Как освободиться от себя

Юсуф Эминов пожалуй был самым известным учителем бальных танцев в городе, где я родился и вырос, в Нальчике. Масштаб его культурного гения трудно теперь представить тем молодым поколениям, кто не застал город Нальчик заклеенным афишами:
-"Выступает ансамбль современного бального танца Юсуфа Эминова "Ритм",
- "Школа бального танца Юсуфа Эминова набирает желающих учится современным танцам"...

Никто не узнаёт в этом уже пожилом человеке, с благородными чертами лица, гуляющим в парке, знаменитого Юсуфа Эминова. Но фамилию помнят очень много людей.

Магомед Чауш Эмин Оглы - отец Юсуфа Эминова, согласно списку табеля о рангах в Османской империи был придворный воин,, вооружённый буздаваном (булавой), по другой версии полицейским офицером (Чауш). Родился в 1885 в турецком городе Сивас. Это город в Центральной Турции, расположенный в северо-восточной части Анатолии. Магомед Эмин был военный. Попал в плен к русским в ходе боевых действий на Дарданеллах в 1914. Русское военное командование всех пленных мусульман отправили в Батал-Пашинск, теперь город Черкесск в Карачаево-Черкессии. Он поселился в Кызыл-Тогай, где жили родственные ногайцы и карачаевцы. В Карачае ему дали фамилию Эминов.

Тем же временем мама Юсуфа Эминова Салихат жила в турецком городе Хенисшахар (тур. Eskisehir, что значит старый город). Она осталась сиротой и когда пришли русские солдаты они собрали всех сирот и отправили в Батал-Пашинск. Там детей разобрали местные. Турецких детей забрали ногайцы и карачаевцы. Маму Юсуфа взяли ногайцы в селение Икон Халк, в Карачае. Позже, когда мама стала взрослой девушкой отец узнал, что в соседнем селе растёт турчанка и он пошёл полюбопытствовать. Познакомился и поженился примерно в 1925 году. Родители они шестерых детей.

Юсуф Заслуженный работник культуры России и Кабардино-Балкарии,  автор сотен композиций, которые с удовольствием танцуют и дети, и их родители.

А знаете почему я всё это написал? Для того, чтобы рассказать вам друзья о том, какой потрясающий урок мудрости преподал мне этот тихий, скромный Юсуф Эминов. Я спросил его, какие вы звания имеете и сколько у вас скопилось за эти годы наград?

Юсуф помолчал и как-то тихо сказал: "У меня было примерно 500 разных наград и титулов. Это всё меня очень тяготило в последнее время. Я собрал их в один день, вынес во двор и сжёг. Они горели, а я плакал. Потом пришло облегчения. На душе стало ясно и легко. Я свободен!"

Я много встречал умных людей, но никогда свободных. Юсуф первый Свободный. Все эти звания, титулы, грамоты сильно запутывают и делают человека рабом собственного тщеславия. Надо уметь освободиться от груза и Юсуф научил меня, как это можно сделать.


Рецензии