Яма

Из сборника "Военная академия связи.  1987-1990г.г."               

                «Кто кого любит, тот того и голубит»
                Народная пословица

                "Будь проще и люди к тебе потянутся".
                Совет из народного опыта.


          Как и положено всем вузовским   гражданским и военным заочникам в военной академии связи имени М.И. Буденного в конце 80-х годов прошлого века мы на заочном факультете учились самостоятельно  по месту службы, то есть дома по вечерам после работы, по выходным и праздникам. А отчитываться по изученному материалу приезжали в Ленинград в академию два раза в год на зачётно-экзаменационные сессии.  На них два месяца слушали лекции,  сдавали зачеты, экзамены, с нами проводили практические занятия. Понятно, что в отличие от офицеров-очников учебный план у нас был крайне сжатым и напряженным, ведь мы  должны были всё то, что те изучали под руководством преподавателей два года, пройти самостоятельно за 16 месяцев (по две двухмесячные сессии в год и полгода на заключительную сессию).  Но выходные  по воскресеньям и праздникам в Ленинграде  все же были и у нас,  и их мы могли проводить по своему усмотрению, так как начальство  с нами в такие дни не занималось совсем. Кто-то посещал  музеи и выставки, кто-то любил ходить на концерты, тогда в городе всё время гастролировали знаменитые артисты из-за границы,  а кто-то  сидел в общежитии:  смотрел телевизор в общей комнате на первом этаже,  занимался стиркой и глажкой,  или просто валялся на кровати.

   Но было в   то время в Ленинграде и место, где бывали хотя бы раз многие офицеры. Оно находилось в гарнизонном доме офицеров и неофициально называлось  «Ямой». Возможно потому,  что располагалось  в полуподвале,   а возможно кто-то из первых её посетителей-остряков, придумавший это название, так тонко  намекал на известную «Яму» Куприна*, хотя никакого отношения к продажной любви наша Яма не имела.
      Там три раза в неделю в 19 часов были танцы. А входные билеты на них продавали только при предъявлении удостоверения личности офицера Советской армии, или милиции,  Это давало нам некоторое преимущество, так как  желавшие попасть туда  и приходившие без спутников девушки,  вынуждены  были у кассы просить купить им билеты  офицеров. Там же начинали уже и знакомиться.    Кто-то из дам, не желая быть чем-то обязанной, сразу возвращал деньги (50 копеек), а  кто-то, познакомившись,  проводил весь вечер уже вместе с  кавалером.  Наверху в зрительном зале иногда одновременно, или перед танцами, давали  концерты.  Был в доме офицеров и ресторан на третьем этаже, а красивый старинный интерьер располагал к неторопливым беседам о возвышенном.
 
  Заведение пользовалось у ленинградок большой популярностью и, несмотря на ограничения по входу, недостатка в партнершах на танцах не было.  Основной целью посещения  было,  конечно,  знакомство. В Ленинграде тогда было много военных академий, воинских частей и организаций Минобороны,  куда на учёбу или в командировку приезжали офицеры со всего Союза,  Они, почувствовав себя  на некоторое время холостяками, с  удовольствием приходили на танцы,  не только провести свободный вечерок, а и найти себе подруг для большего.    Среди заочников нашей академии были ребята, которые  и жили у новых знакомых  во время сессий все три года.  Разумеется,  в войсках связи большие начальники тоже  когда-то учились  в академии,  хорошо знали что это было за место и для чего в основном его посещают  офицеры.  В военной  форме  приходить туда было не принято, все были как правило примерными семьянинами и членами партии и особо афишировать свои увлечения  никто не хотел.   К тому времени за несколько лет службы в военном представительстве я с Вадимом Исаевым (мы с ним были из  одной приёмки,  жили в одной комнате общежития и дружили).  периодически дежурили по  управлениям Начальника связи ВС СССР  и многих их офицеров   хорошо знали в лицо. Поэтому не удивлялись, когда видели там и кого-то из полковников*, видимо приезжавших в Ленинград по служебным делам.  Они тоже, естественно, были в гражданке и зорко всматривались в окружающих,  не желая случайно попасться на глаза кому-то из знакомых по работе.

   Начальники курса и факультета периодически предупреждали нас о необходимости быть разборчивыми в связях, не давать опрометчивых обещаний, так как бывали случаи, когда обманутые в своих ожиданиях женщины обращались к командованию академии с жалобами на своих кавалеров, на которых строили большие планы после окончания их  заочного обучения и которые не выполнили обещанного. 
   
    Те, кому не повезло познакомиться на танцах, после  завершения вечера могли попытаться не упустить  шанс и  задерживались у центрального входа. Там проходил так называемый развод, когда  некоторые одинокие девушки знакомились с кавалерами целенаправленно,  приглашая их на ночь к себе домой. Завсегдатаи Ямы со старших курсов, рассказывали, что у таких дам дома была приготовлена в холодильнике даже бутылка водки и закуска - салат Оливье.  Девушки приходили на танцы обычно вдвоём, или втроём с подругами и  так как люди все были уже взрослые, не стесняясь выбирали себе на выходе, задерживающихся кавалеров на  свой вкус и приглашали в гости, понятно, что с ночевкой, так как время было уже позднее,  При этом ни о какой плате за постой речь не шла.
     В Ленинграде было много военных моряков, и когда они уходили во многомесячные  дальние походы* в Яме во множестве бывали  скучающие от одиночества их жены.   
 
   Конечно, в городе в то время было много других мест, где проходили танцы,в  том числе и для  людей среднего возраста, или, как тогда было модно говорить,  «кому за тридцать»,  Например, в Политехническом институте рядом с академией, куда помимо студентов, приходили ещё и молодые аспирантки.  Но приводить к себе домой на ночь неизвестного мужчину дамам тогда уже было рискованно.  Можно было  нарваться не только на  вора, или бандита, а и подхватить какую-нибудь заразу.  Офицеры же  перед поступлением в академию проходили не одну строгую   медицинскую комиссию,  а потом ежегодно диспансеризацию, были стопроцентно здоровы и попасть среди них на проходимца было невозможно, а на  больного  очень маловероятно.
   
    Я тоже был примерный семьянин и  бывал в доме офицеров лишь изредка,  чтобы просто  отвлечься от  утомительной учёбы и  провести свободное время: потанцевать, или послушать концерт.
       Однажды даже познакомился там с симпатичной очень молодой девушкой, лет 18, которая отчего то прониклась ко мне большой симпатией и доверием,  и  не отходила от меня ни на шаг до окончания вечера. По её словам папа у неё был какой-то многозвездный адмирал и, оказавшись в доме офицеров на танцах впервые, она была глубоко поражена и возмущена, что успевшие пригласить ее на танец кавалеры,  позволяли себе одни лишь недвусмысленные предложения и намеки,      
 
   Один из моих приятелей однокашников по общежитию рассказал, как его сосед по комнате познакомился в Яме с молодой, лет 30 девушкой и договорился, о совместном проведении предстоящего праздника – 8 марта, куда он должен был захватить с собой своего друга.  Как тогда  было принято, на ребят возлагалось обеспечение алкоголем и тортом, о всём остальном позаботились  хозяйки,  которых было трое.  Они приготовили разнообразные салаты, винегреты и горячие мясные блюда. Компания  подобралась отличная и время пролетело незаметно.  После чая с тортом, девушки, видимо разгорячённые выпитым алкоголем, не стесняясь,  принялись обсуждать, кто из двух кавалеров и у кого из них будет  ночевать. Моего  приятеля у себя оставила хозяйка квартиры, а его друга взяла к себе её подруга-соседка с верхнего этажа.  Все они жили в одном подъезде.   
   Посуда была быстро помыта, убрана в сервант и все быстро разошлись. Мой друг, оказавшийся один в квартире с хозяйкой, которая без лишних слов раздвинула двуспальный   диван-кровать и, постелив чистое белье, вышла в ванную,  никогда особой стеснительностью не отличался, но стоял,  не зная,  как себя вести дальше.

   Размышления прервало возращение женщины. Она была уже в комбинации и, отвернув  одеяло и выключив в комнате верхний свет, юркнула постель. 
- А ты чего ждёшь? Раздевайся и ложись, полотенце я тебе повестила в ванной. Завтра нам  рано вставать…
После бурной любви, уже засыпая, она рассказала, что пятилетний сын сейчас у её матери и ей утром нужно будет ещё зайти за ним и отвести в детский сад. Ну, а моему другу предстояло к 9 часам быть на разводе в академии.

Примечание:
На фото здание Дома офицеров в Ленинграде в наше время.

* - -«Яма» Куприна – повесть классика  о продажной любви в дореволюционной России.
*- «кого-то из полковников» - в управлениях Начальника связи ВС СССР почти все должности, за исключением возможно начальника секретной части, майора,  были полковничьими и, попав служить  в управление , офицер быстро получал полковника. 
*- «Дальний поход»  – как правило многомесячный поход кораблей в условиях полной автономности, с целью совершенствования морской выучки, профессионального мастерства , духовной и физической закалки экипажей.


Рецензии
Жизнь военных- в общем то закрытая тема в советское время, спасибо, что поделились такими подробностями, в общем то это еще одна чёрточка из картины прошедшей эпохи - ушедшего СССР.

Марина Пермская   05.07.2023 08:22     Заявить о нарушении
.А книгу Яма Куприна я прочитала в 1976 году, запомнила дату, потому что потом эту книжку забыла в автобусе, а она была взята у знакомых, было очень неудобно.

Марина Пермская   05.07.2023 08:30   Заявить о нарушении
Да, времена были хотя и с недостатками, но все же хорошие. Главное- люди были добрые вокруг, в основном. Спасибо за отклик, заходите ещё.

Александр Жданов 2   10.03.2024 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.