Шур-шур

Как я люблю истории, в которых, когда участвуешь, тебе не до смеха, зато потом, по прошествии лет, всё видится со смешной стороны.

Это было очень давно, в Кишиневе советских времен. Здание, где размещался наш ВЦ, было старым и ветхим, но зато - в самом центре, наша группа — на первом этаже, в двух смежных комнатах: в одной сидели мы, проектировщики, три молодых девчонки, и заведующая группой Нина Михайловна, вторую комнату, без окон, приспособили под техническую библиотеку; она вечно была закрыта на ключ, открывали ее только в случае необходимости. Я была глубоко беременна, до декрета оставалось всего ничего — неделя или чуть больше. Моё место было возле окна, это было очень удобно - и свежий воздух, и огромный подоконник, на который я скидывала горы бумаг, по большей части распечаток с ЭВМ.

И вот однажды порывом ветра часть бумаг сдуло с подоконника мне под стол. Лезть под стол и доставать бумаги мне было не с руки — мешал живот, да и не к спеху было. Но через какое-то время меня стал беспокоить шорох, доносившийся из-под стола. "Ветер, наверное", - подумала я и закрыла окно. Но шорох не прекращался, причем это был какой-то странный шорох, очень равномерный: шур-шур, шур-шур, шур-шур... Я заглянула под стол. На распечатках сидела здоровенная крыса с длинным голым розовым хвостом, которым она водила из стороны в сторону, задевая при этом бумажный рулон. Так вот откуда было это шур-шур! Мы с крысой посмотрели в глаза друг другу. На какой-то миг я оцепенела, крыса, я думаю, тоже. Но уже в следующее мгновение меня вынесло из-за стола, я вскарабкалась (несмотря на беременный живот) на какой-то свободный стул ногами, а попой плюхнулась на стол. Я не кричала - у меня пропал голос, я не могла выдавить из себя ни звука, просто тыкала рукой под стол. Девчонки осторожно приблизились к моему столу, заглянули туда, и тут же с воплями вылетели из комнаты. Завгруппой Нина Михайловна медленно отступила к двери. "Спускайся, уходим" - сказала она мне. Я помотала головой. Ощущение было, что у меня не только голос пропал, но и руки-ноги отнялись. "Ладно, сиди, сейчас схожу за подмогой".

Нина Михайловна вышла за дверь. Крыса затаилась, никаких звуков из-под стола больше не раздавалось. Я сидела на столе ни жива, ни мертва. Наконец Нина Михайловна вернулась со шваброй и двумя мальчиками, Мишей Гикой и Борей Надлером из отдела системного матобеспечения. "Не слышно ничего. Может, она уже ушла?", - с надеждой спросил Боря, глядя на меня. Я помотала головой. Они заглянули под стол. Крыса была там. Может, у нее тоже лапы от страха отнялись? Но нет, когда ребята сунулись туда со шваброй, крыса выскочила и, проскочив комнату по диагонали, притаилась в другом углу. Я наконец-то смогла заорать. Нина Михайловна кинулась к двери. "Принесите уборщицын халат!", - вслед ей крикнул Боря. А Мише сказал: "Надо загнать ее в шкаф, иначе нам ее никогда не поймать. Давай освободим нижнюю полку в шкафу". Они открыли одну дверцу у шкафа и освободили две нижних полки — на всякий случай.

В дверь постучали. Это вернулась Нина Михайловна с синим халатом уборщицы, просунула его в дверную щель. Боря взял халат, а Миша стал шваброй тыкать в угол. Крыса металась по комнате, но в шкаф лезть не хотела. Мне казалось, что это продолжается целую вечность, я сидела и тряслась от ужаса - а ну как она додумается прыгнуть на мой стул? Или даже на стол? Я понятия не имела, умеют ли крысы карабкаться по стульям и прыгать. Кажется, нет. А вдруг эта умеет? Может, она какой-нибудь мутант... Я тогда точно рожу, прямо на этом столе.

Но тут наконец охота закончилась: крыса забилась в шкаф. Боря захлопнул дверцу, и оба программиста с облегчением вздохнули. Собравшись с духом, Миша открыл дверцу, и крыса, рванувшаяся на свободу, угодила прямиком в подставленный Борей халат. Гордый Боря утащил ее в туалет и там утопил.

Халат высушили и вернули на место, даже не сказав уборщице, для каких целей его использовали. На следующий день пришли люди из санэпидстанции, обнаружили место, откуда пришла крыса. Оказалось, что она сначала проникла через подвал в библиотеку, там у книг на нижних полках были погрызены корешки, крыса ела клей. Насыпали везде крысиного яду, который, как оказалось, и на людей действует: две мои сотрудницы потом неделю чесались. Книги из библиотеки эвакуировали в пристройку во дворе. На этом история и закончилась. Муж за меня опасался: вдруг кошмары будут меня по ночам мучить или яд крысиный на будущего ребенка подействует. Но обошлось, я спала как сурок и даже не чесалась от яда, который и ребенку не повредил.


Рецензии