Чудо для яблоньки

История эта началась с простого семечка, которое затерялось на берегу лесной речушки. Как оно туда попало? Кто же знает. Может, птичка из клюва уронила; может, лиса на лапах принесла; а может, и ветром надуло, да это и неважно. Сказка будет не про семечко, а потому, не теряя времечко, попрошу вашего внимания и начну своё повествование.

Много ли, мало ли лет минуло — не считала, а только выросла из того семечка яблонька дикая. Почему дикая? Так ни в саду, ни в огороде никто её не сажал, потому никто за ней и не ухаживал.

Стояло деревце плодовое одно-одинёшенько у реки, словом перемолвиться не с кем. Заскучала, закручинилась яблоня, ветви опустила и поникла.

Тут как раз мимо знахарь проходил, он зимой в своей лесной избушке из сухих травок зелья целебные варил, а по весне, как снег сойдёт, отправлялся в город на базар, где те лекарства и продавал. Так он с яблонькой впервые и встретился.

Путь до города был неблизкий, а волшебнику уж не первый десяток лет минул. Устал старый, притомился, во рту пересохло, как назло, забыл дома бурдюк с водой. Видит, стоит дерево печальное, одинокое, а недалеко родник журчит. Испил он водицы студёной, сел под кроной отдохнуть да перекусить и решил с яблоней поговорить. Доброе слово и кошке приятно, а тут с первого взгляда видно, что помощь растению нужна.

— Здравствуй, дерево. Что это ты пригорюнилось? Я Кудесник — знахарь лесной — могу и вылечить, и советом помочь. Ты не ива, негоже тебе склоняться и ветвями по воде скользить, намокнешь, лишайник подхватишь.

— Здравствуй, Кудесник. А чему радоваться? Никто меня не сажал, никто не растил, я даже имени своего не знаю. Вот ты сказал, что я не ива, а кто?

— Так яблоня ты! Далеко тебя от дома занесло! Место твоё в саду фруктовом, а не на берегу двухметровом.

— Скажи, Кудесник, а можешь ты меня домой вернуть? — встрепенулась листочками яблоня.

— Прости, то даже мне волшебнику не под силу. Глубоко ты корнями в землю проросла, придётся тебе здесь свой век куковать.

— Тогда лучше лишайником покрыться и засохнуть, чем здесь одной стоять и горевать, — буркнула яблоня и ещё ниже над рекой склонилась.

— Так дело не пойдёт. Дам тебе дружеский совет. Дождись весны красной, солнца яркого, там, глядишь, и случится чудо чудное, диво дивное. Забудешь ты об одиночестве.

— Диво дивное … — заинтересовалась яблонька. Поднялась, распрямилась, заулыбалась. — Спасибо, Кудесник, мне теперь не так печально стало. Буду ждать чуда обещанного.

Распрощался волшебник с яблоней и дальше свой путь продолжил. А дерево ветви к небу подняло, чтобы повыше стать и не пропустить весну-красну.

Наступил месяц май. Солнце выше над горизонтом поднялось, согрело теплом землю, а яблоню по ветвям лучами огладило. Встряхнулась яблонька, встрепенулась, смотрит вот и оно — чудо дивное. Всё кругом ароматом весенним наполнилось, а она покрылась снегом нежданным. Удивилась, пригляделась, а то и не снежинки вовсе — цветочки на ветвях распустились.

Стоит яблоня, утопая в бело-розовом наряде, глаз не оторвать. Вот только некому на неё любоваться. Все вокруг своими делами заняты: птицы гнёзда вьют, животные пару ищут, рыбы среди осоки икру мечут. Вновь загрустило дерево: цветы облетели, листья позеленели, кора на стволе заморщинилась. Стоит, опять ветви в реке полощет.

— Что ж ты делаешь? Так и до парши гнилостной недалеко, — раздался голос знакомый.

Подняла яблоня ветви, смотрит, а рядом Кудесник стоит. Губы поджал, брови нахмурил — сердится на дерево.

— Обманул ты меня, старый! Весна пришла, а чуда не свершилось. Никто на меня не смотрит, никто не любуется. Одинокому и дереву трудно расти, — сказала и листья от обиды в трубочки скрутила.

— А я тебе по весне чуда и не обещал. Ты дерево фруктовое, плодами своими знаменита. Тебе сейчас не грустить надо, а родниковой водой по утрам умываться, соками земными с аппетитом питаться, в свете солнечном в полдень купаться, чтобы созрели яблочки наливные сладкими и душистыми. Вот по осени вернусь, тогда и договорим.

Ушёл знахарь, а яблоня принялась яблоки выращивать.

Незаметно промелькнуло лето, в воздухе запахло осенью, а на ветвях нашего дерева повисли спелые, круглые яблоки. Стоит яблоня подбоченясь, с гордостью вокруг поглядывает. Ждёт, когда яблочками к себе внимание привлечёт. И правда, мимо птички летели, сели, попробовали яблоко-дичок.

— Как вам? Понравилось? — обрадовалась гостям яблонька. Ничего не ответили птички, клювы о сучки вытерли и улетели.

Следом ёжики под дерево забежали, стали плоды, что на землю упали, обнюхивать и рассматривать.

— Как вам? Понравилось? — прошелестела листвой яблонька. Ничего не ответили ежи, только пофыркали, почихали и убежали.

Задрожала ветвями яблоня, расстроилась. Пожелтели на ней листочки… Глядь — мимо медведь бредёт.

— Мишка, постой-подожди, откушай моего яблочка!

— Что ж не откушать, я сладкое люблю, — проревел медведь, потянулся к плоду и откусил кусочек.

— Как тебе? Понравилось? — заволновалась яблонька.

— Тьфу, тьфу, сказать ничего не могу, — протёр медведь лапами морду. Задёргал носом и прорычал: — Дерево, без обиды меня выслушай, яблоки твои — гадость немыслимая. Кислые до оскомины твои плоды, лучше пойду во фруктовые сады.

Сказал и ушёл косолапый, а яблоня не просто обиделась, а разгневалась. Встряхнула ветвями, скинула все яблоки на землю и стала от злости сохнуть.

Между тем осень в зиму перетекла. Речка тонким ледком подёрнулась, небо тучами сизыми нахмурилось, а на землю выпал первый снег, на котором сиротливо застыли румяные яблочки, отвергнутые яблоней.

По этому первому снегу и пришёл навестить яблоню лесной знахарь Кудесник. Смотрит, она стволом изогнулась, сучками ощетинилась, а под ней на белом покрывале кровавыми каплями плоды разбросаны. Поднял Кудесник с земли яблоко-красный бочок, откусил кусочек, проглотил и сморщился. Скулы закаменели, язык распух, глаза в узкие щёлочки сощурились.

— Кислое, — не удержался и промолвил волшебник.

— Без тебя знаю, — обиженно откликнулось дерево. — Никому мои плоды не нужны.

— Много ты кручинилась и стенала, ветви в воду макала, вот яблоки дичками и уродились.

— Ступай, куда шёл, Кудесник. Не хочу с обманщиком разговаривать.

— Подожди, послушай!

— Не буду больше тебя слушать. Сыта твоими обещаниями по самую верхушку. Хватит! — застонало стволом дерево, корнями яблоки подальше отбросило, замахало на волшебника ветвями. — Не нужны мне твои бесполезные советы. Не могу больше одна на этом берегу стоять. Замёрзну зимой и засохну. Был дичок и нет. Всё одно никто и слезинки не прольёт.  — Насупилась яблоня, затрещала сучьями, изломала веточки, кору трещинами избороздила: — Уходи, знахарь.

— Как так? Мы же с тобой друзья…

— Не друг ты мне больше, видеть тебя не хочу.

Смотрит Кудесник, плохо дело, ничто яблоньке в её тоске-печали не помогает, пришло время волшебство использовать. Склонился он к корням дерева, поднял со снега краснобокое яблоко, повертел в ладонях, пошептал и между голых ветвей пристроил.

— Прощай, яблонька! Прими от меня последний подарок. На рассвете ожидай к себе гостей нежданных, друзей долгожданных. Красногрудые снегири подарят тебе желанной любви.

Ничего не ответила яблоня, застыла сухостоем. Потоптался на месте Кудесник и вернулся в свой лес.

— Чик-чири-чик! Чик-чикто! — разбудил на рассвете яблоньку птичий гомон. — Кто мы, кто мы, кто мы, кто? — чирикали птички.

Вспомнила яблонька себя молодую, одинокую, имени не знавшую. Ветви раскинула и прокричала:

— Вы снегири, друзья долгожданные мои!

Обрадовались птицы, защебетали без умолку:

— Мы снегири-ри-ри. Мы снегири-ри-ри!

Принялась яблонька им истории рассказывать: и про Кудесника, и про времена года, и про медведя, что яблоки кислые не любит, — да много про что. Снегири с ветки на ветку перескакивают, яблоньку слушают и восхищаются:

— Какая ты прекрасная и умная! Как много знаешь! Как нам повезло с тобой подружиться!

Так и прошла в беседах весёлых зимушка-зима. А по весне снегири улетели. Только яблонька не расстроилась, знала она, что весной расцветёт дивным цветом. Летом наберётся сил, чтобы к осени кислых плодов краснобоких побольше вырастить, а там и зима не за горами. Не страшны ей теперь никакие тернии, потому как вернутся к ней друзья верные. Принесут новостей красногрудые снегири. По первому снегу и Кудесник придёт, помирились с яблоней они.

Слышите:
— Снегири-ри-ри! Чик-чири! Снегири-ри-ри!

Вот так под это весёлое чириканье пойду я есть вареники с черникою. Спасибо, что рассказ мой не нарушили и сказку о снегирях дослушали.


Рецензии