Норвежский психолог Арнхильд Лаувенг

В своей книжке "Росло в Бруклине дерево" Бетти Смит описывает детство своей героини, девочки из бедного рабочего района в период перед началом и во время Первой мировой войны. Главная кормилица семьи - мать, работающая прачкой, иногда, в периоды временного протрезвления, что-то приносит в дом и отец, работающий поющим официантом. Экономически семья очень плохо обеспечена, так что не всегда её члены могут поесть досыта. Однако при любых обстоятельствах каждый член семьи, включая главную героиню повести Фрэнсис, всегда имеет право на три чашки горячего кофе в день. Фрэнсис не любит кофе, но ей нравится его запах и нравится погреть руки, сжимая теплую чашку. Каждый день она, как и все остальные, получает свои три чашки кофе и каждый день, нанюхавшись кофейного запаха и прогрев руки о чашку, выливает свою порцию кофе в мойку. Посторонние люди, заходившие в дом, удивлялись при виде такого расточительства, но мать Фрэнсис это нисколько не смущало: все имеют право на свои три чашки кофе, а то, как Фрэнсис ими распорядится, это уже её дело. Так Фрэнсис продолжала выливать свой кофе, наслаждаясь собственным мотовством. Ведь бросаться добром могут только богатые, так что, выливая свой кофе, она чувствовала себя богачкой, которая купается в роскоши, и это было приятным контрастом по сравнению с той бережливостью, которая царила в их доме".

Богатство и достоинство измеряются не одними только деньгами, но также временем, возможностями и альтернативами. Иной раз возможность сказать "нет" не менее важна, чем занятие в лечебной мастерской. Здесь всё зависит от угла зрения, от того, на чём мы сосредоточиваем своё внимание. Предложение, которое дало пациенту возможность испробовать, каково это - от чего-то отказаться, почувствовать себя богатым и расточительным?..

Она могла принудить нас к повиновению, но не к согласию. Ибо нелогичные или просто глупые правила не вызывают к себе уважения. Они вызывают чувство униженности, бессилия и презрение. Хорошие же правила дают ощущение надёжности...

 Решение масштабных вопросов дело, конечно же, важное, но принимать решения по мелким поводам приходится гораздо чаще и обсуждаются они, как правило, гораздо меньше. Я считаю, что это глупо. Ибо от решения мелких вопросов зависит, как сложится человеческая жизнь...

"Хорошие родители позволяют ребенку решать, какого цвета пижаму он наденет и какую книжку ему прочтут на ночь, но не позволяют решать, ложиться ему или нет. Для того, чтобы научиться отвечать за себя, нужно чтобы тебе передали ответственность, но она не должна быть чрезмерно большой, а такой, какую ты способен вынести. Речь идёт о том, чтобы предоставить человеку пространство для роста".

Уровень ответственности должен быть достаточно высоким, чтобы поддерживать у человека интерес, но не настолько высоким, чтобы это стало смертельно опасно. Речь идёт о задачах выполнимых и позволяющих пережить чувство удовлетворения от того, что ты с чем-то справился. Речь идёт о счастье, которое испытываешь, когда что-то удалось, и спокойного чувства, что ошибка - вещь допустимая. Речь идёт также о том, что есть другие люди, которым интересно знать, что ты делаешь. Общий фокус внимания и общий интерес - это центральные понятия психологии детства. Ребенку нужны такие родители, которые способны регулировать своё поведение в зависимости от того, чем занят ребенок. Они дают ребенку проявить инициативу, внимательно смотрят, когда ребёнок им что-то показывает, предлагают ему новые занятия, не оказывая при этом нажима и подстраиваясь под то, чего хочет сам ребенок. Мама разговаривает и разделяет интерес ребенка.

Человеку нужно пространство для развития личности, мы должны дарить тепло и заботу и дружелюбное отношение, а процессы должны контролироваться, чтобы они не наносили людям вреда. Если контроля чересчур много, а свободы и пространства мало, реализуются не все возможности, и многие шансы оказываются упущенными. Если свободы чересчур много, то при слабом контроле можно всё погубить, а в худшем случае дело может кончится бедой. Если же нет пространства для развития человека в содружестве с другими людьми, получается одно безобразие и пачкотня, а если тебе крупно не повезет, то возможно и опасное безобразие...

Существует столько исследований, которые говорят нам о том, как вредно для человека, чтобы им кто-то управлял, и как опасны для здоровья чувство бессилия и пассивизация. Опыты над животными показывают, как важно ощущение собственного контроля над ситуацией.

 Рабочие, сталкивающиеся на работе с высокими требованиями, но в то же время обладающие малой степенью личной свободы и постоянно чувствующие над собой контроль, имеют в два с половиной раза больше шансов умереть от сердечно-сосудистых заболеваний, чем работник, обладающий большой степенью контроля над ситуацией. Опасность представляют не стрессы или сами требования, но недостаток контроля и невозможность самостоятельно управлять событиями повседневной жизни.

Многие потребители настолько привыкли, чтобы ими кто-то руководил, что с ними трудно реализовать настоящее сотрудничество. Когда неуверенных в себе людей с низким уровнем самооценки спрашивают, чего им хочется, некоторые просто из страха не смеют для себя ничего попросить или не верят, что кто-то хочет сделать для них что-нибудь хорошее. Другие так привыкли к тому, что их слова никто никогда не принимает всерьез, что они давно бросили такие попытки и на всё дают стандартный ответ: "Я не знаю", "Мне всё равно!"
У некоторых жизнь всегда проходила в таких узких рамках, в таких удручающих условиях, что они даже не представляют себе, о чем могли бы попросить и какие вообще существуют возможности. Мы часто становимся тем, что мы пережили, и если тебе никто не показывал, как это делается, ты не сумеешь сотрудничать. Этому нужно учить или как-то компенсировать недостаток. На эту проблему нельзя закрывать глаза...

Я считала себя настолько плохой, что вообще не заслуживала ничего хорошего, даже, чтобы мне давали пищу.

В ответ она предложила мне, как мы можем договориться. Мне будут давать плохую и плохо приготовленную еду, противные и подгорелые куски, которые, однако, удовлетворят мою потребность в питании. Это был экстримальный вариант сотрудничества с потребителем. Она серьезно отнеслась к тому чувству презрения, которое я испытывала к самой себе, и, вступив в сотрудничество с этим чувством, предложила компромиссное решение, которое удовлетворяло бы мою потребность в самобичевании и стремление работников отделения не дать мне умереть с голоду...

Крысы, не имеющие возможности повлиять на свою ситуацию, заболевают.

На практике самыми важными и самыми сложными являются не великие жизненно важные решения. Сложность представляет всё остальное. То, над чем мы не задумываемся, те автоматические действия, которых мы даже не замечаем.

Ответственность и возможность влиять на что-то всегда неразрывно связаны друг с другом, и чем больше степень влияния, тем больше и ответственность.

Терапия - это тяжёлая работа, и порой оказывается, что человек в данный момент не готов выполнять такую работу. Большинство людей когда-нибудь в своей жизни принимались за такие проекты, на осуществление которых у них не было ни времени, ни желания, ни мотивации или подходящего повода. Бывает, нам приходит желание привести себя в порядок, чтобы быть в форме, повысить своё образование, похудеть, избавиться от страхов или что-нибудь ещё подобное. Эта цель для нас желанна, но на пути к ней мы обнаруживаем, что для этого надо приложить больше труда, чем мы в данный момент готовы на это потратить. Возможно, мы потом предпримем новую попытку, возможно, выберем в следующий раз какой-то другой вариант... Ибо ничто ценное не даётся даром, и зачастую цена, выраженная в затрате усилий и труда, оказывается для нас слишком высокой, чтобы мы согласились её заплатить. Сложность лечения состоит в том, что если люди оказываются неспособны осуществить начатое, это может повлечь за собой серьезные последствия. Пациенты имеют право делать выбор по своему желанию, и надо уважать их право. Некоторые вещи могут быть очень болезненными: например, работа над тем, чтобы освободиться от злоупотребления алкоголем, трудно заставить себя регулярно ходить на занятия, если ты вообще людям не доверяешь, приучать себя к тому, чтобы находиться в местах, где присутствует много людей, когда тебя терзают приступы страха...
Всю главную работу должен выполнять сам человек, когда он почувствует, что готов пройти этот путь.

 Делать глупости не запрещается. Мы все их делаем. А иногда это бывает даже полезно. На своих глупостях мы чему-то учимся, а иногда то, что казалось глупостью, на самом деле оказывается самым правильным... Не всегда бывает так просто понять, что по прошествии времени окажется правильным...

***

 Лгать некрасиво, но не всегда обязательно договаривать всё до конца. Иногда бывает очень важно дать людям возможность выйти из той или иной ситуации, не теряя при этом своего достоинства.

Для того, чтобы испугаться, не обязательно самой стать объектом насилия, а публичные порицания, критические замечания и унижения со стороны вышестоящих лиц, обладающих большой властью, тоже являются проявлением насилия. Это не оставляет внешних следов, но накладывает глубокий отпечаток...

Она отнеслась к моим словам с полной серьёзностью, однако не пошла у меня на поводу, и, что самое важное, не оставила меня в этой ситуации одну, а была рядом со мной. Она не смотрела на меня из-за соседнего стола, бросая оттуда свои замечания и комментарии, и не бросила одну, чтобы я сама, как сумею, справлялась со скверной ситуацией. Она могла бы поступить, как все остальные: сказать, что все так скверно, потому что со мной невозможно иметь дело. В отличие от всех, она не побоялась оказаться в роли наивной дурочки, но благодаря тому, что она немного принизила себя и сделала вид, что поверила мне, я получила шанс немного подняться в собственных глазах...

Она никогда не пыталась меня разоблачить, не старалась блеснуть своей проницательностью, познаниями и профессиональным умением. Она просто провожала меня до поезда, тогда как все остальные представители персонала говорили, что я придуриваюсь, что провожать меня не зачем и все, что я говорю, я придумываю для того, чтобы меня возили на машине. А она нашла третий выход.

Мне не очень хотелось в этом разбираться, но я понимала, что это необходимо. Я начала прислушиваться к себе, стараясь понять, как я себя чувствую, перестала прятаться от своих настроений, а, напротив, начала в них вникать, знакомиться с ними и разбираться, что тут к чему. Я начала относиться к своим чувствам просто как к чувствам, а не как к признакам болезни. Для человека, который долгое время сильно болел, естественно обращать повышенное внимание на признаки надвигающегося рецидива. Нет ничего странного, что мы становимся мнительными, после того, как жизнь на деле показала нам, что на свете есть много такого, чего можно бояться...

В моем случае ухудшение состояния было связано не с повышением температуры или другими соматическими симптомами, а с изменением эмоциональных ощущений и мыслей. Но это не болезнь давала о себе знать. Ко мне постепенно возвращалась жизнь. Ощущение себя живым человеком во многом связано со способностью испытывать различные чувства, как хорошие, так и неприятные. Одновременно у человека должно быть выработано представление о том, что они означают, и способность контролировать эти чувства так, чтобы не дать им играть главенствующую роль, целиком и полностью подчиняя себе его жизнь. Когда я была больна, мои чувства были недоступны пониманию, они были бессловесными и хаотическими. Я не объясняла, что зашла в такой тупик, что мне впору биться головой об стенку, а действительно билась лбом об стенку...

Для дрессировки чувств мне было необходимо заменить и дополнить образы и конкретные действия словами, научиться видеть взаимосвязь между внешними событиями и моими чувствами. Для меня было важно научиться распознавать свои чувства и пользоваться ими, вместо того, чтобы, как раньше , с ними бороться...

Всё оказывается очень просто, когда ты узнал, что к чему, но пока ты ничего не знаешь, всё выглядит очень сложно...

Я знала, что больница для меня пройденный этап. На нынешнем этапе мне нужны были не надёжность и безопасность, а новые вызовы. Я выяснила, о чем я тоскую, но мне было понятно, что безопасность , которая была мне так необходима прежде, теперь для меня вредна и может стать помехой на моем пути.

В моей специальности, психологии, мне особенно нравится одна черта - а именно то, что в этой науке так мало окончательных ответов...

Одним из самых важных моментов является необходимость рассматривать каждую ситуацию в совокупности всех её сложностей. Что-то может быть правильно, но и противоположное тоже может быть правильным при других обстоятельствах. Каждый отдельный человек и каждая отдельная ситуация представляют собой совершенно уникальную картину. Это и есть самое интересное.

 "Если сделать что-то не вовремя, то это не приведёт ни к чему хорошему"

"Боже, дай мне мужества изменить то, что можно изменить. Дай силы выдержать то, чего нельзя изменить. И мудрости, чтобы отличить одно от другого".

Иногда самое правильное - это смириться с ситуацией, в других случаях правильно будет бороться. Главное научиться видеть разницу, быть достаточно мудрым и достаточно мужественным, чтобы заглянуть вглубь себя и понять, что тебе на самом деле нужно в данный момент.

В "Бесконечной истории" писателя Михаеля Энде, немецкий автор детских книг, герой попадает в сказочную страну Фантазиа.
Там он получает амулет с надписью: "Делай, что ты хочешь".
Бастиан понял этот совет неверно, как совет делать то, что тебе нравится, вздумается. Его поступки импульсивны и беспорядочны.
И он не замечает, что каждое исполненное желание что-то отнимает у него самого: какое-нибудь воспоминание, твердое знание того, кто он такой, откуда пришёл и к чему идёт. В конце концов он уже не хочет возвращаться в действительный мир, но желает стать властителем Фантазии.

Бывшие императоры Фантазии в диагностике называются психозами.
Причинами, по которым можно попасть в нереальный мир психоза, бывают разными, но результат одинаков.
Чувства, мысли и мечты начинают заправлять всем, не получив предварительной дрессировки, действуя без системы, без ограничений, без слов, которыми можно ввести планы и импульсы в определенные рамки.
Человек перестает владеть собой и реальностью, становится императором фантазии и безумия, и всё погружается в бессмысленный хаос...

Опасность таится не в том, что мрачно, злобно и полно жизни.
Настоящая опасность заключена в обыденном, мелком и будничном.
И главная его опасность состоит в том, что на вид оно кажется настолько неопасным, что мы забываем с ним бороться.

Не было ничего захватывающего или мрачного, было просто трудно и утомительно. Трудности состояли в том, чтобы каждое утро вставать, делать всё необходимое, и снова возвращаться домой в пустую квартиру. Чтобы в одиночестве есть, в одиночестве убираться, укладываться в скудные средства и жить, не имея друзей, которым можно было бы позвонить, чтобы поделиться своими радостями и горестями. Трудностями были ненавистные походы в парикмахерскую...

Доктора говорили, что важно выстроить сеть социальных связей, но почти ничего о том, как я могу это сделать. И всё же я старалась.

 Очень легко сказать, что " общество должно брать на себя ответственность за людей с психическими заболеваниями", и при этом очень легко забывается, что общество - это мы...

В прежние времена большинство людей единодушно придерживались мнения, что наша Земля - плоская. И хотя это было неправильно, все, однако, придерживались нормы, предписывающей не заплывать на край земли. Однако в обществе всегда находится кто-то, кто поступает по своему разумению.
Колумб совершил кругосветное путешествие, а пациенты, страдающие теми или иными страхами, боятся выходить из дома, несмотря на отсутствие опасности.
Нарушение установленного в обществе порядка может быть истолковано либо как нормальная реакция на экстремальные жизненные обстоятельства, либо как болезнь, свойственная самому нарушителю...

Это не так уж и трудно - действовать в соответствии с тем или иным объяснением, главная трудность в том, чтобы разглядеть разницу...

Все негативные черты человека не могут быть следствием болезни, и можно встретить много людей, чье поведение, несмотря на отсутствие диагноза бывает очень неприятным, однако они благополучно работают. Легко принять и интегрировать вежливых, умных и трудолюбивых людей, которые так хорошо социализированы, что никому не надоедают своими текущими или прежними неприятностями. Но глянцевые картинки редко бывают правдивы.

Уважение возможно только тогда, когда мы терпимо относимся к человеку, как к личности в целом. Когда окружающие обращают внимание на ситуацию в целом, а не только на болезнь, и когда мы, отмеченные нашими ярлыками, перестанем трястись , как бы о нас чего не подумали окружающие, а позволим себе быть людьми.
Тогда мы чего-то достигнем.
Дело не в том, чтобы тебя "приняли" другие.
Дело в том, чтобы принять самого себя и понять, что жизнь изменилась...

Я могу себе позволить раздражаться на какие то мелочи.
Возможно, для меня это не мелочи жизни...

"Постоянно жить в состоянии войны очень тяжело. На войне нет места радости".

"Меня обуревало такое чувство счастья, что трудно вынести его, не разделив с кем-нибудь ещё. Это была настоящая, спонтанная и неподдельная радость "

"Как удержать радость, если единственное, что ты умеешь, - это сражаться с волками?"

Неограненный алмаз не перестает быть алмазом и тогда, когда его огранят.
Алмаз остаётся алмазом, независимо от того, лежит ли камень в земле или вставлен в кольцо. Меняется внешний вид и сфера его употребления, но структура сохраняется прежней. Хороший огранщик точно знает, как нужно огранить тот или иной алмаз, чтобы убрать его недостатки и добиться самого красивого вида.
Если убрать слишком мало, блеск его потускнеет из-за пороков и повреждений, убрать слишком много - значит без нужды уменьшить его ценность.
Нужно знать, что в себе надо убрать, а что оставить и сохранить.

Я боялась показать, что я обиделась, чтобы люди не подумали, что я слишком обидчива.
Я боялась показать, что меня что-то растрогало, чтобы люди не решили, что у меня нестабильная психика.
К счастью, это со временем прошло.
На самом деле в том, что ты живой и чувствующий человек, нет ничего плохого.

Наш мир - захватывающее, интересное место, и было бы глупо, живя в нём, ничем не увлекаться.

"Противоположность любви не ненависть, а равнодушие". Эли Визель

Собачка не озабочена тем, чтобы сохранять своё достоинство.
Никак не скажешь, что она ведёт себя уравновешенно и рассудительно.
Зато она радуется.

Никаких рефлексий по поводу того, какие последствия для неё будет иметь признание своей вины. Никаких оправданий, объяснений, отговорок.
Только одно сплошное огорчение.
Она живёт в этом мире. Она отзывается на его прикосновения. Реагирует на мир. Безоглядно, честно и правдиво.
Она не много чего умеет, ведь она всего лишь собачка.
В ней всё, как есть. Нет ничего лишнего. А больше ничего и нельзя требовать...

 В детях есть нечто особенное, потому что дети - это наше будущее. Дети важны тем, что они есть, но и тем, что в них заложены возможности, будущее развитие и надежда. Все, что мы даём нашим детям - хорошее или дурное, повлияет на то, что мы получим завтра. И если мы обращаемся с детьми заботливо, то делаем так из уважения к тому, что они есть, и из уважения к будущему.

Люди описывали, как важно для них было сознание того, что они оказались избранными, что их признали достойными. Такое отношение, по их словам, способствовало их выздоровлению...

Для меня тоже было важно, что кто-то в меня верит. Они вели себя со мной так, словно видели какую-то надежду, словно меня ценили. И это придавало мне надежду и показывало, что у меня есть будущее, подтверждало, что меня можно ценить. Я знаю, как легко могло случиться, что все пошло бы иначе, как легко было сделать так, чтобы результат оказался совершенно другим. Я знаю, как велика вероятность того, что возможности были бы упущены или вообще не появились бы в моей жизни. В этом случае сейчас моя жизнь сложилась бы совершенно иначе. Но я и тогда оставалась бы собой. И я настаиваю на том, что моя человеческая ценность была бы такой же , как и сейчас, не больше и не меньше. Наша ценность заключается не в том, что мы что-то делаем и из нас что-то получится. Мы ценны тем, что мы есть. Для того, чтобы много дать окружающим, не обязательно быть совершенно здоровым человеком, иногда достаточно того, чтобы у нас была возможность дать что-то...

Для того, чтобы добыть грамм золота, иногда нужно промывать огромное количество песка, но это имеет смысл...

 Часто я стараюсь думать о людях самое лучшее. Я знаю, что в этом есть риск.
Но это единственная возможность получить в ответ добро за добро.
Я знаю, что это делает меня беззащитной против предательства. Но важно не то, чтобы тебя никогда не предавали. Важно, что ты любила.

Жизнь моя течет не так бурно, как раньше. Течение её успокоилось.
Мне живётся спокойнее, возможно скучнее, но зато удобнее.
Иногда мне приходится плакать, но это случается не часто, и вскрикиваю я редко. Порой мне случается взгрустнуть. Я по прежнему чувствую иногда комок в горле.
Мне по прежнему бывает иногда тоскливо, горько или скучно.
Не то важно, чтобы никогда не плакать. Важно не разучиться смеяться.
И я постоянно смеюсь. Каждый божий день...

Книжки нужно читать, от музыки и фильмов устаешь, рукоделие требует повышенного внимания. А цветы не требуют ничего! Можно разглядывать бутоны, любоваться красками, некоторые можно понюхать. Занятия неторопливые, скучноватые, но спокойные. Без неожиданностей. А это иногда самое главное. Временами я не способна на большее...

 Мы чувствуем себя лучше, когда нам живётся хорошо.
Люди, которые подвергаются насилию, насмешкам, унижениям или ведут не нищенскую, беспросветную жизнь, испытывают от этого страдания.
Радость же, открывающиеся перед нами возможности, социальное общение и осмысленная деятельность, действуют на нас благотворно.
Разумеется, собственное отношение к происходящему имеет до нас решающее значение, однако играет роль и то, в каких условиях мы живём.

 Одна из главных особенностей культуры состоит в том, что этими вещами мы занимаемся потому, что в них нет "необходимости", потому что они сами по себе приносят нам радость, а не потому что мы хотим с их помощью добиться какой то цели. Мы нюхаем букет просто потому, что нам так хочется, а не ради какой то пользы и здоровья. Если цель становится для нас важнее, чем радость, которую доставляет игра, то в этом случае, мы , как правило, уже не получаем от этого удовольствия.


Арнхильд Лаувенг "Бесполезен как роза "


Рецензии