Андаки-это не андийцы

Андаки-это не андийцы

Один из любимых "патриотических" трюков ДНЦ РАН это "раздербанивать" под своих сотрудников исторического прошлого Аварских Конфедератов ("Холбоо"). Тем самым в обществе формируются ложные предстваления о преувеличенной значимости Хунзаха и Андии. Этот курс чётко прослеживается в научных изысканиях Мамайхана Агларова, Бориса Атаева и др. Так, напр. д.и.н. в одной из своих монографий то "находит" некую андийскую "праисторию" в одном из ближневосточных мест (где-то в Атропатене-Мидии) под названием "Андиу", то на полном серьёзе утверждает, что у "аварцев" (ущербный термин сталинско-советской администрации с "-цы") вообще не было никогда никакого этнонима, все называли себя по сёлам, а "авар" и "маарулал" принадлежат исключительно хунзахцам. Кроме того, в монографии археолога Мурада Магомедова заметные активные правки ненаучного характера самого Мамайхана Агларова.

Начнём с того, что андийцы НИКОГДА себя "андийцами" не называли, это их аварское обозначение и понятно почему- потому что они считались союзниками, "примкнувшими", "поддерживающими союз". Вероятно, этот же термин фигурирует в Аварском каганате в Европе, под термином "анты" выступали, вероятно, славянский этнический элемент каганата. С исчезновением Аварского каганата исчезают и сами "анты".

AN'DA, ANDLAL - монг. "названные братья, союзники".Так себя называли представители аварского конфедерации 'ANDALAL.По своей многочисленности (территория превышающая границы совр. Гунибского района Дагhестана). Это горный ландшафт с исключительно аварским населением, использующим в общении взаимопонятные говоры андалальского диалекта ав. языка. В историческом прошлом аварского народа это т.н. "вольное общество"-колониальный псевдонаучный термин- упоминаются намного чаще чем андийцы и к тому же они многочисленее и гораздо однороднее в языковом плане чем андийцы, самоназванием которых к тому же явл. "гъванал/хванал." Это именно на их территории было нанесено поражение иранскому завоевателю Надиршаху Афшару. И оказался этот союзник России на их территории благодаря исключительно провокациям дагестанских феодалов Сурхайхана Казикумухского и Уммахана Аварского. Сын Сурхайхана Казикумухского после захвата иранцами этого феодального владения, сумел ускользнуть с небольшим отрядом от преследователей и принялся призывать весь Дагhестан к "священной войне" против шиитов- врагов "Высокой Порты",т.е. Османской империи. Уточним,что сам Надиршах Афшар, до этого наголову разбивший османов в битве на Чалдыранской равнине не принадлежал к шиитам, но шиитами были персы и некоторые тюркские отряды в составе его армии. Часть туркменского племени афшар до сих пор проживает в Турции и исповедует ислам суннитского толка- ханафиты, среди них вообще нет ни одного шиита. Это достойный во всех отношениях народ с доминантной гаплогруппой L. Сам Надиршах жаловался в своих письмах к турецкому султану, что ему приписывают "шиизм".

Конфедерация Андалал имела договорные обязательства с другими конфедерациями и отдельными влиятельными родами в горном Дагhестане, поэтому вовлечние Андалала в военный конфликт с Ираном автоматически означал созыв в общие ряды сопротивления остальных горских конфедератов, чего и добивался сын Сурхайхана Казикумухского - Муртазаали. То есть феодалы сами кашу заварили избиениями и грабежом русских купцов в Шемахе, а затем решили спрятаться за спинами аварских конфедератов.

А теперь рассмотрим, что означал термин "аньда" в монгольском языке: халха-монг. АНДГАЙЛАХ "клясться, присягать", АНД "друг, приятель, товарищ", АНДГАЙ "клятва, присяга, честное слово".

Сюда же афган. (пушту) АНДИВАЛ "друг, союзник".

И как вообще иностранцы могли узнать о сушествовании андйцев в горах Дагhестана, минуя представителей аварского народа? Об андийцах в Дагhестане, как и в Ичкерии знали исключительно благодаря их упоминаниям представителями исключительного аварского народа. Они, кроме своего родного (непонятного другим) языка, также владели аварским и никто от них не дистанцировался как от "чужих".Чеченцы всегда принимали "хванов" за аварство, хотя с реальными горскими аварами, чеченцы обычно не контактировали и они им были намного меньше известны чем андийцы и годоберинцы (последние всегда ориентировались на аварство  безо всяких надуманных оговорок). 

А теперь просмотрим лексику самого архаичного из живых монг. языков- дагурского (даурского), отделившегося от других монг. языков более 700 лет назад, в надежде получить дополнительную информацию к уже имеющейся:

АНД "побратим, союзник". Всё это известно и по другим монг. языком, а в чём особенность? Вот она- АНТЭГ "косогор,южный склон горы". Дагурский до сих пор не достаточно хорошо изучен и в нём имеются свои отдельные лексемы, своя специфика.



Дело в том, что почти все андалальские поселения в горах расположены на южных склонах гор, а такое месторасположение в языковой традиции ряда народов считается "лбом".В даргинском языке "лоб" - анта, анда (соответсвует ав. "нодо"). Ср. также хеттское HANTA "лоб" в словосочетании HANTASHEPA "дух лба" В самом ав. литературном языке мы встречаем фонетические колебания: есть "нодо", но присутствует и малопонятное "гIад-/гIада-"  с этим же значением, напр., ,мы находим его в словосочетаниях "гIадалъ босизе", "гIадалъ базе" при наличии в каратинском ANDO'A "череп, голова". В топонимике Древней Анатолии подобных названий местностей много, но мы не станем усложнять статью кучей ненужного византийско-анатолийского хлама. Вопрос в другом- имело ли обозначение "лба" какое-либо отношение к теме "клятвы"?

Начнём с "Германцев" Тацита. У него есть сообщение о том, что древние германцы надевали на голову железный обруч и это у них означало "кровника", обязавшего не снимать его с головы до тех пор пока не отомстит врагу. При этом он добавляет, что некоторые из них даже после отмшения так и оставляли эти обручи на головах.

В Турции до сих присягая на верность Турецким вооружённым силам, целуют край полотнища и затем прикладываю его ко лбу.

Таким образом, даже при поверхностном, беглом анализе, мы видим, что "клятва" могла быть связана со лбом. В ведическом-арийском повествовании о "Трёх шагах Вишну", один из могущественных земных  героев, поняв, что в образе карлика перед ним предстал "сам Господь Вишну", в ответ на ироничный вопрос "куда мне ещё сделать свой третий шаг" (двумя предыдущими он уже отмерил для себя почти всё), указывает на собственный лоб: "наступи мне на лоб". И означало это - полное подчинение, передание себя воли Всевышнего.

Общеизвестна и иудейская традиция привязыания себе на лоб "тфилина" во время богослужения.
 

Поэтому мы видим надуманными и бездоказательными утверждения дагестанских историков, что под термином "андаки", возможно, скрываются андийцы. Этот термин из аварского исторического прошлого и так назывались андалальцы. Ровным счётом ничего не говорит в пользу этой версии, запущенной сотрудниками ДНЦ РАН, у которых в Дагhестане всегда кто-то "упоминается" в источниках за исключением тех, для кого аварский язык - родной. Складывается впечатление, что у них вообще нет больше никаких занятий кроме как фальсификации исторического прошлого аварского народа от имени дагестанского филиала РАН.


Рецензии