхождений в форматировании на всём протяжении работы. Заметки на полях, сноски, ссылки, рабочие пометки, ремарки - формат всего этого нужно описать заранее, в отдельном документе. Без дисциплины невозможно написать книгу. Читать книгу должно быть приятно и комфортно.
Кто-то скажет, зачем так заморачиваться? И будет по-своему прав. Просто каждый из нас в течение жизни пытается эффективно решить свои собственные проблемы. Развитие программной инженерии (software engineering) в последнее время идёт очень быстрыми темпами, быстрее любой другой отрасли. Необходимость формального подхода (а программирование - это точная наука) привела к появлению методологий, концепций и подходов, которые сейчас стали применять не только в IT. Есть возможность попытаться взять самые интересные и проверенные решения и применить их в области, совсем, казалось бы, не связанной с IT. Но вы здесь все, писатели, работаете с текстами. Это - всего лишь текст. Файл. Набор символов (без обид). Меня так учили - набор байт, ничего личного :) Что там вырастает в душе читателя в процессе чтения этого набора байт - уже другой вопрос.
Безусловно, если у меня что-то получится - я об этом напишу.
Свидетельство о публикации №223022801242
Дмитрий Кальянов 10.09.2023 23:23 Заявить о нарушении