Сибиры

---
     Материал о саварах очень разнороден с массой противоречивых суждений, оттого вызывающих в своей совокупности, уважение. Тем более, что источники информации из самой древности, либо это весьма уважаемые люди, посвятившие свою жизнь изучению Каганатов.
     Вся информация, приведенная в этих эссе о происхождении савир связана прежде всего с историей Хазарского Каганата, в составе которого почти 4 века состояли савиры. Но есть ещё арийские времена 9 тыс лет назад., ирано-арийская история, зародившаяся 5 тыс. лет назад, тюркская история с Христовых времён, времена Руси, Ордынская эпоха, Российская Империя, СССР, и РФ.
---
     Сибиры в различных источниках ассоциируются также с савирами, сыбырами, сванами, саварами, суварами, сипирами, чуварами, чибирами, сывырами.
     В результате смешения хуннов, пришедшим в лесостепи Западной Сибири во II веке н.э. с местным населением за 2 столетия сложился народ сибир.
     В составе вновь образованного гуннского союза в середине 4 века сибиры двинулись в Европу, после смерти Аттилы их кочевая империя распалась.
     Савиры с 5-го века являются гуннским племенем, живущим около Кавказских гор, очень многочисленное, состоящее из многих самостоятельных колен.
     Сибиры снова упоминаются в источниках 6 века: их объединение было разбито иранскими войсками, и политическое первенство в Восточноевропейских степях перешло к хазарам.
     Сибиры (сыбырлар), оставшиеся в Западной Сибире, часто упоминаются в сказаниях, с ними связывают остатки древних поселений, где обнаруживаеют осколки керамики (называемой «сыбыр-таш» - камни сибиров).
     С середины 6 века Западно-сибирская лесостепь вошла в состав Первого тюркского каганата, затем – в 7 века – Второго тюркского каганата, в 8 веке – Уйгурского каганата, в 9 веке Кыргызского каганата.
     На рубеже 9-10 веков в Прииртышье сложилось собственное государство – Кимакский каганат, в котором, согласно арабским источникам, существовало 16 городов.
     С 10 века сибиры вошли в состав центрально-азиатских киданей (с того времени ханты и манси стали называть сибиров хотанами).
     В 11 веке сибиры создали своё самостоятельное государство со столицей Кысыл тора, которая находилась на берегу реки Ишим (близ села Усть-ишим Омской области).
     В 13 в. сибиры Прииртышья вошли в состав улуса Джучи, затем Кок орды (Синей орды).
     В 14 веке территория Нижнего Прииртышья называлась одним из туменов (десятитысячным войсковым объединением) Кок орды, а позднее с распадом Орды обособилось как ханство Туран (Тюменское ханство) со столицей Цымгы тора (Тюмень), возглавляемые потомками Шыбани хана (брата Батыя).
     В 15 веке монгол-чингизид хан Ибак был убит, и власть сосредоточилась в руках Мамета – представителя местной аристократии династии Тайбугинов.
     Мамет основал столицу на Иртыше, получившую название Сибирь (Искер, Кашлык).
     С приходом местного аристократического клана столица получает исконное имя народа – «Сибир» (Сыбыр).
     Позднее это название было перенесено на всю Зауральскую часть России.
     После удачного набега дружины казаков Ермака на Сибирь происходит ослабление центральной власти, что потом способствовало быстрому захвату Сибири войсками Московского государства.
     Часть местного населения признала власть Москвы, другая часть поддерживала династию Кучума и вела борьбу, которая продолжалась вплоть до 18 века.
     История государственности сибиров, в составе тюркских империй, а так же в собственных самостоятельных ханствах, насчитывает 11 веков.
     В составе России сибиры имели свои национальные волости по родовым названиям, имели свои суды и местное самоуправление.
     В СССР были упразднены национальные образования, запрещалось хранения литературы на родном языке, сибиры были зачислены официально в татары, в школах началось преподавание литературного татарского языка.
     Сибиры, которые пытались писать на родном сибирском языке не могли опубликовать свои произведения, оставаясь безызвестными.
     Специалисты тюркологи отмечают самобытность сибиров. Уникален их язык, сохранивший многие элементы древнетюркского языка, мировоззренческая система.
     Основная масса сибиров проживает на своих родовых землях в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Курганской, Томской областях.
     В Пермской, Свердловской и Челябинской областях сибиры подверглись большому влиянию со стороны башкирской и татарской нации (в настоящее время между башкирскими и татарскими учеными ведется спор об этническом происхождении данных групп).
     В Омской области проживает три основных родовых объединения сибиров ырыулар (аймаклар, олло тогомнар): Аялы - Большереченский, Тарский, Колосовский, Муромцевские районы; Куртак – Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский районы; Параба – районы, граничащие с Новосибирской областью… (Статья из информационного вестника «Сыбыр моны» г.Омск, июнь 2002г.).
     Возможно, что крушение сарагурского союза после их похода в Закавказье после 463 г. связано с вторжением савир, которые, вытеснив их вместе с оногурами и другими племенами из Западной Сибири и Южного Приуралья, сами вслед за ними явились в степи Северного Предкавказья.
     Принимая во внимание крайнюю неотчётливость географических сведений древних авторов, М.И. Артамонов полагает возможным из их указаний извлечь только одно надежное заключение, а именно, что савиры обитали по соседству с аорсами, занимавшими, как известно, степи по Каспийскому побережью как к востоку, так и к западу от Волги. Савиры могли, следовательно, жить далее на северо-восток в Западной Сибири.
     М.И. Артамонов сообщает, что среди тобольских татар было распространено предание, что до них территорию по Среднему и Нижнему Иртышу занимал народ сывыр или сибыр.
     Слово «сипир» является синонимом имени манси-вогул. Таким образом, исходя из этого, в древности савирами или сабирами называлось угорское население Западной Сибири, само название которой восходит к их имени. (Чернецов В.П. Patkanaff S. Fecher G. Kazsmarki I.).
     Существование угров как особой, не тюркской, а угорской этнической группы не вызывает сомнений. Бесспорна и её глубокая древность в Приуралье и Сибири.
     По-видимому, восточные хунны в своём движении на запад инкорпорировали и свой состав угорское население Западной Сибири и южного Приуралья и за 200 лет своего пребывания здесь в какой-то мере ассимилировали его.
     Изгнанные из Западной Сибири, савиры обосновались в юго-Восточной, прикаспийской части европейских степей и завладели долиной вдоль Каспийского моря и Кавказских гор до Дербента.
     Скорее всего болгарами назывались угры, присоединившиеся к гуннам ещё в Западной Сибири и Приуралье.
     К 555 г. тюркюты распространили свою власть до Западного моря», где и столкнулись с эф-талитами, господствовавшими в Средней Азии, а около 558 г. — с уграми Западной Сибири и Южного Урала. Подчинив последних, они вышли на Волгу.
     Авары - а-ба, в начале 60-х гг. V в. прогнали савир из Западной Сибири в Европу за Волгу и в 556 г. подчиненных тюркютами.
     Маркварт сообщает, что Птолемею были известны «пагириты», которых он помещал между хорсами и саварами (савирами), где-то между Венедским за дивом (Балтийским морем) и Рипейскими горями (Уралом?), но которых в действительности следует искать в Приуралье или в Заладной Сибири.
     Расправившись с гузами и печенегами, половцы заняли господствующее положение в степях Восточной Европы и Западной Сибири, которые с XI в. стали поэтому называться Половецкими (Дешт-и-Кыпчак).
     Около середины IV в. гунны, увлекая с собой угорские племена Сибири, стали теснить алан.
     Неизвестно, что именно вызвало новое стремительное продвижение их на запад, зато можно определенно сказать, что западные гунны сохранили военную организацию и тактику боя своих предков, что и дало им преимущество над европейскими противниками.
     Возможно, что крушение сарагурского союза связано с вторжением савир, которые, вытеснив их вместе с оногурами и другими племенами из Западной Сибири и Южного Приуралья, сами вслед за ними явились в степи Северного Предкавказья.
     Савиры могли, полагает М.И. Артамонов, жить далее на северо-восток в Западной Сибири.
     Среди тобольских татар было распространено предание, что до них территорию по Среднему и Нижнему Иртышу занимал народ сывыр или сибыр.
     Слово «сипир» является синонимом имени манси-вогул. Судя по этому, в древности савирами или сабирами называлось угорское население Западной Сибири, само название которой восходит к их имени (В.В. Радлов).
     Существование угров как особой, не тюркской, а угорской этнической группы не вызывает сомнений. Бесспорна и её глубокая древность в Приуралье и Сибири.
     По-видимому, восточные хунны в своём движении на запад инкорпорировали и свой состав угорское население Западной Сибири и южного Приуралья и за 200 лет своего пребывания здесь в какой-то мере ассимилировали его (Артамонов).
     Изгнанные из Западной Сибири, савиры обосновались в юго-Восточной, прикаспийской части европейских степей и завладели долиной вдоль Каспийского моря и Кавказских гор до Дербента.
     К 555 г. тюркюты распространили свою власть «до Западного моря» (St. Julien), где и столкнулись с эф-талитами (Бичурин), господствовавшими в Средней Азии, а около 558 г. — с уграми Западной Сибири и Южного Урала.
     Подчинив последних, они вышли на Волгу.
     Авары - а-ба, в начале 60-х гг. V в. прогнали савир из Западной Сибири в Европу за Волгу и в 556 г. были подчинены тюркютами.
     Об абарах в китайских хрониках не сообщается ничего, кроме имён, меняющихся при смене династий или места жительства.
     Можно думать, что в Джунгарию они попали под давлением гао-гюйцев в конце V в., а раньше жили западнее — в Семиречье.
     Оттуда они наводили страх на племена южной Сибири в 461-465 гг. Птолемею были известны «пагириты», которых он помещал между хорсами и саварами (савирами), где-то между Венедским заливом (Балтийским морем) и Рипейскими горами (Уралом?) (Латышев), но которых в действительности следует искать в Приуралье или в Заладной Сибири.
     В сведениях о путешествии Саллама Переводчика 842-844 гг. главное внимание сосредоточено на моментах, соответствующих популярной в мусульманском мире легенде.
     Реальные наблюдения и данные о населении степей Сибири, которые были собраны путешественниками, остались не освещенными, но нет сомнения, что именно они интересовали правительство Арабского халифата и ради них было снаряжено это путешествие.
     Когда тюркюты в конце 6 в. стали хозяевами всех этих территорий, они пытались вновь проложить путь из Средней Азии в Византию, но трудности, связанные с преодолением безводной пустыни, вынуждали тюркютских ханов силой добиваться свободного вывоза своих товаров через Иран, для чего им пригодились савиры и булгары, ранее иранизированные в бытность свою, когда они кочевали по Южным отрогам Урала. (Караулов). Среди савир оставались в те времена потомки семей и родов, которые сохраняли древнеиранскую лексику и культы, которые сформировалась во времена первых Сибирских Заратуштр.
     Этот путь оживился и приобрел большое значение лишь после того, как уйгуры (нынешние венгры) и карлуки закрыли или сильно затруднили доступ в Сибирь мусульманским купцам.
     Тогда особенно поднялось значение Волги, по которой и пошло движение товаров, главным образом драгоценных мехов с севера в обмен на серебряные диргемы. И здесь также пригодились культурные навыки савирских предков из Сибири.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии