Как исчезло наследие индейцев? Кто противостоит?
Герой поэмы – благородный и мудрый вождь племени оджубеев – Гайавата (в переводе – пророк), человек чудесного происхождения, потомок Месяца и сын Западного ветра, способный общаться и с людьми, и с силами природы. Его назначение в мире – сделать землю более пригодной для жизни людей, очистить ее, сделать более плодородной, усмирить чудовищ, научить людей ремеслам, помочь избавиться от распрей, от кровопролития. Он стал достойным вождем, потому что следовал советам Гитчи Манито. Лонгфелло всю жизнь посвятил служению возвышенному и прекрасному. Его поэма воскрешает красоту девственных лесов и прерий, воссоздает характеры первобытный людей, их быт и миросозерцание, показывает тихие радости детства, чистоту и нежность первой любви, трогает величием древней легенды, безмятежностью трудовой жизни на лоне природы, скорбью роковых и вечных бед человеческого существования.
Лонгфелло всю жизнь искал добро и красоту, потому что сохранил в себе возвышенную, чуткую и нежную душу. Он призывал людей к миру, любви и братству, к труду на пользу ближнего. «Песнь…» выдержала за полгода (1855 г.) тридцать изданий и была переведена чуть ли ни на все европейские языки. «Если спросите – откуда эти песни и легенды с их лесным благоуханьем, влажной свежестью долины, голубым дымком вигвамов, шумом рек и водопадов, шумом диким и стозвучным, как в горах раскаты грома? – так начинается поэма в переводе И. Бунина (правда, я записала строфу одним предложением). Прекрасная поэма об удивительной цивилизации индейцев, практически уничтоженной предками нынешних европейских народов в предыдущих веках: испанцами, португальцами, англосаксами, французами, голландцами другими. Впрочем, историю своих семей американцы и сегодня хорошо знают. Переселенцы были людьми энергичными, предприимчивыми, изобретательными, трудолюбивыми, мужественными и жестокими. У них за поясом торчал пистолет/ кольт, хороший «аргумент» в любом споре. И сегодня американцы не хотят отказаться от оружия, которое хранится в семьях, его можно всегда купить.
В XVI-XVIII веках не было слов «нацизм», геноцид, но явления были. Как по-другому назвать уничтожение народа по той причине, что он обладает территориями и ресурсами, которые у него хотят отнять, поскольку это чужой, не принимаемый победителями народ, который за людей не считают. Геноцид и нацизм. Точно так же позднее европейцы вели себя на других континентах, которые грабили, уничтожая население. В них не гены Н.Н. Миклухо-Маклая, русского ученого-этнографа, путешественника, который и в папуасах Новой Гвинеи видел людей. Жил рядом с ними, общался. Европейцы долго воевали и друг с другом на европейском континенте. Они давно уже облюбовали территорию нашей страны, подсчитали ресурсы. И с той же простотой заявили, что так много русских для работы на этой территории не нужно, потому - расчленить и уничтожить. А вы как хотите? Волки не меняют повадок, охоту ведут продуманно, распределив роли. Отказываются и уходят только тогда, когда понимают, что эта охота им не по силам.
А что дальше с изображением индейцев в литературе. Они еще будут появляться, но все меньше. В 1876 году Марк Твен написал роман «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». В нем отразилось то, как в Америке началось освобождение негров, как простые американцы осознали отвратительность рабства и стали освобождать своих рабов. Индеец там тоже появился. Один. Индеец Джо. Бандит, пьяница, преступник, ставший убийцей. Таков путь представителей этого народа в Америке. Есть, конечно, иные примеры, но у других писателей, не столь значимых. Конечно, можно сказать, что это литература, но дело в том, что большой писатель идет от жизни, в ней много такого, что никакая богатая фантазия и не подскажет.
.
Свидетельство о публикации №223022800338