Актёры индийского кино. Насируддин Шах

  Удивительно и ненормально, что о таком ярком, талантливом и необычном актёре как Насируддин Шах, почти нет никакой информации или есть, но очень скупые обрывочные данные. Это несправедливо! Посмотрите, какой восточный красавец, какая мужская харизма, сила воли в каждом мускуле, сила таланта в каждом движении.
  Он, как и многие известные актёры Индии, Шабана Азми, например, творческое порождение и открытие режиссёра Бенегала - он также входит в число крупнейших мастеров "параллельного кино" и одновременно считается одним из наиболее популярных и дорогостоящих актёров коммерческого кинематографа. Мусульманин по рождению из семьи армейского офицера, потомка Саид Мухаммад Шаха, он в 1971 году окончил Алигархский мусульманский университет и поступил в Национальную школу Драмы в Дели.
  Как "звезда" он стоит рядом с Баччаном, Чакраборти, Риши Капуром, Дхармендрой и другими любимцами зрителей, но его авторитет несравненно выше. Диапазон его ролей необычайно широк: здесь и безвольный, беззащитный, жалкий герой из "Конца ночи"; беспредельно мужественный и решительный предводитель восставших сипаев в "Безумии" (обе ленты поставлены Ш.Бенегалом); и аристократ, превратившийся в бандита из "Красного перца"; и самонадеянный и самовлюблённый брахман из "Часа, когда возвращаются коровы с пастбища", вплоть до многих и очень разных образов молодых интеллигентов в картинах о современности.

  Это действительно актёр на все роли, наделённый редкостной способностью к перевоплощению. К перевоплощению не за счёт костюмов или изменения внешности с помощью париков и грима, а за счёт неповторимой индивидуальности, которой наделён каждый персонаж, в том числе и в коммерческих картинах.
  Шах также кончал Институт кино и телевидения в Пуне, где и познакомился с режиссёром Бенегалом, и ещё там поражал своих преподавателей и сокурсников даром к перевоплощению. Это действительно, дар, но Шах справедливо говорит, что он может наделять индивидуальностью, показывать особенное и неповторимое только в тех персонажах, которые ему интересны и которые - его собственные слова - "жизненны, а не придуманы или сконструированы. Поэтому я никогда не играю типов, которых не понимаю".
  Надо сказать, что внешне Шах очень скромен - невысок ростом, не так ярок, как например Риши Капур, и если чем привлекает внимание. то испытывающим взглядом живых глаз. В большой толпе не заметишь. Но на экране он расцветает всеми магическими красками мастерства, тут он всегда премьер, глаз не оторвать! Всегда такой, каким должен быть его герой. Вспомним фильмы с его участием, которые шли у нас: "Дорогая Умрао", "Крик раненого", "Конец ночи" и другие, - везде Шах разный, особенный, впечатляющий. Главное же, он везде на редкость убедительный.
  И гангстеры, и злодеи, и добряки- простаки, так же хорошо ему удаются, как и талантливые интеллигенты. Для сравнения обратимся к фильму "Крик раненого", где Шах играет роль молодого адвоката Бхаскара. Это тоже современный интеллигент, образованный, получивший возможность жить беспечально. Но позиция Бхаскара - позиция борца с жизненным неустройством, а не потребителя, он убеждён. что зло должно искореняться, а истина и справедливость торжествовать. По сюжету произошло тягчайшее преступление, изнасилована и убита жена крестьянина, убита богатым влиятельным человеком, но обвинили во всём её мужа. И вот с такими противовесами приходится столкнуться молодому адвокату, знающему истину. Такие борцы с бандитами, торговцами наркотиками, продажными полицейскими, грязными дельцами и т.п. - не редкость в индийских фильмах, и, как правило, в таких ролях выступают победительные, рослые и ловкие актёры типа Дхармендры, Баччана, Раджеша Кханны, Ашока Кумара и т.д. Они лихо стреляют, мечут ножи, раздают зуботычины и убедительно демонстрируют знания каратэ - их торжество над негодяями неизбежно, как дважды два - четыре. Невысокий, некрепкого сложения, изящный Шах на роль такого борца с гангстерами не годится. И в роли Бхаскара он демонстрирует не крепость мускулов, а силу духа и мужество человека, отстаивающего правое дело.
  Как адвокат он должен защищать тёмного, ничего не понимающего в том, что с ним случилось, крестьянина, обвиняемого в убийстве жены. Его бесподобно играет Ом Пури. Очень скоро Бхаскар догадывается, что дело совсем не так просто, что крестьянина запутали во время полицейского следствия,. Чтобы скрыть собственное преступление, местный богач-помещик и его личная стража пойдут на всё и подкуп и шантаж. Этот помещик гроза и властелин округи, способный подкупить кого угодно, а неподкупных физически устранить. Так человек, сообщивший правосудию имена преступников, сразу же погибает, несмотря на полицейскую охрану. Смерть грозит и Бхаскару, набирающему улики против помещика. Он осознаёт опасность, он её не преуменьшает и его друг прокурор, готов понять его и простить, если тот отступит, откажется от этого дела. Шах не играет в героя - он откровенно боится, но - и это самое важное - отступить перед злом он тоже не может.
  Роль Бхаскара состоит из полутонов, на движениях души, почти не имеющих внешних выражений, на тонкой мимике и сдержанных жестах. В ней важно проявление характера, а не тот или иной поступок. Сложная роль, и трудно сказать, кому бы она могла быть по плечу, кроме Шаха.
  И вот в бомбейском боевике "Мираж" режиссёра П.Парашера, Шах сыграл роль полицейского инспектора. Там ему приходится и стрелять, и драться, и мчаться на автомобилях в погоне за преступниками. Первые кадры ленты вводят в недоумение - неужели фаворит индийского кино, талантливый и техничный актёр опустился до съёмок в ширпотребе, в полной чепухе? Как же его неоднократные заявления, что играет только "жизненные роли"? Однако фильм продолжается и постепенно приходит понимание: перед тобой никак не чепуха, а тонкая пародия на полицейские детективы, всё чаще в индийском кино появляющиеся и представляющие собой некие "фильмы ужасов", где пытают и убивают.
  В "Мираже" тоже полно страстей, в том числе и невероятных, - например, известно, что американские гангстеры могут послать неугодному им человеку взрывное устройство по почте, убивающее того, кто посылку вскроет; в Индии, оказывается, они посылают в коробках и живых ядовитых змей - можно представить чувства получившего посылку, когда в его руках оказывается разгневанная кобра! А Шах также неуязвим и победителен, как Баччан в такого рода ролях. Однако всё это явно понарошку, своего рода игра в игру. Шах демонстрирует, как это просто - играть супермена, используя минимальный набор стандартных приёмов, он смеётся над такого рода образами.
  Насируддин Шах, как выше отмечено, открыт режиссёром "параллельного кино", но это ничего не значит - он бы и сам себя открыл, снявшись в двух-трёх любых картинах. Талант не замажешь. Не стоит, думается, и зачислять его в какой-нибудь "разряд" - он сам по себе, он актёр Божьей милостью, какие в любых кинематографиях и в любое время большая редкость!


Рецензии