Третий выход

"Если сделать что-то не вовремя, то это не приведёт ни к чему хорошему"

"Противоположность любви не ненависть, а равнодушие".

Эли Визель

"Очень легко сказать, что " общество должно брать на себя ответственность за людей с психическими заболеваниями", и при этом очень легко забывается, что общество - это мы".

Арнхильд Лаувенг, норвежский психолог

***

Мы видим только два выхода, потому что привыкли делить мир на чёрное и белое, как дети. Есть множество выходов, которых мы не видим или которые нам не нравятся. Если муж бросит пить, но перестанет зарабатывать деньги, устроит ли это вас? Если на работе у него постоянный стресс, а он чуткий и интеллигентный человек, поэтому не умеет выстраивать отношения с хамами, а с ними иначе невозможно. Если у него панические атаки от поездок в метро. И ещё множество психологических факторов , из-за которых он не может работать на такой вредной работе. Поверите ли вы, что он не тунеядец и не просто отмазывается ? Возможно, у него социофобия развилась от такого количества хамов и манипуляторов. И если вы сами сталкивались с тем, что больше не можете находиться в коллективе, среди людей, то вы поймёте, что это не просто каприз, а это опасность для жизни и здоровья. Или вы выберете, чтобы он продолжал уродоваться, но приносил хотя бы какие то копейки. Пусть бухает и делает, что хочет, но чтобы зарабатывал деньги. Или вы просто найдете другого человека, потому что эта лошадка уже не рабочая и не станок для печатания денег. Выходов много, но нам они не нравятся. А на двух стульях не усидишь, поэтому всегда приходится решать и выбирать.

***

 Возможно, что не было никакого у меня психоза, а была просто экстремальная жизненная ситуация, в которой мне нужно было понимание и поддержка. Но мне близоруко поставили диагноз близкие люди, а не проявили должного внимания к моей персоне, потому что не привыкли обращать внимание на мои чувства и мои трудности. Это было самым обидным. И после этого психоз начал развиваться. Я почувствовала, что близкие меня не любят, равнодушны ко мне, хотя я относилась к ним всегда со всей теплотой и участием, на которые только была способна, даже когда они этого совсем не заслуживали. Я закрывала глаза на их недостатки, на их глупые шутки в мой адрес и обидные насмешки. Но терпение человеческое не безгранично. И когда ты понимаешь, что к тебе относятся без должного уважения, то это очень неприятно. В сущности, они не сделали для меня и половины того, что я делала для них. Но я не считалась, а ждала. Люди не меняются. И когда они привыкли видеть в тебе того, кто всегда только готов отдавать свои силы и ресурсы, то в тот момент, когда ресурс нужен будет тебе, у них не окажется возможности оказать тебе необходимую поддержку. Некоторые люди умеют брать, но не умеют ничего давать взамен. А другие не умеют принимать. Я учусь принимать без угрызений совести, что я не достойна хорошего к себе отношения, что только я всем должна, а мне никто не должен. В этом деле не должно быть перегибов. И я тоже являюсь человеком, о котором нужно заботиться и любить. Не только другие люди достойны хорошего к себе отношения, но и я имею право требовать от других такого же чуткого к себе отношения. Нужно учиться ставить людей на место. Каждый сверчок знай свой шесток!

Проявление агрессии у здорового человека - это способ отстоять своё достоинство и свои границы. И не надо истолковывать агрессию, как начало психического заболевания, потому что это вы всё переиначиваете в своей голове так, как вам хочется. Если я пишу , что я взбешена, то это не значит, что в меня вселился бес и мне надо вызывать экзорциста. Есть много вещей, которые меня бесят и раздражают. Вы совершаете часто поступки и говорите какие то неосторожные слова, которые меня задевают и обижают. Может, прежде чем ставить человеку необоснованный диагноз, лучше поговорить с ним с любовью и выяснить, что с ним происходит? А не наваливаться на него с критикой его поведения, как будто его агрессия настолько вас пугает. Не настолько вы пугливы, чтобы не выдержать агрессию беззащитного ребенка, которому надоело, что об него вытирают ноги. Не надо притворяться такими уж нежными, когда все знают, что это не так. Если вы не способны любить, то скажите правду, а не обвиняйте человека в недозволенном поведении. Если спокойный и добрый человек выходит из себя, то значит, у него для этого есть причина. Выясните эту причину, если человек вам дорог и не безразличен. А вы печетесь только о своём душевном спокойствии и комфорте. Вот мне было действительно страшно, когда пьяный мужчина набрасывался на меня, а я была совершенно одна и некому было меня защитить. Со мной был несовершеннолетний ребенок, за которого я тоже переживала. А вы сделали вид, что испугались моей агрессии. Да и не было никакой агрессии. Я просто немного разозлилась и сказала грубость. Можно было просто выяснить, что происходит в моей жизни. А если вы знали, что со мной происходит, то не надо было меня провоцировать на агрессию. В общем, сегодня никто не может мне запретить орать и злобствовать в своё удовольствие, если я этого хочу. Больше всего я не люблю лицемерие, а искренние чувства мне нравятся. И мне нравятся люди, которые проявляют все свои чувства и которые ведут себя со мной честно. И если не выносят меня, то уходят, а не заставляют меня под них подстраиваться. Больше я этого делать не буду и терпеть ничего не буду. Если меня не ценят, то будьте любезны оставить меня в покое. Следите за своими словами и поступками, дрессируйте свои чувства, работайте над собой, а не надо мной.

***

"Все негативные черты человека не могут быть следствием болезни, и можно встретить много людей, чье поведение, несмотря на отсутствие диагноза бывает очень неприятным, однако они благополучно работают. Легко принять и интегрировать вежливых, умных и трудолюбивых людей, которые так хорошо социализированы, что никому не надоедают своими текущими или прежними неприятностями.
Но глянцевые картинки редко бывают правдивы.

Уважение возможно только тогда, когда мы терпимо относимся к человеку, как к личности в целом. Когда окружающие обращают внимание на ситуацию в целом, а не только на болезнь, и когда мы, отмеченные нашими ярлыками, перестанем трястись , как бы о нас чего не подумали окружающие, а позволим себе быть людьми.
Тогда мы чего-то достигнем.

Дело не в том, чтобы тебя "приняли" другие. Дело в том, чтобы принять самого себя и понять, что жизнь изменилась.

Арнхильд Лаувенг

***

Я могу себе позволить раздражаться на какие то мелочи.
Возможно, для меня это не мелочи жизни.

"Меня обуревало такое чувство счастья, что трудно вынести его, не разделив с кем-нибудь ещё. Это была настоящая, спонтанная и неподдельная радость "

Я влюбилась или решила, что влюбилась.
В нашей семье нет моральных принципов, и только я не имею права влюбиться.
Это меня тоже взбесило.

Я летала на крыльях любви и писала стихи, а они хотели отправить меня в дурку. Это показалось мне странным.
Но более всего мне было странно то, что им невыносимо было видеть меня счастливой. Вот что я заметила. И мне это не показалось.

"Как удержать радость, если единственное, что ты умеешь, - это сражаться с волками?"

Когда я снова влюблюсь, я просто никому ничего не скажу и буду поступать так, как считаю нужным.

Я так решила и так сделала, несмотря на все запреты.
И почувствовала себя человеком. Словно с меня свалились оковы.
Это была лучшая терапия в моей жизни.
Надо только взять на себя ответственность за то, что когда роман закончится, ты не будешь бросаться под поезд.
Не настолько я неуравновешенная, чтобы понять, что влюбленность всегда проходит, и дальнейшее развитие отношений не всегда происходит.

Есть у тебя штамп в паспорте или его нет - это не имеет никакого значения.
Есть только выбор двух человек.
И если тебя не выбирают, то нужно взять на себя ответственность за свои негативные чувства и пережить их, не напрягая других людей.

Если не готов к этому, то не суйся.
А я была готова к вызову.

***

"Я боялась показать, что я обиделась, чтобы люди не подумали, что я слишком обидчива.
Я боялась показать, что меня что-то растрогало, чтобы люди не решили, что у меня нестабильная психика.
К счастью, это со временем прошло.
На самом деле в том, что ты живой и чувствующий человек, нет ничего плохого.
Наш мир - захватывающее, интересное место, и было бы глупо, живя в нём, ничем не увлекаться".

"Важно не то, чтобы тебя никогда не предавали. Важно, что ты любила." 

Арнхильд Лаувенг
 


Рецензии