Сюрприз

Наслаждаясь тёплой погодой и прогретым солнцем морем, в одном из санаториев города Сочи отдыхает Лев Эдуардович – адвокат из далёкого дальневосточного города. Сегодня во время прогулки по парку к нему обратилась девушка с просьбой сфотографировать со своего фотоаппарата на фоне цветущего дерева. Сделав несколько снимков, наш герой поинтересовался, откуда она приехала, и к своему удивлению узнал, что они из одного города. Познакомились, девушку звали Юля. По дороге зашли в кофе, сели за свободны столик.

Рассказчик Лев Эдуардович неплохой. В расчёте произвести на девушку приятное впечатление, стал рассказывать об уголовных делах, по которым защищал обвиняемых, делая акценты на своё профессиональное мастерство, позволяющее добиваться в судах справедливых приговоров. Затронул тему клиентов, бравируя фамилиям банкиров, коммерсантов и уголовных авторитетов, о которых юная особа никогда и ничего не слышала, и денежных гонораров, давая понять, что адвокат он дорогой. Между делом, признался, что разведён, живёт один. На вопрос Юли, не тяготит ли его одиночество, грустно вздохнул и ответил примерно так: «Тяготит, но, увы, годы – ему уже пятьдесят восемь». Сделал паузу, добавил: «Хотя, ещё надеется на встречу с достойной женщиной и, если даже между ними будет большая разница в возрасте, всё равно готов связать с ней свою судьбу».

Говоря так, Лев Эдуардович лукавил. После развода он действительно жил один в трёхкомнатной квартире, но никакого одиночества по этому случаю не испытывал. Материально обеспеченный мужчина, он имел немало знакомых женщин, однако связывать с кем-либо из них свою судьбу, тем более со старше себя по возрасту, не желал. Суждения о большой разнице в возрасте, как нетрудно догадаться, предназначались для юной собеседницы.

Из кафе возвращались в сумерках. Расставаясь у санатория, в котором отдыхала девушка, договорились следующим вечером встретиться вновь.
– Вы такой интересный человек, – на прощание заявила Юля, – завтра для вас будет сюрприз!

Проснулся Лев Эдуардович рано. Погулял по набережной, сходил на завтрак. В назначенное время принял лечебные процедуры. Пойти на пляж не захотел. Сидя на балконе, просмотрел купленные накануне газеты, после чего отложил очки и погрузился в раздумья. О вчерашней знакомой старался не думать, полагая, что их встреча может и не состояться. Молодые девушки в этом отношении необязательны. Вместе с тем, рассуждал Лев Эдуардович, человека он влиятельный, со связями. Вчера Юля призналась, что хотела бы работать в полиции, но после педагогического университета, который заканчивает в следующем году, придётся пойти преподавателем в школу. Заверив девушку, что педагогическое образование не является препятствием для работы в правоохранительных органах, он пообещал поговорить о её трудоустройстве с бывшим однокурсником по институту, занимающим руководящую должность в краевом управлении внутренних дел. На самом же деле товарищ, на которого он сослался, давно ушёл на пенсию, да и до этого кадровыми вопросами не занимался. Давая такое обещание, Лев Эдуардович справедливо полагал, что по прошествии времени всё измениться и куда пожелает пойти девушка работать после окончания учебного заведения, никому не известно.

На свидании Лев Эдуардович решил вести себя сдержанно, как положено человеку его возраста и профессии. Если девушка согласится, проехать с ней в центр города, погулять по набережной, поужинать в ресторане. Неплохо будет предложить поездку на какую-нибудь экскурсию, например в горы, прогулку на теплоходе или сплав по речке на катамаранах. Подобные мероприятия оставляют хорошие воспоминания, сближают людей.

После обеда Лев Эдуардович поспал, чтобы вечером быть свежим и бодрым. Выходя из номера, дольше обычного стоял перед зеркалом, втягивая выпирающий животик, избавиться от которого не помогали ни физические упражнения, ни кратковременные диеты. По аллее парка шёл неторопливо, с интересом поглядывая на отдыхающих. Тёплый ветерок с запахом южных цветов, тёмно-синяя полоска моря с багровым отсветом заката за кронами деревьев, наполняли сердце радостью, предвещали романтический вечер.

На место встречи Лев Эдуардович пришёл раньше назначенного времени и, увидев там Юлю, приятно удивился. В лёгком кружевном платье, с кокетливой причёской в виде «корзиночки», она была очень привлекательна и от сознания того, что девушка пришла на встречу с ним, вызвало гордость.

После обмена приветствиями Юля доверительно взяла Льва Эдуардовича за локоть и, понизив голос, заговорила:
– Помните, я обещала вам сюрприз?

Не сразу, но Лев Эдуардович припомнил, что вчера она действительно говорила о каком-то сюрпризе.

– Так вот, – продолжила Юля, – сейчас к нам подойдёт женщина – это моя мама, она не замужем. Папа ушёл от нас, когда я была ещё маленькой. Во время вчерашнего разговора я поняла, что у вас с ней много общего и захотела, чтобы вы познакомились.

Осмыслить сказанное Лев Эдуардович не успел, так как в эту минуту за спиной раздалось:
– Добрый вечер!
Обернувшись, он увидел перед собой женщину лет чуть более пятидесяти не примечательной, но всё же приятной внешности.

– Знакомьтесь, – это моя мама – Ольга Васильевна, – объявила Юля, – а это, – обращаясь уже к маме, – Лев Эдуардович, о котором я рассказывала.

Женщина подала Льву Эдуардовичу руку и, улыбаясь, заявила о приятности знакомства. Этим же ответил и он, после чего наступила молчаливая пауза. Не позволяя ситуации развиться до состояния неловкого, мужчина взял инициативу в свои руки и предложил всем прогуляться до набережной. Согласилась лишь Ольга Васильевна, Юля, сославшись на занятость, пообещала прийти туда позже.
«Оставляет наедине», – досадливо подумал Лев Эдуардович.

На набережной познакомившаяся пара села на свободную скамейку. Неподалёку на рейде, отбрасывая яркий свет палубного освещения на тёмную поверхность моря, стоял пассажирский теплоход. Под доносившуюся оттуда музыку продолжили начатый по дороге разговор. От погоды, перешли к обсуждению достоинств и недостатков санаторий, в которых отдыхали, и эффективности лечения в них, то есть заговорили о здоровье. Вскоре разговор приобрёл довольно доверительный характер и после признания Ольги Васильевны в периодических болях в суставах, Лев Эдуардович рассказал о проблемах с сердцем и желчным пузырём. Поделились познаниями в области лечения названных болезней, рекомендовали друг другу знакомых врачей.

Неизвестно, как долго говорили бы на эту тему, если бы не подошла Юля со спортивного вида молодым человеком.

– Вот вы где! – радостно воскликнула она, – мы всю набережную прошли, чтобы вас найти!
Молодой человек вежливо поздоровался со всеми.

– Добрый вечер, Володя! – называя парня по имени, ответила Ольга Васильевна, что свидетельствовало об их знакомстве. Затем она представила мужчин друг другу, для чего одному из них пришлось подняться со скамейки.

– Вы куда сейчас? – спросила Ольга Васильевна молодых, заметив, что они собираются уходить, – побудьте с нами.

Однако молодые оставаться не захотели; сказали, что идут гулять и, пожелав всем хорошего отдыха, ушли.

– Наши дети, – умилённо произнесла Ольга Васильевна, – какие красивые!
Провожая молодую пару взглядом, Лев Эдуардович испытал досаду. Не особо слушая, что говорит Ольга Васильевна, стал зло и уничижительно думать о себе: «Старый пень… Размечтался… Сидел бы, телевизор смотрел…» Вспомнился образ Кисы Воробьянинова из известного фильма, когда тот в пьяном угаре требовал от молоденькой Лизы поехать с ним «в номера», и бессвязная речь режиссера Якина со своим «Житие мое…» из другого, не менее известного фильма.

Не замечая смены настроения собеседника, Ольга Васильевна поинтересовалась, был ли он на экскурсиях, и на какой из них советует побывать. Опасаясь, что разговор может зайти о совместной поездке, Лев Эдуардович ответил, что на экскурсиях не был, поскольку пишет для юридического журнала серию статьей, что отчасти соответствовало действительности, и по этой причине у него совершенно мало свободного времени даже здесь на отдыхе. Одновременно поймал себя на мысли, что всего несколько часов назад сам собирался завести подобный разговор с дочерью этой женщины.

Через непродолжительное время Ольга Васильевна, сославшись на поздний час, предложила расходиться «по домам». По-видимому, женщина поняла, что разговор приобрёл характер формального, то есть не о чём, и решила закончить встречу. Возле ворот санатория Ольга Васильевна сказала Льву Эдуардовичу, что от прогулки и знакомства с ним получила большое удовольствие и, зная, что через два дня он уезжает домой, пожелала хорошего пути. В ответ Лев Эдуардович произнёс тоже добрые слова, дал свою визитную карточку и попросил звонить в любое время, если будут какие вопросы. Хотел добавить, что с радостью окажет содействие в трудоустройстве дочери, но решил всё же этого не делать.

Обратно Лев Эдуардович шёл без настроения. Желание Юли познакомить его со своей мамой, как с неженатым мужчиной, мечтающим встретить «достойную женщину», было понятно, но несбывшееся ожидание романтического вечера, породило в нём уныние и разочарование. Вдобавок ко всему хотелось есть. Рассчитывая поужинать с Юлей в каком-нибудь ресторане, он на ужин не ходил, а Ольга Васильевна от посещения ресторана отказалась, сославшись на то, что после девятнадцати часов ничего не ест.

На веранде многолюдной шашлычной Лев Эдуардович сел за только что освободившийся столик. Заказал жаренные на углях бараньи ребрышки и по совету официанта фужер красного вина, хотя к спиртному в любом его виде был совершенно равнодушен. После съеденного и выпитого, в ожидании смены настроения, откинулся на спинку стула и стал наблюдать за рыбками, плавающими в аквариуме. Однако дождаться хорошего настроения не удалось: к столику подошла группы молодых людей и один из них – весёлый разбитной парень, обратился с вопросом:
– Отец, у тебя свободно?

Подобное фамильярное обращение к себе Лев Эдуардович услышал впервые. Хотел в ответ назвать парня с издёвкой «сынок», но посчитал, что никто это не поймёт, так как само по себе такое обращение не является чем-то оскорбительным, а по возрасту он действительно годится молодому человеку в отцы. Другое дело, что нынешняя молодёжь без должного уважения относиться к старшим и в разговоре не утруждает себя в выборе слов и предложений, но это уже вопрос культуры и воспитания; как говориться, таковы времена, таковы нравы.

Ответив молодому человеку, что свободно, Лев Эдуардович встал из-за стола, и, рассчитавшись на выходе за поздний ужин, ушёл.

«Надо же, "отец", – невесело размышлял он по дороге, – по-видимому, пришла пора, когда тебя не только "отец", но и "дедушкой" назвать могут. Каково же женщинам, когда они попадают в подобные ситуации?

Возле санатория у Льва Эдуардовича неожиданно сдавило сердце, появилось одышка. Это было ещё не всё: когда вошёл в комнату, вдобавок ко всему в боку справа почувствовал болезненное жжение – реакция нездоровой печени на жареное мясо и терпкое вино, которое, кстати, ему не понравилось. Выпив нужного лекарства, а заодно, успокоительного, Лев Эдуардович лёг в кровать. По телевизору в это время шёл один из его любимых фильмов «Формула любви». Хотел посмотреть, но выпитое лекарство и поздний час делали своё дело, он стал засыпать…

– Организм ваш, батенька, совсем расстроен… – доносился до него из не выключенного телевизора голос уездного доктора в исполнении актёра Леонида Броневого, – печень вялая, сердечко шалит… Кончать надо с хиромантией, дружок! Пальцем искрить, вилки глотать в вашем возрасте уже не годится. И с барышнями поаккуратнее! Мраморные они, не мраморные – наше дело сторона. Сиди на солнышке, грейся!

Потыкав пальцами под рёбра, где находилась печень, и, не почувствовав никакой боли, Лев Эдуардович улыбнулся: «Всё верно… надо…» После чего, широко открывая рот, шумно зевнул, повернулся на бок и, так и не выключив телевизор, заснул…


Рецензии
Отличный рассказ

Наташа Левкина   07.03.2023 11:55     Заявить о нарушении
Очень рад, что нравится.

Евгений Петрович Кириллов   14.03.2023 22:02   Заявить о нарушении