Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 2

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

        Первого июля 1963 года решением государственной экзаменационной комиссии
  выпускнику Щепкинского училища Олегу Далю была присвоена квалификация Актёр
  драматического театра и кино".Тремя днями ранее 29 июня Дирекция Современника"
  обнародовала постановление общего собрания в котором указывала,что Олег Даль в
  штате театра- студии.Выходу этих документов предшествовал дипломный спектакль,
  на котором присутствовали представители Московских театров,в том числе жена
  Олега Табакова Алла Покровская.Именно она пригласила двоих выпускников "Щепки"
  - Виктора Павлова и Олега Даля - на показ в "Современник".

  Показ проходил в два тура,причём согласно воспоминаниям Михаила Казакова,уже
  во время первого было понятно,что Даль(органичный,живой,темпераментный,
  пластичный")"идеально подходил эстетике "ефремовского театра.
  Молодой перспективный артист,которому в театре дали прозвище Далёнок,Оленёнок,
  и Олежик(его тёзку Ефремова звали по контрасту Олег Большой,а Табакова Олега
  именовали Лёликом).Официально Олег Даль был зачислен на работу 20 августа 1963
  года,однако на протяжении нескольких сезонов серьёзных ролей ему не
  предлагали.Поначалу Даль был в основном занят в эпизодических или же вводился
  в спектакли во вторых и третьих составах.Его взаимодействие с театром
  складывалось непросто,потому что В Олеге по словам киноведа Натальи Галаджевой
  присутствовал "переизбыток внутренней свободы".

  Так однажды во время спектакля Валентин и Валентина Олег,исполнявший небольшую
  роль,Саши Гусева,сел на край сцены,и обратился к зрителю с просьбой "дать
  закурить".Несмотря на то,что для ОЛега Даля подобная импровизация была просто
  способом общения с публикой дирекция театра сочла этот экспромт отходом от
  запланированного действа и вынесла актёру выговор.Кроме того,у актёра время от
  времени случались алкогольные срывы и немотивированные исчезновения,
  завершавшиеся проработкой на общих собраниях "взятием на поруки".Олег Ефремов
  периодически помещал его трудовую книжку в сейф,демонстрируя тем самым
  намерение уволить недисциплинированного артиста.Однако,по свидетельству
  Михаила Казакова Даля в театре "любили и прощали";обычно через полмесяца
  трудовая книжка Олега возвращалась в Отдел кадров.

  ПЕРВЫЙ БРАК.НИНА ДОРОШИНА.
  *****************************
  Первая встреча Олега Даля с актрисой "Современника" Ниной Дорошиной произошла
  весной 1963 года,во время показа выпускного Щепкинского училища на сцене
  театра - Студии.Во втором туре Актёру досталась роль свинопаса Генриха из
  "Голого короля".Опытная артистка театра Дорошина(длинноногая с тонкой талией,
  круглолицая")взялась подыграть дебютанту.Чуть позже Олег и Нина пересеклись на
  Одесской киностудии,где шли съемки фильма "Первый троллейбус".Вернувшиеся
  артисты сообщили труппе,что решили пожениться.

  По словам актрисы "Современника" Людмилы Ивановой(Шурочки из "Служебного
  романа"),известие о предстоящем браке не стало для театра сенсацией и никого
  не смущал тот факт,что Олег называл свою невесту Ниной Михайловной(Дорошина
  была старше Даля на шесть лет).Предстоящая свадьба соотносилась с установками
  Ефремова,мечтавшего создать коллектив единомышленников и близких по духу
  людей(примером служила семейная пара Олег Табаков - Людмила Крылова).

  Мероприятие,главными действующими лицами были Даль и Дорошина выглядела по
  меркам 1960 - ых годов весьма респектабельным:на праздник пришла вся труппа ,
  коллеги преподнесли молодым много подарков,в том числе часы,постельное бельё и
  хозяйственную утварь.Однако в разгар торжества Олег Даль,заметив особое
  внимание Ефремова к Дорошиной,покинул собственную свадьбу.Но,никто никому не
  дал в морду,не стрелялись,не дрались на саблях.<...> Алкоголь.И исчезнувший на
  дня три - четыре(св - во Михаила Казакова).Впоследствии Нина,объясняя причины
  скоропалительного брака и столь же стремительного разрыва С Олегом Далем
  говорила:"Не нужно ничего делать назло другим."

  ВСЕГДА в ПРОДАЖЕ
  *******************
  С произведений Василия Аксёнова началась не только кинематографическая,но и
  полноценная театральная биография Олега.В спектакле по пьесе Василия Аксёнова
  "Всегда в продаже" поставленная Олегом Ефремовым в 1965 году Олегу Далю
  досталась не главная,но значимая в контексте сюжета роль трубача Игоря.Его
  герой выходил на сцену держа в одной руке футляр с трубой,в другой - сетку -
  авоську,в которой лежали молочные бутылки.Общаясь во дворе с соседями по дому,
  Игорь рассуждал о роли Дизи Гилласпи в истории мирового джаза,а затем начинал
  играть "Высокую,высокую луну.Используемая персонажами композиция была записана
  на магнитофон,но зрители видя эмоциональный настрой артиста пребывают в
  уверенности,что на трубе играет сам Даль.Эпизод с его участием,как правило,
  заканчивается аплодисментами.

  Людмила Гурченко,игравшая в спектакле "Всегда в продаже" роль подружки Игоря (
  "стиляжки в чёрных чулках и короткой малиновой юбке"),позже вспоминала,что в
  сольном номере Даля - трубача,когда его длинная,тонкая фигура "изгибались
  вопросительным знаком" минорная импровизация артиста была наполнена нежностью,
  в этой сцене,по словам актрисы возникла ассоциация с картиной Пабло Пикассо
  "Девочка на шаре".

  Трубач в исполнении Олега Даля был образцом мужества артиста,взлетевшего
  высоко и прекрасно,понимающего свою высоту.В этом своем соло он всегда был
  разным.<...> Один раз - да,Олег любит,он счастлив!А другой - нет,он счастлив,
  когда один.Его много.Очень много.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                28.02.2023


Рецензии