Страна героев

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ


                С Т Р А Н А  Г Е Р О Е В
                РАССКАЗ

                «Безумству храбрых
                поем мы песню!».
                М. Горький.

Сегодня мы простились с нашим фронтовым товарищем Артемом. В Афганистане он был пулеметчиком, а на гражданке работал на заводе и сочинял стихи и песни. Не знаю насколько он преуспел в литературе, но человеком он был хорошим, добрым и жизнерадостным.
И хотя после службы нас разбросало по стране, время от времени, мы собирались вместе, чтобы вспомнить свою фронтовую юность и друзей, не вернувшихся с войны. Но в последнее время, к нашему сожалению, таким встречам все чаще стали предшествовать печальные события; новость о смерти одного из сослуживцев или тяжелая болезнь.

Артем не был обременен неизлечимым недугом и умер тихо - во сне. Помниться, будучи в полном здравии, он нас заверял, что именно так он уйдет из жизни – быстро и внезапно. Мы посмеивались над его прогнозами, а он уверял, что, уцелев в бою на перевале, он слышал голос смерти, и она - красивая девушка, пообещала ему такой конец…

Сейчас мы не придавали значения пророчествам Артема, так как слишком много уже потеряли наших ребят, но образ смерти, привидевшийся ему после боя – «красивой девушки» - нас немного удивлял.
- А чего здесь необычного? – Оправдывал Артема Сергей, - он же был поэтом – творческой личностью, а они все немножечко чокнутые.
- Мы все с приветом, просто каждому свое!.. - Заключил Степан.
- А вот я, - включился в разговор, всегда молчаливый Николай, - два раза умирал и даже на том свете продолжал воевать.
- Я об этом и говорю, - стоял на своем Степан, - каждому свое!
Мы не стали с ним спорить, и присели за стол помянуть друга.

На следующий день, когда все ребята разъехались, мы с Николаем пошли на кладбище к своему товарищу. Мы были местными и поэтому, проводив сослуживцев, решили посидеть у могилы Артема. Кладбище было немаленьким, и мы не сразу нашли его захоронение. По пути мы успели два раза покурить и вспомнить стихи Артема.
- Как же так получилось? – Вдруг спросил Николай, - ведь он не болел и на здоровье не жаловался, и на тебе, тромб оторвался?..
Я только пожал плечами, а он продолжил:
- А как ты думаешь, за ним эта «красивая девушка» пришла?
Не дожидаясь моего ответа, он ухмыльнулся:
- Надо же придумать - красива девушка… Сказано – поэт!..
- А мне кажется Степан прав, - ответил я, - каждому свое!..

К полудню мы стали собираться домой и двинулись к выходу напрямик - между могил. Эту короткую дорогу предложил Николай и уже скоро мы заметили ворота кладбища. В двух шагах от центральной аллеи я увидел мраморную плиту надгробия. На ее черной поверхности были высечены портреты двух парней – летчиков. Ниже фамилий был нанесен текст: «Безумству храбрых поем мы песню».
Я посмотрел на Николая, а он ответил:
- Двадцать лет назад эти ребята спасли сотни жизней. Свой загоревшийся самолет они увели далеко за город и погибли.
Мы помолчали, и я сказал:
- А сколько таких людей у нас в России? Сколько таких парней, которые не раздумывая отдают свои жизни, спасая других. Многих мы знаем, а скольких нет, повторивших подвиг Александра Матросова или Гастелло. Да, что я тебе рассказываю, ты сам воевал, и ты сам герой! И это не важно, что у тебя на груди, медаль или орден, главное, что ты, рискуя своей жизнью, вытащил товарища с поля боя.
Николай выслушал мою речь и добавил:
- А сколько героев на гражданке? Сколько их среди нас, Саня?..
Я согласился, а он продолжил:
- Хочу тебе рассказать историю из моего детства. Я, конечно, не могу так красиво говорить, как ты, но ты меня поймешь. Это было давно, когда я учился в школе и был еще совсем мальчишкой. Так вот, пошли мы всей школой в поход по местам боевой славы. Ну, не совсем поход, потому что здесь были и военные игры, и возложение венков, и другие патриотические мероприятия. Возвращались мы в самую жару и остановились на привал у небольшой речки. Нам строго-настрого запретили купаться, так как в реке было много водоворотов.
Николай сделал глубокую затяжку и спросил:
- Ты видел такую воронку?
- Только в кино, - ответил я, а он продолжил:
- Ну, вернемся к привалу. Конечно, уследить за всеми учениками было трудно, и кое-кто из старшеклассников вошел в реку. Но продолжалось это недолго, и вскоре дети с криками поспешили к берегу. Как потом рассказывали очевидцы, водоворот появился из неоткуда и одну девочку стало закручивать к его центру. Дети испугались и выскочили на берег, а воронка затягивала свою жертву под воду. И тут, когда все стояли на берегу и только кричали, одна из старшеклассниц, бросилась ей на выручку. Но река оказалась сильнее, и они погибли. Как выяснилось позже, эта девочка - Вера совсем не умела плавать…
Николай посмотрел на меня, а я ответил:
- Конечно, эта девочка совершила героический поступок. И она не думала тогда о себе, она спасала жизнь одноклассницы.
- Ну, да, - произнес Николай, - сам погибай, а товарища выручай!
Я согласился и предложил ему свою историю.
Не дожидаясь его согласия, я начал свой рассказ:
- Не так давно я стал свидетелем героического поступка; молодой лейтенант ГБДД своим автомобилем остановил многотонный грузовик, который мчался в толпу людей на пешеходном переходе. КАМАЗ смял легковушку, но остановился. Никто не пострадал, кроме инспектора. К счастью он остался жив, но спасатели долго доставали его из-под груды металла. Что произошло с грузовиком я не знаю, но я видел, с какой благодарностью люди смотрели на своего спасителя...

Мы продвигались к автобусной остановке и вспоминали героические поступки наших соотечественников. Душу наполняла гордость за наш народ, который и в мирное время находил место для подвига.
- Да-а, - пафосно заключил Николай, - страна героев…

На остановке мы присели на лавочку и стали ожидать автобус.
Людей было не много, и мы, лениво рассматривая прохожих, давали оценку каждому из них. Рядом стояла шумная компания молодых людей, а на лужайке мужчина выгуливал большую собаку.
Заметив мое любопытство, Николай блеснул знаниями.
- Это ротвейлер – бойцовская собака, - пояснил он, и я оценил:
- Впечатляет! - А почему без поводка?
Он пожал плечами, а я заметил, как собака замерла и приняла стойку. Мне стало любопытно, и я вскоре заметил объект ее интереса.
У забора ничего не подозревая играл котенок. Не раздумывая я бросился к нему и опередил собаку. Я прижал котенка к своей груди и закрыл глаза, ожидая страшной развязки. Но грозный пес не набросился на меня, а кружился у моих ног и радостно повизгивал.
Когда раздались голоса людей я открыл глаза и осмотрелся.
Группа молодых людей восхищалась моим поступком, а хозяин собаки успокаивал присутствующих и разъяснял ситуацию:
- «Джек» добрый, он котенка не тронет, - убеждал он, - у меня у самого котенок, он перепутал, он думал, что это наш «Рыжик» ...

Вскоре народ стал расходиться, а Николай произнес:
- Ну, ты, Саня, – герой!
Я улыбнулся и ответил:
- Так в такой стране живу?..
- Ну, да, - согласился Николай, - в стране героев!..


Рецензии