Библиотекарь. Глава 27. Струны и браны

     ГЛАВА 27 . СТРУНЫ И БРАНЫ.

   На другой день они не собирались вместе. Видимо, Михеич решил дать всем об-
думать всё обсуждаемое ими. Но Николай буквально без завтрака побежал с утра
к Михеичу, так распирали его новые идеи. Юра, который готовил что-то на кухне,
успел крикнуть ему:
- Ты куда, чудик! Сейчас омлет будет готов!
- Не до того, Юрок! Прости, но есть пока не хочу, а хочу с Михеичем потолковать!
Идеи, понимаешь, прут! Давно у меня такого вдохновения не было!
- Вижу, у тебя глаза горят. А как у тебя с Глашей?
- Всё хорошо, Юрик! Всё хо-ро-шо! Трудно пока заглядывать далеко в будущее,
но полагаю, всё у нас может наладиться, и никакая Милана нам уже не помешает.
Всё, побежал!

  В библиотеке Михеич уже ждал Николая, как будто понимая, что тот насыщен
потоком идей. Они беседовали несколько часов кряду.
- Что ж, замечательно! – сказал Михеич в конце разговора. – Теперь нужно всё
это постараться изложить достаточно популярно, чтобы все остальные наши тоже
поняли. Мы ведь работаем не только для себя.
Николай согласно закивал:
- Я попробую, популярно, хотя задача не из легких, я ведь сам, что называется,
только что понял!
- К завтрашнему дню успеешь?
- Думаю, да.
- Тогда передай Юре и Глаше, что завтра снова будет сбор. А отцу Пахомию я сам
передам.
- Ладно.
Они собрались в кабинете Михеича, заняв уже привычные места. Михеич, на
правах председательствующего, объявил:
- Сегодня будет важный, но трудный для понимания доклад на нашем «семина-
ре». Тем более, что у автора всё «с пылу, с жару». Есть ещё всякие шероховатости.
Однако прослушать доклад полезно, даже если не всё будет понятно сразу.
После вступительных слов Михеич оглядел аудиторию, убедился, что все про-
никлись пониманием и настроены на серьёзную работу.
- Прошу, Николай!

- Я сразу извиняюсь, что буду говорить, не прибегая к достаточным основаниям.
Здесь вы бы всё равно в этих основаниях многое не поняли, но постараюсь макси-
мально упростить, сделать все образы доходчивыми, а тезисы ясными и простыми.
Сначала о современной тенденции в физике буквально в двух словах. Развитие
квантовой теории показало, что если считать элементарные частицы исчезающе
малыми «шариками», или материальными точками, где есть все свойства, кроме
размера, то описание взаимодействий на очень маленьких масштабах сталкивается
с непреодолимыми математическими трудностями. Теория начинает давать все бо-
лее неопределённый результат, возникают так называемые «расходимости». Проще
говоря, чем глубже мы пытаемся «залезть» в материю, тем меньше конкретных зна-
чений и больше всяких бесконечностей.

Коля обвел слушателей взглядом и смутился произведённому впечатлению. Вид-
но было, что им пока ничего не говорят приведённые слова про «расходимости» и
«бесконечности». «Ну, что ж, – подумал он, - всё равно нужно продолжать, пред-
приятие может быть не совсем уж безнадёжным!»

- Неким образом (уточнять здесь ни к чему), исследователи дошли до револю-
ционной мысли, что если описывать на самом микро-микро уровне частицы не как
«шарики», а как некие «струны», то есть бесконечно тонкие, но протяженные объ-
екты, то математические описания их взаимодействий уже становятся вполне нор-
мальными, уходят бесконечности, теория вновь обретает определённость. В этой
теории есть, кроме струн, еще одни фундаментальные объекты – «браны», ну это
как бы «плоскости» или слои в пространстве, которые имеют разные размерности.
Такие как бы «блины» двух, трёх, четырех и более измерений, – глядя на напряжен-
ное выражение лица Глафиры, Николай добавил:
- Я рекомендую, не пытайтесь слишком конкретно представлять себе эти объ-
екты, это будет только мешать дальнейшему пониманию. Просто на уровне прими-
тивного образа остановитесь. Хорошо?

- Ну блин я себе, конечно, могу представить, но у меня это никак не вяжется с
элементарными частицами!
- Ну, что ж… я всё же продолжу. Наш трехмерный мир можно представить как
такой трехмерный «блин» или трехмерную гиперсферу…
- А, я, кажется, вспомнила! Когда-то давно, в автобусе, ты объяснял Юре и мне
что-то про эту трехмерную гиперсферу, ещё шарик надувал!
- Надувал, но никакого желания надуть вас у меня нет! – пошутил Николай.

- Первый мой тезис для нашей с вами концепции заключается в следующем: ЭТИ
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СТРУНЫ – СТРУЙКИ ДУХА БОЖЬЕГО. Тут ещё нужны пояснения. Когда в
сжимающейся однородной среде, например, в воздухе, создают струю, то попереч-
ное давление в ней будет падать, причём, чем больше скорость движения струи,
тем меньше поперечное давление. Это закон Бернулли. Таким образом, эту струю
окружающее вещество будет сжимать до тех пор, пока давления снаружи и внутри
не уравновесятся. То есть «дожмёт» до минимально возможного поперечного раз-
мера. Поэтому эти «струны» очень и очень тонки. Есть такой размер, называемый
«планковской» длиной… десять в минус 33 степени сантиметра. Юра, ты же в кур-
се?
- Что-то припоминается, но давно уж я в вашу физику не влезал!
- Ладно, снова примите на слово. Нам нужно идти дальше. КОГДА СТРУНА ПЕРЕСЕ-
КАЕТСЯ С БРАНОЙ, то могут происходить интересные вещи: СТРУНА ДЕЛАЕТ ПЕТЛЮ. Пет-
ли эти могут колебаться, и вот ИХ КОЛЕБАНИЯ И ВЫГЛЯДЯТ ДЛЯ НАС, по мнению многих
современных физиков, КАК РАЗНЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ. А вот теперь важные
детали. Степан Михеич, мне нужны будут нитка и круглый карандаш. Вчера мы
договаривались.
- Да, у меня всё под рукой!
- Тогда помогите мне! Глаша, подержи нитку натянутой, – Николай дал в руки
Глаше обычную нить.
- Руки сделай пошире, - она растянула её почти на всю ширину рук.
- Теперь смотрите! – все подошли поближе к Глаше. Коля взял карандаш и лов-
ким движением сделал так, что ниточка петлей обвила карандаш.

- Вот, карандаш – это элемент браны, а брана, согласно теории расширяющейся
вселенной, «едет» вперёд. Наша вселенная в виде, например, трехмерной гиперсфе-
ры расширяется в четырёхмерном пространстве, все её части участвуют в движе-
нии вдоль нашей струны и вдоль радиуса в четвёртом измерении. То есть струны
натянуты вдоль радиуса из центра сферы наружу или наоборот. Мы их не можем
видеть в нашем мире, как струны, а только как точки в местах, где струны пересе-
кают нашу гиперсферу.

  Николай стал двигать карандаш вдоль натянутой нити. Ниточка, его обхваты-
вающая стала вращаться вокруг него.-Вот смотрите, относительно карандаша нить
движется с постоянной скоростью, равной скорости движения карандаша вдоль
нити. Но одни её элементы движутся в ту же сторону, что и сам карандаш (для нас
верхние), а другие – в противоположную (для нас нижние). А когда-то КАЛУЦА пока-
зал, что ДВИЖЕНИЕ В ЧЕТВЁРТОМ НАПРАВЛЕНИИ ПОРОЖДАЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД и он
пропорционален скорости.
- Вот, сейчас я вспомнил! – воскликнул Юра. – И про то, что заряды исчезнут,
если движение прекратится! И ещё, что одинаковая для всех элементов нашего
мира скорость в четвертом измерении (вдоль радиуса гиперсферы) порождает оди-
наковый элементарный заряд у всех частиц!

- И я вспомнила! Мы обсуждали это. Правда, ни тогда, ни сейчас я ещё не очень
понимаю всё это…
- Ничего, понимание придёт со временем! – успокоил Глашу Михеич.
- Теперь смотрите: движение в одну сторону с карандашом соответствует поло-
жительному знаку заряда, а движение в противоположную – отрицательному.

- Интересно девки пляшут, – не выдержал отец Пахомий, – мы тут из ниточек и
карандашей целую вселенную строим!
Все засмеялись.
- Есть еще одно важное следствие, — сказал Николай, – это «спин» частиц.
- Спин? Это что за зверь такой? – удивился отец Пахомий.
- Эх, долго объяснять, но у большинства элементарных частиц есть «спин» от
английского слова «вращаться». Спиннинг у Вас есть, отец Пахомий?
- Есть. Люблю рыбалку.
- Ну вот, у элементарных частиц, как бы есть «вращение». Но если представлять
их теми самыми «шариками» с исчезающе малыми размерами, то всякое представ-
ление о вращении бесполезно, когда радиус частицы стремится к нулю. Но спин-то
есть, он не стремится к нулю, хотя и очень мал! Вот и стали говорить, что это нечто,
не имеющее аналогов в классической физике, но каким-то чудесным образом связанное
с условным «вращением». А у нас спин, получается, просто в нашей модели: у нас
есть вектор на оси вращения, то есть направлен вдоль «карандаша» и лежит в пло-
скости браны, так как струна вращается вокруг «карандаша».

- А откуда берутся эти «блины», ой, извиняюсь, «браны», которые струна пересе-
кает? – Глаша провела ладошкой поперек нити, параллельно карандашу.
- Вопрос хороший, но очень непростой. Если вы готовы к длинному объясне-
нию?!
Все, не сговариваясь, кивнули головами.

- Начнём с того, что Бог творит всё Словом. Трезвомыслящему человеку кажется,
что все это «трепотня», потому что его повседневный опыт говорит о том, что зву-
ки следов не оставляют, а «растворяются» в пространстве. Ну, может быть, иногда
возвращаются эхом, и то очень ненадолго.
- Кто украл хомуты?! Ты…ты…ты… – сквозь сложенные трубочкой ладони про-
говорил Юра.
- Ну да, все, наверное, знают эту шутку? Но, однако, всё гораздо серьёзнее. Звуки
не оставляют следов в привычных нам состояниях среды: жидком, твёрдом, газо-
образном… Есть всё же такие состояния сред, в которых можно творить формы и
тела звуком. Это так называемые неустойчивые состояния: например, ПЕРЕОХЛАЖ-
ДЁННАЯ ЖИДКОСТЬ или ГАЗ, – глядя на собеседников, на их вопросительные выраже-
ния лиц, Николай начал терпеливо пояснять.
- При какой температуре застывает вода?
- Это все знают! - поторопилась с ответом Глаша, - при нуле градусов!
- Да и это при нормальном атмосферном давлении. Однако можно, взяв очень
чистую, дистиллированную воду и очень хорошо очищенный сосуд, аккуратно по-
низить температуру воды существенно ниже нуля, но она при этом ещё будет оста-
ваться жидкой!
- Постой, это, мне кажется, противоречит всему, чему нас в школе учили – про-
изнёс с недоумением Юра.

- Нет, это просто выходит за рамки школьной программы. Дело в том, что при
переходе из жидкого состояния в лёд, вода меняет свои свойства, параметры. На-
пример, плотность должна уменьшиться. Начаться этот процесс может в разных
местах жидкости, где есть уже какие-то примеси, какие-то неоднородности. Если
же вода очень чистая, то есть очень однородная, то появляющиеся неоднородно-
сти будут встречать нечто вроде калибровочного поля (вспомни, Глаша), которое
будет подавлять такие неоднородности, «рассасывать» их, и вода будет оставаться
жидкой. Но если искусственно извне всё же создать такие неоднородности, то с них
начнётся лавинообразный процесс отвердевания воды, так как её температура уже
ниже температуры замерзания. Стоит, например, бросить в воду кусочек льда или
еще чего-нибудь, хлопнуть в ладоши, крикнуть что-нибудь, как мы увидим в воде
резкое и быстрое образование льда. Во многих случаях то, как именно образуется
лёд, каким он будет, какие в нем возникнут кристаллики, будет зависеть от произ-
несённого слова.
- Ой, я вспомнила! Читала я книжку, автор японец, там про снежинки из воды,
возникавшие при воздействии разных слов.
- И я читал, – подхватил Юра, — даже автора помню — ЭМОТО МАСАРУ. А книга—
«ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ВОДЫ».

- Были и наши отечественные исследования, – подтвердил Степан Михеич.
- Да, и Пётр Гаряев, микробиолог, проводил подобные эксперименты, – включил-
ся в разговор отец Пахомий.
- Ладно, вижу, что вы все люди сведущие. Тем лучше! Продолжим. Возьмем нашу
трёхмерную вселенную. Когда ещё в прошлом веке была построена крупномас-
штабная структура вселенной по известным наблюдательным данным, то полу-
чившаяся картинка очень озадачила учёных. Ведь если считать, что на образование
этой структуры влияла только гравитация, то такая стройная картина не могла бы
получиться, а должны были получиться везде и всюду такие более-менее округлые
сгустки материи, типа шаровых звёздных скоплений. Но картина была совсем иная:
она напоминала трёхмерную сеть с пустыми ячейками – войдами, «плоскостями»
- стенами и «нитями». А такая картина могла сформироваться, например, под дей-
ствием звуковых волн, которые «замёрзли» благодаря гравитации.

- Это как так, «замёрзли»?!
- Дело в том, что вселенная расширяется и при этом ещё остывает.
- Знаем, – произнёс Юра.
- Пока она была очень горячей, гравитация не могла сформировать какие-ли-
бо устойчивые структуры, так как их разбивало слишком мощное тепловое бес-
порядочное движение. «Слипшиеся» под действием гравитационного притяжения
сгустки почти тут же подвергались мощной бомбардировке окружающих частиц,
имеющих огромные энергии движения. И тут же разваливались. Но как только те-
пловое движение ослабло в результате остывания вселенной, то гравитация смогла
удерживать «слипшиеся» структуры. А где они, прежде всего, слипались?
- Где?
- Там, где уже было гуще. Ведь там расстояния между частицами меньше, грави-
тация сильнее. Знаете закон всемирного тяготения?
- Ну, сам закон я точно не помню, но ясно, что чем ближе тела, тем сильнее они
притягиваются, – уточнил Юра.
- А там, где материи было негусто, где гравитация слабее, её становилось ещё
меньше, так как её утягивали на себя сгустки. Но, чтобы образовалась такая «пра-
вильная картина» - космическая сеть — нужно, чтобы кто-то заложил её основы в
виде распределения первоначальных сгустков, ибо гравитация их только усиливает,
стягивает, уплотняет, но сама не может так «правильно» распределить. Оказалось,
что ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МОГЛИ СОЗДАТЬ ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ, носившиеся во вселенной,
когда она ещё была горячей. Они сталкивались друг с другом, накладывались и со-
здавали именно такую «сеть» уплотнений и разряжений. А потом они «отвердели»
в результате расширения и охлаждения вселенной, как наши снежинки из воды.

Ведь что такое звуковая волна – это ни что иное, как распространяющиеся периоди-
ческие сгустки и разряжения в пространстве, в определённой среде. Они, наклады-
ваясь друг на друга, и создают такую типичную «сетку», которую мы наблюдаем во
вселенной. То есть КРУПНОМАСШТАБНАЯ СТРУКТУРА ВСЕЛЕННОЙ БЫЛА СОЗДАНА ЗВУКОМ,
можно сказать, словом, ведь слово – это набор звуков. Кто произвёл эти звуки или
они имеют естественное происхождение, тут еще можно поспорить. Но если их
произнёс Кто-то, то этот Кто-то должен быть вселенского масштаба!

- Вот за такой пример я готов Вас, Николай, очень и очень благодарить, а то ино-
гда так трудно разговаривать с учёными скептиками. Читаешь им: «ВНАЧАЛЕ БЫЛО
СЛОВО И СЛОВО БЫЛО У БОГА и СЛОВО БЫЛО БОГ.2 Оно было в начале у Бога.3 Все чрез
Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». А они гово-
рят, что есть «слово»? Сотрясание воздуха! Ветер подул, и нет его! Или в Символе
веры есть «Им же вся быша…» - это тоже подтверждается в изложенных научных
соображениях!
- Ваша благодарность очень ценна для меня. Но я хотел бы продолжить, выдвину
предположение, как именно создаются «браны». Я в своё время целую статью на-
писал, еще будучи в Америке, потом переслал Степану Михеичу. Суть идеи статьи
в том, что звуки, которые мы произносим, создают разные структуры в простран-
стве. Например, звуки: «р», «ж», «з», «с», «ф» - длительные и создают нечто подоб-
ное так называемым линейным волнам, близки к обычным – гармоническим. При
их произнесении возникают такие последовательности из многих волн – «цуги»,
как говорят в науке. Видели волны от падения камня на поверхности воды? Вот
произнесите звуки: «р», «ж», «з» - чувствуете вибрации разной частоты?
- Да, - сказала Глаша. – Как интересно!

- Ещё интересней такой момент, который и навёл меня на мысль исследования
этой темы и написания статьи. Возьмем названия цветов: «красный», «оранжевый»,
жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый – произнесите их, прислушиваясь к частоте
вибраций основного звука. «Р», «ж», «з», «с», «ф»... . Убедитесь, что частота звуко-
вых вибраций растёт! Но ведь известно, что и частота электромагнитных колеба-
ний у этих цветов тоже растёт от красного к фиолетовому! Совпадение?! Слишком
тонкое, чтобы быть просто совпадением. Здесь уже при образовании названий цве-
тов кто-то направлял мысль людей так, чтобы эта аналогия с ростом частоты была
заложена! Вот так, на мой взгляд! Тут невольно удивишься и увидишь, что язык наш
был создаваем и в развитии своём направляем кем-то мудрым и высшим.

  Присутствующие внимательно слушали, а Глаша увлеклась произношением на-
званий цветов.
- Здорово. Тон основного звука в названиях и правда растет. И что, это совпадает
с физическими характеристиками цветов!?
- Да, Глашенька, МЫ ОТЛИЧАЕМ ЦВЕТА ПОТОМУ, ЧТО ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ В СВЕТЕ У КАЖ-
ДОГО ЦВЕТА СВОЯ! Ведь свет — это разновидность электромагнитных волн.

- Это-то я помню со школы, а вот про разницу в частоте вибраций – забыла!
- Но есть в нашем языке буквы, которые создают как бы ударные волны.
- Что за ударные?
- Это такие уединённые, как бы одиночные волны, в которых нет никаких ви-
браций, а просто они некой «стеной» отделяют одно состояние среды от другого.
Ну, вот например, при взрыве образуется такая волна, как распространяющаяся со
сверхзвуковой скоростью сфера. Внутри этой сферы одно давление, одна темпера-
тура, одна плотность воздуха, а снаружи – другая. Так вот при произнесении зву-
ков: «б», «д», «г» и их глухих аналогов создаётся нечто вроде уединенных ударных
волн. Представим, что Бог говорит: «ДА БУ-ДЕТ!» Это же целая конструкция из
волн и струй. Здесь сначала идёт «брана» через слог «Да», потом струя духа, через
слог «бу», затем петля и «отрезание» этого духа от Отцовского через слог «дет».

 Вот
мы со Степаном Михеичем обсуждали это с богословской точки зрения. В книге
«Бытие» написано, что Бог сначала сотворил мужчину и женщину по образу и по-
добию своему, то есть как струи духа – духовные монады. Это говорится в первой
главе. Затем во второй главе зачем-то текст про процесс творения повторяется, но
там говорится, что создал человека из праха земного и вдохнул в него душу живую.

- Здесь не нужно воспринимать это как простое повторение текста о творении.
Это нужно понимать, как РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЕНИЯ, – вмешался в разговор Степан
Михеич, – сначала Бог создает человека как дух по образу своему, ведь Бог есть Дух,
не так ли отец Пахомий? Затем этому духу даются тела из «праха земного», то есть
этот дух вдувают - «вселяют» в тела из материи. А уж после «изгнания из рая» людей
одели еще и в «одежды кожаные» - совсем грубые физические тела.

- А про Еву из ребра что скажете? – Глафира снова оживилась.
- Тут много всяких нюансов, сначала Ева здесь не просто женщина…, а суще-
ство стихиальное…, а только потом под ней подразумевается женщина… не будем
торопить события, давайте сначала разберёмся в одном до конца, – ушёл от ответа
Михеич.
- Хорошо, - согласилась Глаша.
- На чём мы остановились? – спросил Николай.
- На сотворении… - подсказала Глаша.

- «Да будет»… каждый акт творения начинается с этой конструкции не случай-
но. Здесь всё выстроено в цепочке структур. Жаль, что здесь у меня нет возможно-
сти разложить это по полочкам. Степан Михеич читал мою статью про структуры,
которые создаются при произнесении разных звуков, там все рассматривается под-
робнее, – Степан Михеич закивал головой. Есть ещё одно важное обстоятельство,
которое я вынужден на итак перегруженные новой информацией головы, всё же
вылить. Вот мы говорили про вибрации. Так вот «браны» - эти слои, эти «блины»,
образованные через звуки «да», ещё имеют разные так называемые «базовые ча-
стоты нулевых осцилляций». - Николай записал это словосочетание на доске и по-
ставил рядом греческую букву «ню» ;. Не пугайтесь этого названия. Я постараюсь
пояснить как можно проще. Помните, мы рассуждали про вакуум в физике? Там
мы говорили, что в нём постоянно рождаются и аннигилируют пары частица-ан-
тичастица.
Все закивали головой.
- Так вот, обычно считается, что никакого порядка в этих рождениях и анниги-
ляциях нет, все чисто хаотически. Но последние исследования с так называемыми
гидродинамическими аналогиями заставляют задуматься, а так ли это?

- Гидродинамические аналогии, что-то я про это слышал, – Юра нахмурил лоб. У
нас философы так возбудились, когда узнали об этом. Я по старой памяти общаюсь
с кругом философов в Казани, но так, не в научном плане, а по дружбе, ещё с тех
университетских времен. Так вот они рассказали мне о том, что есть какие-то ана-
логии в воде, где вся запутанная квантовая механика становится ясной.

- Ты всё правильно говоришь, Юра! – Николай снова продолжил. – Французские
исследователи обнаружили странную вещь: когда капелька воды падает на поверх-
ность гладкой воды, то она сначала отскакивает, иногда даже несколько раз, но по-
том всё же тонет в общей массе воды. Наверно, вы наблюдали такое? Но, оказыва-
ется, если воду поместить в ванночку и создать определенной частоты колебания,
то капелька воды так и будет существовать на поверхности, перемещаясь по ней, не
утопая в общей массе воды. Можете себе это представить?

- С трудом, – прокомментировал отец Пахомий.
- Но так есть на самом деле. КАПЕЛЬКА КАТАЕТСЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ И НЕ
ТОНЕТ, ЕСЛИ ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЧАСТОТЫ, как бы ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ЕЁ ВИБРАЦИИ. Но
это даже не самое удивительное. Опыты показали, что такая капелька ведёт себя не
как типичная частица или твердая корпускула, а КАК КВАНТОВЫЙ ОБЪЕКТ. Всякие там
эффекты возникают, которые характерны только для микромира! Они проводили
опыты, например, по рассеянию таких капелек на щелях. Все произошло, как при
рассеянии электронов! Вот это оказался шок для физиков, как и для философов, о
чем нам только что сказал Юра. Какие выводы можно сделать? Я предполагаю, что у
вакуума, нашего трехмерного, есть основная частота осцилляций, соответствующая
рождению пары частица-античастица: электрон-позитрон. По формулам Планка и
  Эйнштейна получается вот так (не пугайтесь, но придется написать формулку): 2•h;= 2•mec2 . Что? Страшно?! Поясню, h – постоянная Планка, ; – частота колебаний
вакуума, me - масса покоя электрона, c – скорость света в вакууме. В общем, неваж-
но! Просто получается, что основная частота колебаний нашего вакуума, ; порядка
1021 Герц. Остальные колебания – обертона и другое – сопровождают эту основную
частоту как флуктуации. Почему из истинно элементарных частиц только электрон
(позитрон) стабилен и может свободно (не вступая в комбинации с другими части-
цами) перемещаться в нашем вакууме? Потому, что он может обмениваться состоя-
ниями с вакуумом, «телепортируясь» с одного места на другое, здесь – исчезая, там
– появляясь. Ну, ладно! Я, кажется, уже загрузил вас по полной. Остановимся. Про-
сто добавлю, для себя, наверное, что я эмпирически вывел формулу, как основная
частота осцилляций вакуума связана с количеством пространственных измерений
в «бране»: ; = 107хn, где n – количество измерений пространства. – Николай ввёл
последнюю формулу на доске. Положил мел, с видом несколько обречённым, кото-
рый говорил, что он вряд ли надеется на понимание аудитории. – В общем, в других
видах вакуума, с другим количеством измерений пространства, уже другие частицы
являются основными стабильными, а не электрон с позитроном.

  Глаша заметила своим тонким чутьем настроение Николая. Она, разумеется, не
поняла большую часть из того, что он говорил и писал на доске. Она только поня-
ла, что это, должно быть, плоды глубоких раздумий этого талантливого учёного и
близкого ей человека. Глафира подошла к Николаю. Взяла его руку в свою ладонь.
Пожала и виновато улыбнулась:
- Ты уж, Коля, прости, что я не всё понимаю, но верю в тебя. Полагаю, что всё ты
не зря придумал.

- По крайней мере, я вижу здесь серьёзные задатки той картины мира, в которой
научное мировоззрение сочетается с религиозным и философским. Может быть,
ещё будут ошибки, искания, варианты, но дорогу осилит идущий… -Степан Михеич
 тоже поддержал Николая.

Юра подтвердил:
- На мой философский взгляд, работа эта серьёзная, нужно продолжать. По
крайней мере, для меня многое «заиграло» новыми красками. Казалось бы, уже дав-
но известные истины, факты и тексты выглядят по-новому.
- Да, тут есть простор и для богословской мысли, – согласился отец Пахомий.
- А вот об этом мы сначала отдельно поговорим с Вами, отец Пахомий, прежде,
чем мы соберем новый консилиум. Согласны?
Отец Пахомий кивнул.

 Подведём некоторые итоги. Сегодня мы говорили о струнах, бранах, их колеба-
ниях, о неустойчивых состояниях сред, из которых даже звуком можно структури-
ровать разные формы и тела. И это теперь уже имеет некое научное основание. Но
такое развитие науки всё ближе приводит нас к тому, как мы сегодня показали, что
это всё неплохо может сочетаться с богословской картиной мира, при правильной
интерпретации. То есть наука и религия сближаются в понимании мира, его проис-
хождения и развития. А это как раз то, над чем мы работаем. Все согласны с такими
выводами?
Все закивали.
- Ну, тогда на сегодня у нас всё. Всем спасибо за внимание и понимание, – Михе-
ич улыбнулся, оглядывая гостей.
           ***         ***          ***

 


Рецензии