Лицо и сохранение...

     Миниатюра для исполнения её на театральной сцене или на эстраде.

     Актер или  выходит к микрофону, или начинает говорить в прикреплённый у его лица маленький радиомикрофон:

     "Есть лица, которые лучше потерять, чем их сохранять. Везде ходить с такими лицами, и всем их показывать хуже, чем такие лица скрыть от чужих глаз. И, если такое лицо лучше не делать достоянием чужих глаз, то лучше его скрыть под какой-нибудь маской. Если нельзя его утратить, то есть потерять.

    Точно не знаю о чём там, в своём романе "Чужое лицо" пишет Кобо Абэ, но это именно японцы придумали, что своё лицо человеку нельзя терять ни в коем случае. Даже тогда, когда другим на это лицо смотреть страшно!

     Не каждому человеку с ужасным ликом удаётся, как Дориану Грею Оскара Уайльда завладеть портретом, который стареет, уродуется  грехами человека, а лицо этого человека остаётся розовым и свежим, как попка младенца.

     И страшно смотреть на какие-то лица не только из-за морщин, чёрных пятен или мешков под глазами, но ещё из-за глаз на человеческом лице,которые. Так говорят. Зеркало души.

     Якобы, в глазах человека, женщины или мужчины, отражается её или его душа. Мало тех, кто знают, что именно из себя представляет душа человеческая, но все уверены, что именно она, душа, отражается в глазах человека.

      Иногда такое отражается в глазах человеческих, что на это отражение смотреть страшно. И чтобы спрятать такое отражение, одной маски недостаточно. Маску наденет человек с чёрной ужасающей душой, а глаза-то видны сквозь её, маски, отверстия! Видны, и ужасают посторонних зрителей, отражая в себе душевные недостатки или даже кошмары.

     Даже японцы этого не учитывают. Они думают, что лицо можно потерять целиком. А в действительности тот, кто потеряет лицо, как маску, с глазами-то останется с теми же, что были у него до потери своего лица!  И сколько раз ни терял бы человек своего лица, в его глазах, остающихся в его голове или в черепе, душа-то будет отражаться его. И ничья другая!

     "Ниппонологи", а по-русски, японоведы, утверждают, что даже самураи, старавшиеся сохранить собственные лица, прибегали к услугам ниндзя. Тогда, конечно, прибегали, когда нужно было совершить то, после чего самурай точно терял бы своё лицо, и ему нужно было бы совершить обряд сиппуку или, по -простому, - харакири. И так как в Японии всегда было не так уж много самураев, были придуманы ниндзя. А-то не напасёшься самураев на все случаи жизни, после которых надо кончать жизнь харакири или сиппуку.

     Интересно, а можно сказать, что ниндзя - это человек без своего лица? Если так сказать можно, то получается, что ниндзя ещё и человек без своих глаз. И, если дело обстоит, в действительности, так, как говорят европейцы, и глаза действительно есть отражение души, то у ниндзя не должно быть своих глаз, чтобы в них не отражалась собственная душа ниндзя.

     Скажите: кто-нибудь из вас смотрел в глаза ниндзя? Вот и я ниндзя в глаза не видел. То есть я никогда не видел глаз ниндзя. Что же получается?

     А получается то, что у ниндзя нет собственных глаз. Если это так, то это вполне логично. Ведь если бы кто-нибудь заметил глаза ниндзя, то это означало бы потерю конкретным ниндзя не своего лица, которого у него быть не должно, а потерю им своей профессиональной квалификации, своего профессионализма!

      Да! Сложный это вопрос, - сохранение своего лица, если даже высокомудрые японцы в нём запутались. По-японски получается, что самураи своих лиц терять не могут, какими бы жуткими ни были  их прежние деяния, а у ниндзя ни своего лица, ни своих глаз быть не должно! Двойной стандарт по-японски выходит!

    И это только с одними глазами на лице мы разобраться попытались. А есть ещё на лице человеческом нос. Который у Николая Васильевича, того что носил фамилию "Гоголь", майор Ковалёв утратил. Точнее, - нос получил независимость от самого майора Ковалёва и от его, майорского, лица!

     Мы тут не будем рассматривать то, что приобрёл нос, получив от майора Ковалёва суверенитет, а попытаемся разобраться со свойствами человеческого носа. С теми свойствами, которые связаны с такими понятиями, как "сохранение человеком своего лица" и "потеря" человеком того же, - своего лица! Действительно, наверное, плохо, - совать, как ниндзя,  свой нос в чужие дела!

     А ещё некоторые люди утверждают, сам от них слышал, что нос растёт, в размерах, всю жизнь человеческую. Сколько человек живёт, столько и растет его нос! Коллоди, кажется, утверждал, что у его Пиноккио нос заметно отрастал каждый раз после того, как Пиноккио соврал, или говоря культурно, - солгал.

     И, если каждый из нас, человеков, в какой-то степени Пиноккио, а некоторые из нас даже  "брешут", как собаки или как сивый мерин, то зачем нам сохранение таких  лиц, на которых по носу видно, какие мы или брехуны, или вруны, или лгуны. Тут уж дело вкуса и культуры, - какое слово выбрать!

     А кроме глаз и носа, на лице человеческом расположен ещё рот, окружённый вертикальными складками или морщинами. Эти морщины, или складки, часто являются отражением того, что рот выдал, за жизнь человеческую,  окружающим людям.

     Многие люди, глядя на себя в настоящее зеркало и пугаясь складок вокруг своего рта, начинают вдруг вспоминать слова, которые вольно или невольно из этого их рта вылетали. И вспоминают "мудрое" выражение, что надо было "фильтровать свой базар"!

    И японцы, которые придумали, что необходимо сохранять своё лицо самураям, а у ниндзя ни своего лица, ни своих глаз нет, есть только чужие, сменные, и глаза, и уши, тоже должны были бы "фильтровать свой "базар"?  Очень сложный вопрос! Не могу на него ответить!

     Могу только сказать, что понятие сохранения своего лица по-разному понимают те, которые готовы изменить-омолодить пластической операцией своё лицо и те, которые никогда, если не случится уродующая их травма, не согласятся на изменение своего лица. Пусть стареет, как стареет, и нечего выпендриваться с омоложением! Глаза-то всё равно не омолодишь. Глаза как отражали то,  прежнее, что многие душой называют, так и будут отражать!

     Вот и получается, что не лицо нужно сохранять, а то, что некоторые люди "душой " называют. Не могу также не заметить, что есть и такие люди, которые не против того, чтобы как-то изменить то своё, что некоторые люди "душой" называют.

     А я, например, не знаю, как человек может изменить то, что некоторые люди "душой" называют, и пока вы не начали меня об этом спрашивать, я свой монолог заканчиваю и удаляюсь. Успехов Вам, дорогие зрительницы и зрители, или в сохранении, или в изменении того, что некоторые люди "душой" называют!..". 

 


Рецензии