В Канаду пришло письмо... , Глава 2. 7

ГЛАВА 2.7. Школьная библиотека внедряет новые информационные технологии для учителей, учеников, жителей села


::::: КОНСУЛЬТАНТЫ :

«И где же в селе условия для применения на практике приобретенных в школе теоретических знаний? — писали Вы ранее. — Их, этих условий, просто не существует».

Верно, не существует — соглашаемся. Более того, сами они никогда не появятся. Значит, надо создавать такие условия.

Вот пример. Внедряя программу преобразования школы в культурно-образовательный и общественный центр, Ваш коллектив спас от развала две деревенские библиотеки. Теперь книжки будут храниться в должном состоянии. Но этого мало! Чтобы существенно улучшить работу новой библиотеки, дать ученикам возможность применять приобретенные знания на практике, необходимо предложить и внедрить новые информационные технологии обслуживания читателей.

Известно, сколь важным и ответственным является период, когда ребенок учится читать. Удачно подобранные книжки, заинтересованные разговоры о прочитанном могут дать толчок к пробуждению самостоятельной мысли, направить энергию маленького читателя на познание мира, без чего не может быть образованного, вообще культурного человека.

Принудительное чтение или неумелое вмешательство в этот процесс способны надолго, если не навсегда, отбить желание читать что бы то ни было. Американский ученый, психолог и педагог Уильям Глассер подчеркивал: «Дети, которые не научились читать (в полном смысле этого слова) в начальных классах, не будут чувствовать особого интереса к учебе в средней школе, какими бы ни были программы, учителя или принципы образования».

Библиотекарь помогает, а фактически полностью берет на себя подбор книг по интересам для каждого юного посетителя, чем в значительной мере сам формирует этот интерес.

Однако обеспечить эффективное функционирование сельской библиотеки, надлежащие условия труда библиотекаря в современных реалиях трудно. Необходимость преодолевать проблемы никак не отменяет его прямых обязанностей — от оформления выдачи и приема книг до ведения документов учета, статистики, отчетности, проведения воспитательной работы с учениками.

Скажите, как и когда библиотекарю в таких условиях еще и обсуждать с юным читателем прочитанное и пережитое вместе с героями? Как записать впечатления от разговора, чтобы потом быстро восстановить в памяти при очередном посещении школьника и предложить новые книжки, соответствующие его подготовке и кругу интересов? Существующая система ведения абонемента оставляет библиотекарю мало времени на эту работу, а скудный книжный фонд, что есть в его распоряжении, лишает самой возможности порекомендовать школьнику что-то, что выходит за рамки обязательной учебной программы.

Скажем, заметил библиотекарь, что ребенка увлекли приключения героев Изумрудного города — тут бы и порекомендовать ему очередную книжку популярной серии Волкова, или же для сравнения — “Волшебника из страны Оз” Баума. Теоретически это было бы здорово, но как сделать на практике, если никакой из этих книг на полках школьной библиотеки никогда не было, нет и не ожидается в будущем? А книжка нужна даже не сегодня, а сейчас! Ибо детское внимание очень изменчиво: вот появилось желание почитать книжку, а вот его уже нет — и побежал носиться по улицам в поисках приключений!

Тем временем во всех школах изучают информатику. Но подают ее так, что ученики по большей части не видят, даже не догадываются о возможностях практического применения полученных знаний. И это при том, что быстрые изменения, происходящие в мире, создают потребность во всё большем количестве людей, которые умели бы работать с вычислительной техникой. Эта потребность как в государственных организациях, учреждениях, так и в коммерческих структурах, бизнесе, частном предпринимательстве уже велика, и быстро растет. Компьютер начинают использовать и при ведении домашнего хозяйства. Он стремительно входит в быт, саму жизнь. А многие даже из получавших в школе отличные оценки по информатике так и не осваивают эту технику.

Вот и идут вчерашние выпускники на разного рода (и, к слову, довольно дорогие) компьютерные курсы. Однако же хорошо известно, что если ученик не получил надлежащего образования в средний школе, ему будет намного сложнее добиваться успехов в дальнейшем. Не исключено, что таким образом общество вообще потеряет талантливого человека, даже если творческие способности были присущи ему от природы. И пока педагоги будут принимать компьютеры так, как живой организм воспринимает чужеродное тело, поднять интеллектуальный уровень нации не удастся.

Чтобы дать ученикам действительно глубокие теоретические и практические знания по информатике (а в равной мере и другим предметам), нужно сделать каждого из них участником и ответственным исполнителем какого-нибудь общешкольного проекта, наделив соответствующими правами и обязанностями. Притом эти проекты должны быть не надуманными, далекими от реального мира упражнениями, а близкими, понятными школьникам задачами.

Другими словами, школа должна учить детей учиться самостоятельно, быстро находить информационные источники для приобретения новых знаний. Первым и важнейшим источником может стать Интернет и компьютеризированная библиотека.

Исходя из этого, советуем Вам поручить учителю информатики взяться вместе с библиотекарем и учениками во внеурочное время за это дело.

«Как там организована работа библиотеки, меня не касается, — может подумать равнодушный учитель. — Я должен обучать основам информатики, то есть тому, что написано в учебной программе».

Что ж, формально он будет прав. А с другой стороны, кто виноват в том, что целые поколения наших граждан на протяжении десятилетий в средней и высшей школе изучали, например, иностранные языки, но так и не овладевали в своей массе ни одним из них. Впрочем, разве только языками?

Не следует сетовать и на нехватку соответствующих технических средств. Не ждите, пока государство стабилизирует экономику и найдет возможность выделить нужные средства из бюджета, чтобы приступить к компьютеризации. В конце-концов, есть шефы, спонсоры, разные фонды. В этом Вы уже убедились сами и убедили нас. Надо искать пути, которые бы продвинули это весьма непростое, но и не менее важное дело.

На наш взгляд, сочетание усилий администрации школы, учителя информатики, библиотекаря, учеников может дать ощутимые результаты. С одной стороны, благодаря компьютеризации повысится качество обслуживания, учебы и воспитания читателей — школьников, учителей, жителей села. Улучшатся условия труда библиотекаря. Сам интерес к такой библиотеке вырастет неизмеримо.

С другой стороны, ученики, прилагая усилия к автоматизации конкретной, да еще и своей библиотеки, почувствуют, как здесь, на их глазах и их руками информатика из абстрактного предмета превращается в живое, творческое, захватывающее дело! Именно тогда работа с компьютером для одних навсегда станет привлекательной профессией, а для других — любимым и крайне необходимым средством получения информации, незаменимым инструментом самообразования, наконец, увлекательным видом отдыха в свободное время.

Без этого, — согласитесь Вы, неординарный человек и руководитель, — не только сегодняшние школьники, а и их дети не будут иметь полного доступа к источнику знаний, который, благодаря компьютеризации и информационным сетям, уже доступен их ровесникам в развитых странах как Запада, так и Востока. И тогда, как писала в журнале «Знамя» Татьяна Иванова, «дети вырастут похожими на нас. А это не дай Бог. Потому что плоды нашего пребывания на Земле перед глазами у всех. И не оправдаться нам вовек добрыми намерениями!»

В этой работе основная техническая нагрузка приходится, безусловно, на учителя информатики. Однако какой бы большой ни была роль учителя-энтузиаста, ему мало что удастся сделать по компьютеризации библиотеки без поддержки педагогического коллектива и директора школы — руководителя проекта. Именно директор должен взять на себя идеологическое и административное руководство проектом, начиная с его объявления, назначения ответственных за отдельные участки, утверждения плана-графика работ, и заканчивая подведением итогов по периодам.

Исходя из конкретных условий, способы компьютеризации могут быть разными. Неизменным остается одно. Следует создать материальные и организационные предпосылки для реализации проекта — документально оформить намерения, закрепить за библиотекой персональный компьютер, согласовать часы работы как учителя информатики, так и библиотекаря, определить правила пользования автоматизированным абонементом, обеспечить самостоятельную работу учеников с библиотечной программой, электронным каталогом, и прочее.

Первое, на что следует обратить внимание — это то, что само понятие компьютеризации библиотеки состоит их двух совершенно разных частей — автоматизации работы собственно библиотеки (то есть ведение каталога и абонемента), и создания, а затем поддержания электронного книжного фонда (то есть книг, которых нет на бумаге, но доступных для чтения на экране компьютера и копирования при желании читателями в собственную “домашнюю” библиотечку).

Эти два направления вовсе не противоречат друг другу, и в идеале компьютеризированную библиотеку хотелось бы видеть такой, где обе части, как две стороны медали, как форма и содержание — были бы достойно представлены.

Мы поделимся с Вами практическими идеями по обеим составляющим. Вести их можно параллельно, независимо, поэтому задач будет достаточно для всех желающих принять участие в проекте с учетом личных пожеланий.

В направлении АВТОМАТИЗИРОВАННОГО АБОНЕМЕНТА мы создали для вас прототип программы, которую уже сейчас можно брать и использовать. Постарались сделать ее простой, компактной и хорошо структурированной, чтобы при необходимости легко было вносить новые функции и возможности.

Программа постоянно помнит и держит на экране данные о читателе, который обслуживается (в верхней строке экрана) и последней книжке, которая была выбрана в читательском формуляре или каталоге (в нижней строке).

Соответственно, первым делом нужно найти в базе данных читателя, который обслуживается, и книжку, которая его интересует. Если посетитель еще не записался в библиотеку, или книжка еще не занесена в компьютерный каталог, с этого и начинаем.

Читательские формуляры (база данных читателей) заполняются очень просто. При записи читателю автоматически присваивается ближайший свободный номер, и далее заполняются поля с личной информацией. Есть также место для заметок, куда можно вносить записи в любое время при разговоре с читателем о его впечатлениях по поводу прочитанной книжки, увиденного фильма, при обсуждении тем, которые его интересуют, или о делах, к которым он проявляет интерес.

Формуляр позволяет сразу видеть всё о читателе (фамилию, имя, класс, дату рождения, количество и список книг, взятых в библиотеке, даже круг интересов). Система позволяет вносить изменения, либо удалить формуляр, когда человек перестает быть читателем библиотеки, сдав перед тем все книжки. Если книжки он принес, то достаточно в их перечне на экране выделить возвращаемую (она появляется в нижней строке экрана) и нажать кнопочку СДАЮ. Строчка уйдет из формуляра, а в каталоге будет отмечена как находящаяся уже не «на руках», а «в библиотеке». Эту простую процедуру повторяем столько раз, сколько книг сдает читатель. Таким же образом, но кнопкой БЕРУ любую книгу из каталога можно взять, либо уже взятой продлить срок пользования — программа автоматически занесет в формуляр новую дату возврата в соответствии с правилами, установленными в конкретной библиотеке.

Вторая составляющая программы — книжный каталог — по структуре очень похожа на читательский формуляр. Тут можно смотреть библиографические данные о книжке, менять их. Если она на руках, то программа покажет, кто и до какой даты взял ее. Есть возможность вычеркнуть книгу из каталога, если она потерялась или подлежит списанию.

Поскольку модели компьютеров, которые имеют школы, особенно деревенские, зачастую далеки от идеала (это учитывает даже учебная программа по Основам информатики), мы сделали так, что для внедрения системы достаточно иметь лишь один небольшой файл — саму программу, которую можно скопировать бесплатно с сайта школы. В процессе ее работы автоматически создаются и поддерживаются все другие служебные файлы.

На практике это означает, что программа полностью работоспособна даже тогда, когда в базе данных отсутствует любая информация о книжном фонде библиотеки. Более того, чтобы вообще избавить библиотекаря от нетворческой и монотонной работы по заполнению этой базы данных, реализован подход, при котором каталог формируется незаметно для пользователей из тех книг, которые хотя бы раз выдавались кому-то из читателей.

При столь простой структуре программа представляет собой полноценную базу данных с собственной системой обработки запросов, использующей внутренний механизм поиска решений, заложенный в языке логического программирования Пролог.

В завершение — несколько рекомендаций относительно процедуры внедрения автоматизированного каталога и абонемента с участием школьников.

Разобравшись с возможностями программы, учитель информатики вместе с учениками (желательно по три в группе) некоторое время поработают с ней в компьютерном классе, чтобы научиться, как выдавать и принимать книжки, добавлять их в каталог. Каждый из тройки по очереди попробует завести компьютерный формуляр на себя, взять книги, и, если какой-то еще нет в каталоге, то попутно занести ее туда, наконец, сдать книгу и оставить краткий комментарий.

Когда в библиотеке появится компьютер, первая группа по графику приходит в библиотеку готовой применять программу (считаем, что в процессе освоения ее в компьютерном классе как учитель информатики, так и библиотекарь детально ознакомили учеников с спецификой работы библиотеки). Вместе с библиотекарем принимают первого посетителя: выписывают на него компьютерный формуляр и выдают книжки. Первых несколько читателей обслуживает один ученик, а два других ему помогают (находят и приносят книжки, подсказывают, если юный библиотекарь где-то растерялся — тут подсказки вполне уместны).

Далее за клавиатуру садится следующий, а тот, кто был, переходит в помощники, за ним — третий. За день поработать «библиотекарем» успеет несколько групп — и так до тех пор, пока работник библиотеки сам не научится работать с программой, а среди желающих учеников не останется никого, кто не мог бы в любую минуту заменить его на рабочем месте.

В процессе приема и выдачи литературы ученики будут общаться с читателями — ровесниками, младшими и старшими себя, сельчанами. Придется спрашивать, чем они интересуются, помогать в подборе литературы. Это научит не только находить книжки, но и лучше понимать, зачем они нужны.

Такое творческое общение повышает ответственность как одних, так и других, организованность, дисциплину (не будешь же бездельничать на ответственной работе), способствует гармоничному развитию, ведь каждый ученик на это время становится и учителем, и консультантом. Будут меняться также отношения между учителем и учениками, между учениками-читателями и библиотекарем.

Умело примененный подход «от задачи» даст возможность легче разбираться ученикам с такими понятиями, которые обычно воспринимаются с трудом не только в школе, но и в университете. Творческий потенциал самообучения ученики смогут реализовать также двигаясь дальше, путем совершенствования программы и создания собственных разработок. Побуждать к этому будет желание попробовать свои силы в настоящем деле.

Тут приведены лишь несколько важных вопросов, за решение которых могут приниматься ученики при компьютеризации библиотечного абонемента. Перечень можно продолжать, но это, мы уверены, сделают сами школьники.

Уточним, что сказанное о программе относится лишь к бумажному фонду библиотеки. С электронными книгами всё куда проще и понятнее. Их не нужно регистрировать, вести учет, какие на руках, у кого, а какие пора вернуть, и кто их читал, и сколько дней. Не нужен даже каталог, поскольку его роль, включая поиск, возьмет на себя сама файловая система компьютера.

Впрочем, и это является лишь первым и далеко не главным шагом привлечения информационных технологий в библиотечный зал. В следующих письмах мы рассмотрим те возможности, которые способны действительно превратить самую обыкновенную школьную или деревенскую библиотечку в богатый заказами очаг информационного обеспечения и предоставления услуг местным жителям.


::::: ДИРЕКТОР :

Компьютерную программу для библиотеки от вас получил. Жду возвращение учителя информатики из его поездок, чтобы начать работать. Кроме учителя, над ней будут работать библиотекарь и два школьника — их сыновья. Оба ходят в восьмой класс.

* * *

Пытались поработать с программой по компьютеризации библиотеки. У нас не получилось — никак не могли перейти на украинский или русский шрифты. Возможно, мы не всё получили. Возможно, что-то другое.

С самой библиотекой тоже проблемы. Начальник отдела культуры недавно пожаловал к нам. Образование живет бедно, а культура — еще беднее. Ни одна библиотека, клуб в районе не отапливается, не ремонтируется. Люди получают такие зарплаты, что их не хватает буквально на хлеб. 18 гривней в месяц — то не зарплата. Начальнику понравилось решение проблемы с библиотекой. Теперь он стал давить на райотдел, чтобы нашему примеру последовали все школы.

А те не хотят добавлять к своим проблемам еще и проблемы культуры. Говорят, или передавайте книги в наши фонды, или платите за аренду помещений. Культура передавать не хочет, потому что потеряет и те рабочие места, что имеет, а платить нечем. Я оказался виновником этого скандала. Получаю распоряжение выбросить книжки из школы. Выбрасывать не хочу, ибо понимаю, что мы их потеряем. Каша варится до сих пор.

* * *

С сельскими библиотеками наконец всё уладилось. Они остаются в школе. Новым библиотекарем назначена Наталья Ивановна Абовян, которая работает по совместительству. К ее 60 гривнам зарплаты учителя музыки лишняя тридцатка не помешает.

К вашей программе по библиотеке мы подгрузили KEYRUS, который привезли от Виталия Анатольевича — и проблемы исчезли. Переходим на все нужные языка. Внесли около сотни читателей и несколько книг. Однако организационно у нас еще не всё гладко.

Учитель информатики за всем не успевает. Сначала поехал в командировку в Трускавец с группой детей из Талалаевки, чтобы и себе подлечить желудок. Месяц его нет. Приехал из Трускавца — завал дома. Ни сена, ни дров, с огородами жена не справляется. Не успел еще подтянуть домашних дел, как нанялся на работу в колхоз скирдовать солому, чтобы немного уладить финансовые проблемы. Еще и меня агитировал. Работал от зари до зари, без выходных. За лето я забыл, как он выглядит. Своей скирдовкой вышел за границы отпуска. Несколько последних дней за него работали другие. А пришел в школу — как белка в колесе. “Алексей Антонович! Что-то с моим компьютером... Алексей Антонович, а почему у меня не выходит...? А у меня всё куда-то исчезло, и не могу найти...” Он летает от компьютера к компьютеру. На них работают и на перерывах, и во время уроков, и после уроков. Самые стойкие, кто сидит до темна и по выходным в школе — это Кирички и Несены. Обещает мне, что в ближайшее время уделит внимание библиотечной программе. Библиотекарь подходила, интересовалась, когда будет помощь с программой. Сказал: “Нужно ждать...”


::::: КОНСУЛЬТАНТЫ :

Тем временем, в продолжение темы компьютеризации школьной библиотеки, перейдем к ее второй составляющей — созданию ФОНДА ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГ.

Электронная книжка — это, собственно, просто файл в определенном формате. Его нет нужды регистрировать в читательском формуляре. Скорее, это как работа в читальном зале: зашел, выбрал нужную книжку, и читай — с той только разницей, что если тебе книжка понравилась, то можешь ее тут же скопировать себе на дискету и унести домой. Опять-таки, нигде не записывая, каких и сколько книг кто взял — потому что электронное издание, как вода в роднике, остается в библиотеке независимо от того, сколько читателей забрало ее себе.

А вот что касается того, где же брать эти электронные книжки (не самим же набирать с клавиатуры?), то тут снова пригодится Интернет. Думаем, что когда ученики увидят количество и названия электронных книг, которые появились в их школьной библиотеке с Интернета, то это слово наполнится для них новым практическим содержанием. Они лучше поймут, или в очередной раз убедятся, что то действительно не столько модная, сколько реально нужная каждому вещь, умение пользоваться которой весьма пригодится человеку в жизни. Поскольку вам сложнее выходить в Интернет, мы на первых порах поможем: найдем и перешлем электронной почтой издания, которые интересуют читателей школьной библиотеки.

Для этого предлагаем дать объявление: те из учителей, учеников, сельчан, кто желал бы прочитать ту или иную книжку, но затрудняется ее найти, пусть дадут заявку. Это может быть художественная литература, произведения, предусмотренные школьной программой, детские, юношеские рассказы, классика, что угодно, причем любого объема и на любом языке. Соберите заявки, обобщите, и перечень книг с указанием авторов передайте нам. Мы подготовим файлы и перешлем Вам по электронной почте. Останется переписать книжки на диск библиотечного компьютера — и тогда все желающие получат возможность читать их.

При необходимости можете взять, скажем, одну и ту ж детскую книжку на украинском и английском языках, напечатать на принтере, и тогда на уроках изучать и сравнивать, как одни и те же предложения, фразы звучат в оригинале и переводе. С обычными библиотечными книгами это намного труднее, а чаще попросту невозможно сделать.

Это только один штрих в отношении того, как стоит внедрять новые информационные технологии в учебе и для обслуживания читателей библиотеки — учителей и школьников, односельчан и людей, которые станут обращаться из других школ и мест.


::::: ДИРЕКТОР :

У меня была мысль обратиться к вам за электронным вариантом книг, но не решался, полагая, что у вас полно своих хлопот. К примеру, мы нигде не можем найти сказок Василия Сухомлинского. Нам они нужны для начальной школы. Не могу найти и подробностей Столыпинской аграрной реформы. После ваших “Уроков литературы” мне хочется узнать, чем заинтересовал Столыпин крестьян, что они начали основывать хутора. Ведь был такой период в истории нашей державы, что крестьяне жили на хуторах. Их потом назвали новым классом крестьян, кулаками, и физически уничтожили как вражеский класс. Именно они оказывали наибольшее сопротивление большевистской коллективизации. Хочу обеспечить учеников материалами, чтобы они исследовали поднятый вами вопрос. Это для начала. Про другие книжки напишу позже, когда проведу опрос.

* * *

Я подготовил перечень литературы, которой у нас мало или вообще нет, для создания при школе Интернет-отделения электронной библиотеки. Список очень большой. Ибо в его подготовке взяли участие и учителя других школ. Я передал записку на районное методическое объединение учителям украинского языка и литературы, которым руководит уже знакомая вам Вера Петровна Злепко, с просьбой подумать над таким списком.

Эту же записку попросил передать и руководителю районного методического объединения учителей зарубежной литературы Людмиле Тихоновне Вербовской. Кроме того, списки подали красноплугатарские учителя. Учитывая наши реалии, мы не имеем возможности найти и переписать данные книги с Интернета, потому попрошу вас о такой услуге. Понимаю, что это великоватый кусок работы, и он отберет у вас много времени, так что возьмите из списка те книги, которые легче найти. Пусть список вас не удивляет, всё в нем — программный материал и наша методическая работа, которую нужно выполнять, вот почему в нем лишь педагогическая, украинская и зарубежная литература.

Как видим, судя по списку, ученикам и учителям читать другую литературу, кроме программной, возможно, некогда. Ее никто и не заказывал. Отбирать было не из чего. Это лишь часть того, что детям нужно перечитать при отсутствии книг. Как показывает практика, читают лишь некоторые, и то не всё.


::::: КОНСУЛЬТАНТЫ :

Присланный Вами перечень литературы произвел на нас впечатление, но не размером, как Вы переживали, а содержанием. Все три пункта первого (педагогического) раздела сводятся к действительно уважаемому, но почему-то единственному имени — Сухомлинскому. Во второй раздел (украинская литература) входят 24 программных произведения, значительная часть из которых, как и их авторы, нам не знакомы. В последнем третьем (зарубежная литература) пытались увидеть логику в списке из 22 имен, куда попали Стивенсон, Мицкевич, Ли Бо и Ду Фу, Петрарка, Вергилий, Петефи, Азимов, Гейне, Диккенс, Такубоку, де ла Барка, Уитмен, Бодлер, Верлен, Кембо, Шолом-Алейхем, Рильке, Камю, Маркес, Ионеско, Бродский, Джойс.

Впрочем, несмотря на то, что мы во многом с таким перечнем не соглашаемся, и часть произведений, по нашему мнению, даже противоречат тому, о чем мы говорили ранее по поводу преподавания литературы — всё, что сможем найти из этого списка, обязательно Вам перешлем.

Ну и раз уж мы коснулись этой темы, то добровольно возьмем на себя дополнительную нагрузку и вышлем Вам больше того, что Вы просили.

Также, выкроили время и сделали собственно полный Каталог вашей школьной электронной библиотеки, куда включили всё, что есть на данный момент. Следующим письмом расскажем, как его редактировать и расширять.

Обратите внимание, что мы создали несколько новых разделов, в частности, "Произведения местных авторов". Надеемся, идея Вам понравится и школа захочет поддерживать и регулярно пополнять и их тоже.

Практически все заказанные и добавленные нами книжки из этого Каталога уже подобраны и готовы к отправке. Ввиду ваших сложностей с получением больших файлов, будем отправлять малыми порциями. Таким темпом, возможно, придется послать Вам с полсотни электронных писем с одними лишь книгами, но это ничего, результат того стоит. Первым делом перешлем, разумеется, те книжки, что заказаны школой.


::::: ДИРЕКТОР :

Мы продолжаем каждый день получать файлы с литературой для школьной библиотеки. Большое вам за это спасибо. Если честно, мы не ожидали, что у вас найдется столько времени и терпения, чтобы найти всё это в Интернете и переслать нам. Все они крайне нужны. Это понятно. Иначе б мы их не заказывали.

Добавленные вами разделы художественной литературы и сочинений местных авторов тоже очень уместны. А отобранная детская литература — это то, на чем воспитывались и вы, и мы, и не одно поколение людей. Дай Бог, чтобы на ней воспитывались и наши дети.

Представьте, чтобы почитать одни только полученные сейчас книги Никитиных и Спока, еще будучи студентом и ожидая рождения ребенка, я ездил в Киев, в Центральную библиотеку. Чтобы туда попасть, брал справку в ректорате, что работаю над научной темой. Простых студентов в библиотеку не пускали. Вы знаете объем этих книг. Что я мог сделать за один день? Все время читал и судорожно конспектировал без малейшего перерыва на отдых и еду. Этот конспект где-то хранится и сейчас. А теперь всё так просто — бери и спокойно читай, помечай нужные места — принтер распечатает.

Первым читателем библиотеки стала Татьяна Владиславовна. Она уже прочитала "Вам и не снилось", и ждет "Денискины рассказы", свою любимую книгу детства. В нашей сельской библиотеке ее нет, а очень хочется, чтобы ее прочитали и наши ребята. С нетерпением ждет рождественских праздников, чтобы посвятить себя любимому занятию — чтению. Ей очень нравится список отобранной вами литературы.

Прекрасное решение проблемы с местными авторами. Теперь их произведения не будут лежать в ящиках, а станут доступными многим людям. Любой из читателей, кто открывает нашу школьную электронную библиотеку, в первую очередь интересуется местными авторами, потому что зачастую это люди, лично им знакомые, и каждому интересно почитать, что они пишут. Мы планируем расширять этот раздел. В школе найдется еще немало таких сочинений. Зная также много людей Талалаевского района, я сделал предложение Талалаевской, Липовской и Красноколядинской школам передать мне дискеты с произведениями их авторов.

Этот вопрос обсуждался и на методическом объединении учителей украинского языка, состоявшемся в Красном Колядине 17 декабря, а 18-го приезжала ко мне в школу ученица Харьковской школы (село Харьково) посмотреть ваши видеофильмы. Информацию о нашей электронной библиотеке она получила от своей учительницы, которая была на семинаре и имела возможность увидеть всё собственными глазами, даже то, что в нее можно подавать произведения. К слову, эта девушка взялась делать литературный перевод "Клеопатры". Думаю, это великолепная возможность самовыражения для многих детей. Планирую также другим школам, которые того пожелают, впоследствии подарить эту библиотеку. Это расширит круг ее читателей.

Что вы скажете, если я напишу в районную газету статью про нашу библиотеку и о возможности жителям района заказывать электронные варианты книг через вас? Думаю, из-за весьма ограниченного доступа наших людей к компьютерам и общего неумения пользоваться ими, таких заказов будет не много.

Вчера мы с Татьяной Владиславовной посоветовались и решили к концу января купить компьютер. Каким будет ваше мнение?

* * *

Продолжаем получать файлы для электронной библиотеки. Попробовали расширять каталог, помечать книги. Все выходит.

Спасибо за раздел с песнями. Ведь в настоящей библиотеке должны быть и песенники. Хочу его усовершенствовать, вводить английские песни, в частности “Звуки музыки”, но никто не может сделать цифровую перезапись с видеомагнитофона. Даже Нежинский университет. Песни, которые мы знаем, петь под фонограмму легко, но те, что знаем плохо, не выходят. Наверное, сначала нужно несколько раз прослушать саму песню, а уже потом, глядя на слова, петь под фонограмму. Однако песенник ваш всем нравится.

Новый год отмечали коллективом, вместе пели при помощи компьютера. Виктор Адамяк, железнодорожник, муж нашей техработницы, под общую поддержку тоже изъявил желание купить компьютер. Теперь наше село будет самым компьютеризированным в районе. Компьютеры имеют или собираются купить Загурская, Чепель, Несен. Уже заказал компьютер Рябуховский сельский Совет. Он — первый в районе, кто это сделал.


Рецензии