Дай, Джим, на счастье...

О собачьей преданности и сообразительности написано достаточно много. Тем не менее, я взялся за эту тему, чтобы освежить некоторые воспоминания.
С собаками у меня давняя дружба. Я, вообще люблю животных, а о собаках можно говорить бесконечно.
 
Мне еще не было трех лет, когда отец приобрел крупного щенка замысловатой породы, внешне похожей на гибрид овчарки с дворнягой. Смутно помню, как я "дрессировал" ее, всячески издеваясь над животным: садился верхом, хватал Рекса - так звали нашего любимца - за уши, за хвост, совал руку в пасть,  одним словом вел себя как варвар. Тем не менее, собака ни разу не укусила меня. Видимо, считала меня этаким неразумным и шаловливым существом, которому все позволено. Увы, уже скоро Рекс приказал всем долго жить...
Но вот однажды мать купила мне игрушечную собаку. Кажется у нее было четыре зуба-гвоздя и я, играясь, поранил себе губу. Крика было! Мать все время сокрушалась по этому поводу: "Ну надо же, живая собака не тронула, а какая-то игрушка - ранила!"
   
Позже, уже будучи самостоятельным человеком, женившись и обзаведясь семьей, мы приобрели настоящую овчарку. Это был удивительное существо! Серовато-коричневой масти, с черными разводами на морде, собака немного походила на волка. В честь Есенинского пса мы назвали ее Джимом. Как-то Джим повадился есть соседских кур; последние имели привычку залетать на территорию нашего двора, чтобы поклевать свежую травку, ну и пес, весивший под 60 кг, нуждавшийся в мясной подкормке, с успехом пользовался этим. В очередной раз, когда я прибежал на вопли соседки, то сразу увидел моего Джима с курицей в пасти. Я  попытался освободить птицу, но куда там, железные челюсти здорового пса крепко удерживали свою жертву. Более того, когда я попытался высвободить курицу, Джим изо всех сил рванул ее на себя. В итоге мне досталась лишь половина. Наблюдавшая за этой сценой соседка, ахнула и тут же исторгла: "Черт с ней, пущай жрёть!" Я тут же парировал: "Ты бы, Маша, придержала своих кур, а то они у нас по двору гуляют, словно у себя дома.
 
Во избежание новых жертв, я решил запереть Джима на хоздворе. Благо забор здесь составлял не менее двух с половиной метра. Когда я в очередной раз вернулся домой с работы, Джим ошалело бросился навстречу: радостно лизнув меня при этом своим влажным и горячим языком. Я оценил этот жест как непослушание и снова отвел собаку в хоздвор, надежно заперев калитку. Не успел я дойти до летней кухни, как пес вновь скакал возле меня, оглашая пространство заливистым лаем.
Ничего не понимаю, как он мог освободиться, ведь я запер его на щеколду? Разумеется, я тут же отвел пса на место, решив понаблюдать за ним со стороны, спрятавшись за деревом.

Уже через минуту я увидел следующее: как только я "ушел", Джим с легкостью серны прыгнул на крышу соседского сарая (а это почти два метра), затем, словно заправский канатоходец, прошелся по штакетнику, последний был без зубцов - плоский и широкий  и, наконец, срыгнув на землю, оказался на територии нашего сада. "Так вот ты каков, хитрец!" - немного разозлился я, и тут же отвел пса на хоздвор, заперев его в пустовавшем курнике, для надежности подперев дверь курника доской. Последний был невелик, с небольшим застекленным окошком, но достаточно прочным и надежным, как казалось мне. "Сиди здесь, ты наказан! Гулять не пойдешь, понял, собачья твоя душа?" - незлобно приказал я.
   
В очередной раз я направился в летнюю кухню, чтобы попить чайку и почитать прессу. Каково же было мое удивление, когда через несколько минут я услышал знакомое до боли сопение и повизгивание. Когда я открыл дверь то увидел радостную физиономию Джима: "Хозяин, пожалуйста не наказывай меня. Знаю, я виноват, но не могу жить в заперти", - словно бы говорил пес.
Я был в недоумении: дверь курника подпирала прочная доска, а окошко было застеклено, к тому же слишком малО для собаки. Как же она могла вырваться на свободу?
   
Уже через минуты все выяснилось: застекленное окно не стало препятствием для свободолюбивого и сообразительного пса - он просто разбил его в прыжке. Мы еще долго обсуждали с супругой этот необыкновенный случай, поражаясь собачьей ловкости и находчивости.
   
К сожалению участь Джима была печальной. Как-то поутру я не услышал бодрого повизгивания и призывного лая. Когда я вышел во двор, то не увидел пса, входная калитка была почему-то открыта. Спустя час, обегав соседей, я узнал что Джима постигла злая участь. Еще накануне, получив лицензию на отстрел собак, группа людей (хотя людьми их назвать нельзя) застрелила моего любимца, когда тот выбежал наружу.

Мы недолго горевали. Уже через месяц жена принесла домой породистого двухмесячного щенка немецкой овчарки. Это был великолепный экземпляр с отличной родословной, черной масти со светлыми хорошо выраженными подпалинами и выразительной мордой. Как и положено, мы занялись воспитанием нового щенка. Собака оказалась на редкость сообразительной и работящей. В память о погибшем друге, жена предложила назвать собаку так же - Джим. Я не возражал.

Джим рос как на дрожжах, я часто брал его с собой на работу, сажая на привязь, а он терпеливо дожидался меня в коридоре либо во дворе. Джим великолепно понимал мимику и жесты, с удовольствием таскал вещи в зубах, включая тяжеленные сумки с продуктами, защищал нас от недругов. Разумеется, после наших совместных походов в магазин приходилось делиться вкусненьким.

Я регулярно ходил с ним в парк тренироваться, а заодно принимал водные процедуры. Когда в очередной раз мы пришли на место - это был искусственный водоем, причем довольно глубокий с чистой родниковой водой, подаваемой из артериазианской скважины. Раздевшись, я тут же нырнул в воду. Пока меня не было на поверхности, Джим истошно выл, полагая что я утонул (это мне рассказали очевидцы), но как только моя голова оказалась на поверхности, пес тут же бросился ко мне в воду. Неожиданно на поверхности водоема показалась головка серого ужа. Уже вскоре это неприятное существо оказалось в непосредственой близости от меня. Я даже не успел толком отреагировать, как в следующую секунду Джим погнался за змеей. Уж оказался проворнее, в последний момент ускользнув от острых зубов собаки буквально собаки. Свою неудачу Джим компенсировал крупной зеленой ящерицей, которую поймал неподалеку  в траве. Он не спешил с ней расправляться, и бегал, держа ее в пасти, пугая встречных прохожих, при этом хвост ящерицы все время торчал наружу. Наконец он проглотоил ящерицу и мы с облегчением вздохнули.

За последние месяцы Джим заметно подрос и окреп, заматерел. На собаку не без известной зависти поглядывали соседи и малознакомые люди. Однажды, находясь внутри дома, я услышал заливистый лай. Когда я вышел во двор, увидел любопытную картину: встав во весь свой немалый рост, Джим прижимал перепуганную соседку к дереву, не давая таким образом безнаказанно уйти. Рядом валялись многочисленные груши, которые соседка, собрав в подол платья, обронила при нападении. Полюбовавшись забавной картиной со стороны, я скомандовал: ФУ-У!, и собака послушно отошла в сторону. "Да, Маша, нехорошо воровать", - назидательно произнес я. Соседка насупилась и молчала, не зная что сказать в свое оправдание. Наконец, заикаясь, она с гневом бросила: "Это черт, а не собака!"
   
Забавная история приключилась с почтальоном: Джим в это время находился на хоздворе взаперти. Когда пожилая почтальонша, тетя Валя, вошла во двор, то увидела на газоне старые туфли и валяющие тут и сям кости! Можно представить, что происходило в голове этой бедной женщины! Остолбенев от ужаса, она застонала. Увидев все со стороны, я поторопился настречу, объяснив, что кости с мясокомбината, а туфли просто завалялись.
Как-то в очередной раз к нам нагрянули какие-то незнакомые люди, собака в это время была в заперти, и я под прикрытием виноградной лозы решил сыграть роль сторожевого пса. Когда незнакомцы приблизились, я не мудрствуя лукаво, зарычал, а потом залаял точь в точь как мой воспитанник, как потом отметила соседка, внимательно наблюдавшая со стороны. Незванные гости пулей выскочили со двора...
После нескольких "задержаний", я решил от греха подальше держать Джима в хоздворе и выпускать только ночью.
   
Как я уже говорил, Джим прекрасно понимал жесты и мимику. К примеру, стою я возле пса и рассуждаю вслух: "Сейчас пойдем гулять в парк! - пес радостно повизгивает и бьет себя хвостом. Тут же замечаю, как по небу поплыли черные тучи. - Нет, пожалуй, пойдем позже. Сейчас будет дождь". Собака тут же поникла головой и грустно заскулила - поход отменяется.
 
Слава о бдительном кобеле быстро разнеслась на всю округу, и уже скоро к нам нагрянула милиция. Уже немолодой инспектор по делам несовершеннолетних целый час убеждал меня, что надо отдать пса им: "Мы хорошо заплатим. Собачка на редкость сообразительная к тому же с родословной". Джим в это время внимательно слушал инспектора, забавно наклонив голову, внимательно прислушиваясь к разговору. Злобы к незнакомцу он не проявлял, но при этом все время оценивал мою реакцию, готовый в любую минуту прийти на помощь.
   
Сколько я знаю историй про собак, все они или почти все заканчивались грустно. Моя история не исключение.
В 1988 году я вынужден был по работе перехать в большой город. Сразу встал вопрос о собаке: куда девать шестидесяти-килограммового кобеля? После бурных дебат решили оставить его родителям жены: старики живут на земле, кормежка и минимальный уход обеспечены, вот только гулять с ним будет некому...
 
Придется время от времени наезжать, чтобы проведать старых родителей и собаку, которой в эту пору исполнилось 12 лет. Первое время я приезжал регулярно, а потом это пришлось делать все реже и реже. Пес сильно тосковал: выл, рвался с привязи, постоянно смотрел в сторону автостанции. А потом заболел. На него больно было смотреть, он начал подтаскивать задние ноги. Начинался ревматизм суставов. Собаки болеют теми же болезнями, что и люди. Это ускорило его уход.
   
Когда в очередной раз мы приехали проведать стариков, нас никто не встретил. Еще накануне Джим долго лежал возле будки, отказавшись от пищи, пока не окоченел. Больше собак мы не заводили.   


Рецензии
Хорошие и добрые у Вас рассказы! Советское прошлое у многих теперь ностальгию вызывает!
Помню, в деревнях раньше собаки для почтальонов были большой проблемой и не только они одни.
У моего деда в Тамбовской области жил петух задиристый. Надоел своими проделками, решили в суп его отправить, взяли другого. Так тот вообще даже почтальонов к дому не подпускал. Когда почтальон шла, заранее кричала: "Пётр Григорьевич, держи петуха!"

Ершов Максим Александрович   26.04.2023 09:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Максим. Согласен, собаки удивительные существа! Что касается советского периода. В прошлом было много хорошего, вы уж поверьте мне. Наша задача - консолидировать общество, собрать силы в мощный кулак. Иначе гибель, забвение...

Александр Грунский   26.04.2023 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.