Невидимая брань

               


                (Окончание)

               Затем сатана искушает нас излишней привязанностью к нашим родным. Умирающему кажется, что без него его дети или близкие погибнут, что они обречены на несчастья и бедность. Он начинает роптать на Бога за то, что Господь отнимает у него эту временную жизнь, и умирает не с надеждой, а с ропотом.
На это искушение надо отвечать: «И себя, и близких своих я вверяю милосердию Божиему. Господи, Ты создал их, а не я, Ты и спасешь их».

               Пятое искушение – сомнение в вере. Сатана вопрошает умирающего о вере, старается посеять в его душе неверие или сомнение. Не надо входить с сатаной ни в какой спор. Надо просто сказать: «Я верю так, как верит Святая Церковь», а в уме читать Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя...». Эта молитва – победоносный гимн Православию, ее должен знать наизусть каждый христианин.

                Следующее демоническое искушение, которое может встретиться умирающему, – это искушение богохульством. Человек начинает слышать страшные богохульства, от которых содрогается его душа, и ему кажется, что эти богохульства произносит он сам. Так демон ввергает его в отчаяние.

                В этом искушении надо говорить: «Господи, я грешен как человек, но похулить Тебя я не могу. Боже, я не соизволяю на эти страшные слова, они не мои, а демона».

                Затем, может быть искушение видениями. Демон представляет сказочные города, падающие звезды, какие-то дивные сады, чтобы человек, вместо молитвы, созерцал эти картины. В этом случае умирающий должен говорить: «Единственное сокровище мое – Господь. Он прекраснее всего, Он – вечная Красота».

                Следующее искушение: диавол может явиться в виде светлого ангела и начать учить: «Кроме Евангелия есть еще другое откровение, оно будет дано после: ведь Господь дал сначала Ветхий Завет, а затем Евангелие. Но и это не все, это еще не полная истина, будут еще другие откровения». И диавол учит человека каким-то странным, чуждым учениям. И на это надо отвечать: «Ни ангелы, ни архангелы, ни высота, ни глубина не отлучат души моей от Христа. Он мой единственный Спаситель, других я не знаю и знать не хочу».

                Затем Господь попускает врагу искусить человека страшными видениями. Кажется ему, что окружают его дикие звери, что дом, где он лежит, шатается и рушится. То он слышит какие-то завывания и вопли за стеной, то видит, как выползают из углов змеи и обвивают его тело. Диавол старается парализовать человека страхом и отнять у него последнюю молитву. На это искушение лучше всего отвечать словами пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

                Над умирающим надо читать канон на исход души. Успокаивается душа при поразительных словах канона, как ребенок на руках своей матери. Великую милость вы окажете умирающему, если прочтете над ним этот канон, поэтому всегда надо иметь его в доме.

                Тяжелый путь предстоит душе, путь, похожий на тот, которым идет человек ночью среди скал, а вокруг него – пропасти и обрывы. Но когда вы будете читать канон на исход души, то душа не будет чувствовать себя одинокой, напротив, ее словно бы поддержит рука верного друга.

                Когда будет умирать ваш близкий, не плачьте, а молитесь за него. Велика сила молитвы! Если на путника нападет стая волков, а он сумеет разжечь огонь, то звери будут стоять поодаль, скаля зубы и завывая, но боясь подойти к горящему пламени. Так же вот и демоны побоятся подойти к тому, о ком молятся близкие.

                Евангелие о бесноватом напоминает нам о страшном мире, – мире падших духов, которые хотят завладеть нашими душами. Веревки, которыми они связывают нас, – это наши грехи.

                Одержимость бесноватых началась при их жизни. Их исцелил Господь. Но если бы Он не исцелил их, то их мучения прекратила бы когда-нибудь смерть. Но самая страшная одержимость – это нераскаянные грехи, с которыми человек отходит в вечность. Эта одержимость не имеет конца.

               
                Архимандрит Рафаил (Карелин).


Рецензии