Полуумный автобус

              Ну, во-первых, согласно общепринятой терминологии, автобус - это автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
Здесь всё просто. Интеллектом он пока ещё не наделён.  А уж дальше…

              Вообще-то, даже если строго следовать сложившимся нормам правописания, то полуумный  — неправильный и недопустимый вариант употребления слова. Написание прилагательного через “у” может свидетельствовать, что у человека есть пробелы в знании правил русского языка.

             Вроде бы, действительно. Вот же что говорят нам какие угодно на выбор авторитеты:

1. Полоумный, -ая, -ое; -мен, -мна (разг.). Сумашедший, а также подобный сумасшедшему, безрассудный.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997

2. Полоумный, полоумная, полоумное; полоумен, полоумна, полоумно (·разг. ). Сумасбродный, сумасшедший, взбалмошный. (Переиначено из среднегреческого palavomenos, древнерусского палаумен.)
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)

3.   Полоумный. Вероятно, от полый ум, т. е. "пустой" (Грот, Фил. Раз. 2, 503; AfslPh 7, 136; Соболевский "Slavia", 8, 483). Ср. полоротой "разиня, глуповатый человек", арханг. (Подв.), собственно "с раскрытым ртом", но также полуду;рья "идиотка, полупомешанная", смол. (Добровольский), где, возм., представлено пол "половина", или межуумный, межуумок "полоумный", вятск. (Васн.). Иначе Корш (Bull. Ас. Sс. dе St.Pbourg, 1907, стр. 763 и сл.; СПИ ХХVII и сл.), который видит в русск. слове преобразование ср.-греч.сумасшедший, дурашливый", ссылаясь на др.-русск. палаумьнъ "гордый" (2 редакция 1-й Соф. летоп. под 1371 г. и Никоновск. летоп.), против см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 155; ср. также Преобр. II, 98.
Этимологический словарь русского языка : в 4 томах / Макс Фасмер ; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. - 2-е изд., стер. - Москва: Прогресс, 1986-.

                Однако же жизнь иногда понуждает нас действовать своеобразно. В данном случае мой интерес не вполне связан с этими строгими определениями градаций умности.

                Реальность диктует мне нелёгкую участь своевольничать,  руководствуясь следующими соображениями.
                В народе действительно бытует такое понятие как  полудурок - это половина дурака. А значит можно и предположить что полуумный - это половина умного.
                Если противоположность дурака - это умный, а противоположность умного - дурак, то их половинки (чисто теоретически) находятся на одном уровне.
Но это слишком упрощенное толкование. Мы же знаем, что дурак по определению находится ниже умного, соответственно, половина дурака ниже, чем половина умного. При любой интерпретации данные слова имеют резко негативно-оценочное значение по отношению к объекту обозначения, ибо подчеркивают отклонение от нормы в поведении человека, которого так назвали.
                При более тщательном анализе можно еще предположить, что полоумный может представлять опасность для окружающих, а вот полудурок кажется более безобидным. Полудурок скорее навредит сам себе, оставаясь безопасным для окружающих. Не так дело обстоит с человеком, считающим себя умным, но на самом деле таковым не являющимся.
                По многим основаниям можно согласиться с той очевидностью что полуумный – это тяжелейшая форма социальной девиации.

                Резонный вопрос может возникнуть у читателя. Дескать, ну и при чём здесь автобус?
                С ним-то всё нормально. Хоть это и был видавший лучшие виды «кавзик», худо-бедно перевозивший пассажиров куда им заблагорассудится. А уж они-то по-человечески действовали не из чистого разума, а всё больше подчиняясь инстинкту где-нибудь отобедать. Но не в старомодном  смысле в понятиях  недорезанных буржуев, а по пролетарскому побуждению элементарно пожрав, утолить свой голод.
                Причём, люди эти, пассажиры автобуса, были среди прочих горожан хоть и ничем особенным в не примечательные, но каждый был частицей сложнейшей системы производственных отношений, в совокупности приведших в открытию  крупнейшего на востоке страны газоконденсатного месторождения, по размеру извлекаемых запасов  в 1,8 трлн куб. м газа и 65,7 млн тонн газового конденсата относящемуся к категории уникальных.
                Теперь известно, что месторождение это является базовым для формирования нового регионального центра газодобычи и ресурсной базой для газопровода Сила Сибири. Считается, что открыто оно в 1987 году, а в году 2023, после  трёх десятков лет  - демонстративно чисто коммерческих, а на деле же скрытно политических манипуляций  - вроде бы готово ко вводу в эксплуатацию.
                Но до этого многообещающего момента каждому ещё надо было дожить.
                Ну так вот - в один рядовой день года начала восьмидесятых,  на предприятии приблизилось время обеденного перерыва во время которого первейшей задачей и был поиск пищи.
                Задачей в те годы для нашей страны далеко нетривиальной.

                Некоторые из нас решали её в частном порядке, либо принося с собой «тормозки», либо ингредиенты, из которых и готовили по углам рабочих мест на электроплитках блюда по своему вкусу. Самым распространённым их них была картошка очищенная от кожуры . Из неё-то и получалось аппетитное блюдо, одним своим запахом требующее солёной  селёдки, а уж к ней-то  и водочка просилась довольно навязчиво. Чреватым нарушением производственной дисциплины был такой вариант обеда.
                Дисциплинарно же более устойчивые,  а равно и самые бестолковые сотрудники собирались в кучу у ворот. В нужную минуту предобеденного часа к ним подходил автобус,  и они все вместе  отправлялись   на нём в поиск злачного места. Собственно, в областном центре выбор был в ту пору не велик, да к тому же и отягощён некими условностями. В одни места допуск был свободным, но с весьма ограниченным в нём ассортиментом при длиннющих очередях, в другие элементарно не пускали чужаков, в третьи иногда и пускали, но только уж после того как свои люди отобедают.
                Поэтому опытным путём коллективно был выбран алгоритм поиска, состоящий из двух точек, удалённых друг от друга на расстояние в десять километров.

                Для начала автобус направлялся в сторону столовой при предприятии пищевой промышленности. В случае неудачи там, все ехали на фабрику-кухню машиностроительного завода. Видимо основная продукция кухни уходила высококвалифицированным кадрам авиастроителей на тщательно охраняемую территорию; оставшиеся же невостребованными блюда из неходовых остатков основного ассортимента и питали отнюдь ни восторженных приехавших.
               
                Так что времени в пути было достаточно для того чтобы поболтать о том, о сём.
                На этот раз каким-то образом вспыхнула проблема советских «бичей»  - одним даже своим видом позорящих любимый город высокой культуры.

                Надо сказать, что по странному стечению обстоятельств, всего несколько дней назад, тему  отвратительных бичей, ни с того ни с сего, бухнула в непростое собрание руководителей предприятий  городского  промышленного района одна представительная женщина из  числа начальства крупного мясокомбината.

                Не задолго перед этим годом комбинат стал участником всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, на которой завоевал серебряную и бронзовую медали за качество выпускаемой продукции.
                История и достижения предприятия вызывали у местных жителей чувство гордости за сибирскую продукцию. Колбасы, сосиски, сардельки и многое другое из того, что производилось на городском мясокомбинате, пользовалось широким спросом  даже и далеко за пределами региона.
                Разумеется, объём выпускаемой им продукции составляет государственную тайну, но однозначно можно сказать что ежедневно направлялся в, единственный для областного центра магазин с незатейливым  названием Мясо, грузовик с (едва ли больше тремя) тоннами свежайшей вкуснятины. Что в пересчёте на численность населения города составляло  5 грамм пищи каждому его жителю.
                Не   потому ли и вспухала задолго до его открытия у запертых  ещё дверей не дружелюбная толпа горожан, страждущих отведать деликатесов - уж кому сколько достанется по норме отпуска в одни руки?

                Было бы опрометчиво рассчитывать на встречу среди этого люда нехороших  «бичей».

                Так что неловко было слушать мне  на совещании серьёзных товарищей  слегка лицемерную, но справненькую мясокомбинатовскую начальницу, озабоченную в этом городе, видимо, одним - существованием бродяг, живших на нетрудовые доходы.
                Но не менее странно было слышать хулу на них и от пассажиров нашего автобуса.

               Активней всего бичей поносил один тогдашний наш сотрудник.
              Это был человек с обыкновенным отчеством Иванович. Но уж имя его Жан – вот это да! – нельзя не назвать экзотическим. К тому же и родился-то он в магаданской местности. К своеобразию этой личности следует добавить, что мамой его была женщина грозных форм. В свои молодые годы, рассказывал за чаркой чая её проблемный сынок,  бывало что с лёгкостью перемещала  она во множестве даже и стокилограмовые кули сыпучих грузов. При этом сам сыночек её был ещё и членом КПСС. А уж каким он был коммунистом судить вам по нынешнему эпизоду нашей повести.
               
                Так вот этот Жан, уже разбушевавшийся ни на шутку, слышит вдруг мои слова, обращённые к нему как специалисту по перемещению грузов механическими кранами.
-Вот прикинь, Жан Иванович -  твой кран РДК-25 позволяет выдержать время рабочего цикла продолжительностью  до 15 минут.  Сегодня же, с учётом подготовительно-заключительных операций и времени внутрисменного отдыха,  за период с 8 по 12 часов, общая продолжительность производительной работы крана  уже составила бы 180 минут.
За это время  твой кран мог бы совершить 12 рабочих циклов, то есть переместить 300 тонн груза – а ты к нему даже не подходил. Но при этом твёрдо рассчитываешь на червонец своего гарантируемого заработка.
                В этом смысле, кроме имиджевых потерь города, никакого  нам ущерба вон тот, перебегающий нам дорогу бичара не причинил…


… Тягостная пауза в беседе пассажиров нашего автобуса образовалась; и повисла в воздухе всеобщей ко мне ненавистью и презрением товарищей. Словно раскрыл я удалённому врагу самую сокровенную тайну нашего трудового коллектива.

                Санкции в отношении меня не замедлили сконцентрироваться в процесс попыток изгнания из своих рядов, закончившийся ошеломительно неожиданным происшествием,  теперь  даже барышнями на диване, но геополитически экзальтированно, называемым крупнейшей геополитической катастрофой.

                Теперь решайте же сами: кто в этой истории кто. Умный - неумный, полуумный или вообще полоумный. Но это будет уж никак не автобус. Просто в отношении его здесь имеет место фигура речи, сказанная для красного словца. Впрочем, это не более произвольный метафорический приём, чем мой же Поющий, и даже Заблудившийся Джона Стейнбека.

                А вот перевозимый тем неодушевлённым автобусом контингент имеет право на соответствующую оценку типа сознания.  Причём, с каждым днём это его право по жизненным показателям всё больше и больше печально актуализируется.

28.02.2023 12:36


Рецензии
Придурок, при дурака, дурак, - Валентин Стронин, поэт Донбасс

Валентин Стронин   16.03.2023 10:55     Заявить о нарушении
С этими поэтами всё так сложно. Кажется обидеть хотел? Сделаем вид что у него это получилось.

Виктор Гранин   16.03.2023 11:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.