Как появились эти записки
БЫЛОЕ И ДУМЫ О НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ
«Воспоминания — это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир».
К.Г. Паустовский.
«В калейдоскопе детских впечатлений всегда отыщется такое, что западает в душу и странным образом волнует».
Е.Н. Ильин.
КАК ПОЯВИЛИСЬ ЭТИ ЗАПИСКИ
В июне 2011 года, окончив педагогический институт, перед тем, как устроиться на работу, я получил некоторую свободу на два летних месяца. Время хотелось провести с максимальной пользой. Решив в очередной раз испытать себя в публицистическом жанре (моя первая печатная заметка появилась в 2004 году, вторая — в 2008-м), я написал очерк об Овсянке — «О косцах и газонокосилках» — и отослал в районную газету «Семёновский вестник». Через неделю статью опубликовали. Это было приятной неожиданностью. Я решил, что не нужно бросать «корреспондентского» дела, и оставшееся лето почти каждую неделю что-нибудь отправлял в газету. Печатали, в основном, всё — особенно, если статьи оперативно откликались на происходящие события.
В это время меня заинтересовала советская эпоха конца 1970-х — начала 1980-х годов: во-первых, именно этот период мне почему-то представлялся особенно светлым и спокойным, а во-вторых, он напрямую был связан со мной, поскольку в олимпийском 1980-м году мои родители сыграли свадьбу, образовалась семья Градусовых, в которой через 8 лет появился я.
Мать иногда вспоминала, как в 1979-м проходила практику в Боковской столовой, как познакомилась с отцом, как возводились корпуса льнозавода и вырастали огромные для деревни трехэтажные дома. Опираясь на всё это, я хотел рассказать о «подготовительном» периоде в создании нашей семьи. Чтобы полнее и правдивее его обрисовать, требовалось хотя бы в общих чертах представлять советскую жизнь последних лет эпохи Л.И. Брежнева. В сельской библиотеке нашлось несколько нужных книг.
Но обратившись к истории страны, я захотел подробнее изучить историю Нижегородского края. Почти сразу появилась мысль: наша область уже давно и основательно изучена, а вот о прошлом Семеновского района написано совсем немного. Те книги, что есть, напечатаны небольшим тиражом, к тому же они находятся в семеновской библиотеке. «Почему бы не написать книгу о Семеновском районе?» — спросил я самого себя. В Овсянковской школе сохранился альбом с информацией о заселении Семеновского края. После его прочтения у меня появилась чуть ли не обида за свою малую родину — Боковской сельсовет. Написана история страны, области, района, а вот летописи наших деревень нет до сих пор. Заполнить этот пробел — дело очень хлопотное и трудоемкое, но я решил заняться краеведческими изысканиями.
Большую роль в этом начинании сыграла беседа с бывшим учителем Овсянковской школы, уважаемым в деревне человеком Левченко Валентиной Федоровной (01.12.1934 — 28.01.2022). Собирая материал для статьи к столетию Б.И. Дунаева (01.08.1911 — 01.09.2005), я встретился с ней дважды. В ходе разговора открылись интересные факты, связанные с историей Овсянки.
Работа эта оказалась очень увлекательной. Появилась возможность «ухватить» уходящую историю, познакомиться с интересными людьми, воспитанными советской эпохой и еще несущими в себе идеалы прошлого. Моими респондентами стали следующие жители сельсовета: в Овсянке (помимо В.Ф. Левченко) — Е.И. Груздева, Л.А. Залевская, Т.И. Калинина, Н.Г. Красильникова, В.Н. Мурин, А.Н. Мурина, Н.Т. Мурина, З.Г. Потехина, Н.П. Чистякова; в Боковой — К.И. Веселова, А.М. Голубева, М.А. Дробняк, А.М. Касаткина, В.А. Кузнецова, В.Н. Кузнецова, Г.Н. Кузнецова, Т.А. Малышева, Л.Х. Моргунова, С.В. Поляшова, В.Н. и С.А. Синёвы, А.А. Утлина; в Хмелевке — В.Н. Белова, Т.П. Громова (Сиротина), Н.А.Кудряшова, И.Н. Куранова, Ф.Л. Панова, Ф.А. Пургина; в Люнда-Шипове — М.Г. Басова, А.В. Малышев, З.Т. Рыбакова, Ю.А. Смирнов, М.И. Тренина, в Большой Погорелке — В.П. Калиткина, М.В. и М.П. Маровы, З.Г. Морозова, А.А. и В.В. Северовы; в Чудове — Л.В. Жолобова, К.А. Казакова (Иванова), А.Г. Лихачев, О.И. Пескова, Л.А. Сулоева. Большой видеоархив с проведенными беседами ждет своей расшифровки. Кроме того, письменно ответили на вопросы Б.Б. Дунаев и Г.С. Карасев (об Овсянке), Н.А. Смирнова (о Хмелёвке) и Н.Н. Гусев (о Шипове). Несколько документов предоставила Н.К. Волкова (бывший председатель Боковского колхоза).
Удручает тот факт, что родился я в 1988 году, а потому могу рассказать о деревне, начиная только с 1990-х. Для более полного воссоздания эпохи использовались также воспоминания родных, старые письма, личные дневники, анкеты друзей и школьные сочинения, но, конечно, кое-где может встретиться субъективность изложения.
В январе 2012 года я записал всё, что помнил о своей семье и деревне. Это был первый год моей работы в школе, когда еще не угас творческий энтузиазм, рожденный неопытной юностью и учебой в институте. К тому времени я уже 4 месяца вёл уроки, подписал контракт еще на 10 лет и почти сразу понял свою ошибку: уже тогда пришло осознание, что учительство — это не мое призвание и школа — это среда, которая губит в человеке творческое начало, превращает его в бездумный винтик учебно-образовательного процесса, а потому нужно было как можно скорее зафиксировать впечатления прошлых лет, пока школьное болото не затянуло меня окончательно.
...Тогда, в начале 2012-го, свои записки я назвал «Моя Овсянка, или Былое и думы о недавнем прошлом» — с подзаголовком «Четверть века почти прожита, можно и итог подвести». С того момента прошло немало времени и свершилось множество событий, поэтому прежний заголовок устарел.
Когда январские каникулы-2012 закончились, я расстался с моими записками почти на 11 лет и смог вернуться к ним только в декабре 2022-го, спустя 3 месяца после увольнения из школы. Поводом для повторного обращения к воспоминаниям послужило, во-первых, желание завершить их, так как многие разделы были не дописаны или намечены пунктирно, во-вторых, моя подруга Екатерина Ситнова выпустила книгу мемуарных зарисовок «На один день в Тиханки» — о детских годах, проведенных в деревне, — и мне тоже, как и ей, захотелось обратиться к собственным истокам, в-третьих, возникло стремление «запротоколировать» минувшие десять лет, и, в-четвертых, появившееся свободное время хотелось наконец-то провести с пользой. Кроме того, роман Людмилы Улицкой «Лестница Якова», основанный на воспоминаниях, натолкнул на мысль: «У меня же есть свои неоконченные записки и старые письма, так почему бы не продолжить начатого дела?»
И, конечно, повторное обращение к воспоминаниям связано с моим переездом в Люнда-Шипово — на родину своих предков Градусовых, где сильнее чувствуется связь с родной землей и спокойная деревенская обстановка настраивает на ностальгический лад. Прежде чем сесть за компьютер и начать вспоминать, пришлось провести большую подготовительную работу: завершить летне-осенние огородные дела, осуществить частичный ремонт дома, наладить подачу электроэнергии и решить много других вопросов.
Начав перечитывать мемуары десятилетней давности, я с горечью обнаружил, что многого из рассказанного уже совсем не помню. Если бы тогда я не заставил себя записать воспоминания, большинство фактов личной, семейной и деревенской жизни потерялось бы навсегда.
Атмосфера зимнего безлюдного Шипова наилучшим образом располагает к творчеству. Как говорил А.С. Пушкин, «в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны».
Продолжим записи... В добрый путь.
2012, 01.12.2022, 28.02.2023.
Свидетельство о публикации №223022801815