Ветер в морду. Карелия-91. Урос-озеро

Состав: 9 чел.
Андрей
Гек
Мироньчики – 2 (Вик и Лёк)
Мироновы-старшие всей семьёй! – 4 (Вовка, Галя, Тая и Сеня)
Орлов
ИТОГО: 6 + 3 = 9




Это – редкая летопись. Потому что – лето-пись!.. Летних походов в летописях у нас крайне мало, ввиду стоячего образа жизни и некоторого однообразия. Это путешествие – исключение.

24 августа, суббота

Проводы на Ленинградском вокзале. Провожают папа и мама, Ольга  и её мама, тётя Таня.
Погода нормальная, дождя нет. Билеты – до Энгозера. 1-й вагон. Это волнует. Всегда волнуюсь, если первый или последний вагон. При аварии по статистике больше всего страдают пассажиры именно этих вагонов. А мы – с детьми. Со всеми почти. И нам непонятны пока переживания родителей – и чего припёрлись? Наташа с капелькой-дочкой, понятно, провожать не смогла. Проводила дома.
Галя недоумевает – как это она здесь оказалась. Вовка уговорил её буквально в последний день и, возможно, на этой почве заполучил радикулит. Поднывает.
;

25 августа, воскресенье

Духота и жара. Галя всё это плохо переносит. Продолжает недоумевать. В связи с этим не поедем до Энгозера, это ещё одна ночь в поезде. Запасной вариант – на Урос-озеро до ст. Сумеречье.
Поезд – «тормоз». Частые остановки. Долгие стоянки. Так что хочется спрыгнуть и окунуться вон в то ближайшее озерцо, до которого рукой подать. Такое озерцо или речка – почти на каждой остановке.
Разговоры о путче. Мы все ещё не очень верим, что наша поездка состоялась…
Традиционная «пуля».
***
В Сумеречье поезд притащился на два часа позже, уже в сумерках, что отразило название станции, но нарушило первоначальный план заночевать на берегу, до которого от станции 800 метров.
Стоянка – 1 минута. Обычное дело, выгрузка моментальная. И как-то всё спокойно, никакой, даже внутренней паники.
На станции резвятся местные ребятишки. И поезд, и мы – для них развлечение.
Местный «вокзал» – пустой двухкомнатный сарайчик, с окном, как в хлеву, но без стёкол. Нет, не хлев. Дощатый пол. Очень даже чисто. По бокам – сено, замечательный правильный сельский запах.
В общем – ночёвка!
Рюкзаки – в угол. На ящик – свечи. Окно занавесили вовкиным полиэтиленом. И вот уже – по-домашнему уютно.
Перекус. Андрей с Геком – с фонариками по дороге к озеру, на разведку.
Вернулись – действительно, метров восемьсот.
Спальники – прямо на дощатый пол. И – спать…

26 августа, понедельник

Сон чуток, но хорош, несмотря на то, что Лёньчик выбегал по делам, Орлов храпел, а проходящие поезда прямо-таки накатывались на нас.
Поэтому в седьмом часу мы уже на ногах.
От станции до озера – хорошая дорога. Её утрамбовывают тяжёлые Камазы. По ней можно дойти прямо до озера – до протоки под дорогой. Но это мы выясним позже. А сейчас сворачиваем раньше, и выходим к безымянному причалу, у чьей-то баньки.
На берегу – лодки. Чуть далее – небольшой посёлок.
С озера «в морду» дует сильный свежий ветер, разгоняя приличную волну. Приходится тепло одеваться, а перекус устраивать, хитро спрятавшись за баньку.
Урос-озеро – очень красивое! Дно – каменистое.
У нас один плот и одна лодка.
Надуваемся и отчаливаем. Весь коллектив – на плоту, Витя – на лодке.
Хочется написать «я», но решил писать в третьем лице. Для разнообразия.
Все по-прежнему озабочены галиным настроением. Всё-таки дебют. Настроение девушки нынче – уже совсем другое. Красоты северные действуют. Даже ночёвка романтическая понравилась. Но в подпрыгивающем на волнах плоту ей опять робко и знобко.
Направляемся к островку вдалеке, который лежит несколько наискось и слева к нашему курсу. Вправо – огромный залив. Влево – рукав озера. До острова сорок минут. Сразу за ним – благодать, штиль. Выгрузились на разведку. Батюшки!.. Брусники-то! Черники!.. Подберёзовики, моховики!.. Может, прямо здесь и встать?.. Но план – добраться до песчаной косы, о которой нам рассказывали наши знакомые туристы, что и навели нас на Урос.
Поэтому отчаливаем и плывём дальше, держась правого берега. Красиво. Озеро сужается до размера широкой реки. Вот осыпь камней «сваливается» с высокого поросшего лесом берега. Поворот направо – и видим вожделенную песчаную косу. А напротив, на противоположном берегу узкого здесь Уроса – просторная поляна с палатками и избушка. Здесь, по рассказам, проживает семья. Что подтверждается наличием нескольких деревянных лодок.
Высаживаемся на косе. Мест для стоянки полно. Но коса – на наветренной стороне. В неё буквально бьётся ветер с вновь расширяющегося озера. Правда, внутри есть зелёная травяная полянка. Очень милая! Там ветра нет совсем, правда, в наличии комарик и даже мошка. Досада, правда, от них небольшая – мы привычные. Здесь и будем жить.
Первая палатка – Андрей, Гек, Витя и Лёньчик. Вторая – семья Мироновых-старших. Третья – индивидуальные покои Орлова. Он изолирован не потому, что сильно храпит. Просто его домочадцы, Ольга и Санька, накануне похода дружно подхватили что-то вроде дизентерии. Так что Ольга по этой причине не пошла с нами… Вот, ожидаем, как проявит себя возможная бацилла Вовчика Орлова. Пусть проявляет себя в отдельной палатке, на всякий случай. Ну, и никто этой изоляции не огорчается. Храп Орлова – это отдельная песня!..
Грибов – уйма! При установке лагеря, просто «ходя с лопатой», набрали кучу подберёзовиков и подосиновиков.
Погода – отличная, хотя накануне сеял дождик, и утро было хмурое. К вечеру солнышко так разошлось, что мы сбрасываем одежду на потеху мошке и комару и подумываем о купании.

27 августа, понедельник – 3 сентября

Свойство стационарных походов. Десять дней – как один день.
Общие впечатления.
Море ягод! Брусника и черника.
Море грибов! В основном, подосиновики и подберёзовики. При этом всё равно по три – по пять белых в день. А дважды даже – два десятка.
А вот с рыбой – неважно. Обычная наша карельская рыбалка. Мелочь около водорослей клюёт без отбоя, как и со дна на мормышку. Иногда – мерный окунь. Пару раз окунь – на блесну и на донку. Один налимчик, что удивительно и приятно. И – ни одной щуки!.. Возможно, причина – в холодном ветре. Предциклонная погода. До 3 сентября было солнечно, и, как на поляне, так и на косе несколько достаёт мошка, причём – двух видов: наша родная степная и мизерная малютка – гнус. Кусается, сволочь!..
Места – красивейшие!
Низменность с косой и песком около пятисот метров, продолжающаяся нашей Грибной Полянкой, сменяется первой террасой. На ней растёт мох и подосиновики, а вот ягод почти нет. Но если начать пробираться с полянки через каменную морену, подобную развалинам крепости, вверх, то выходишь на некое подобие тропы и усыпанные ягодами поляны. Здесь же и грибы-переростки. Ещё выше – холм с лесом. Обернёшься – сквозь деревья проблёскивает наше прекрасное Урос-озеро.
Мужик – хозяин противоположного берега за тридцатку отдал нам в аренду лодку, похожую на ладью. Правда, покататься удалось дня три-четыре, потом у него случилась авария с другой лодкой, и хозяин забрал ладью обратно.
На противоположном «хозяйском» берегу – тоже грибные и брусничные места. А в полукилометре от берега – каменоломня. Там работают «Камазы» и на них, в принципе, можно добраться до станции. Но работают они не всегда. До станции примерно 12 – 13 км ходу пешком по хорошей дороге. Часа два. Поезд по расписанию где-то около 12ти.
В дальнем конце озера – острова и где-то втекает речка. Дно, в основном, каменистое. Но песчаная коса, заканчиваясь, и дальше вправо формирует песчаный берег. Правда, там уже высокие обрывы. Хотя местечко для будущей стоянки там есть. И через пару лет мы там ещё постоим…
И повсюду – черника и брусника!

4 сентября

Погода испортилась. На наш берег обрушился шквальный ветер, сваливший несколько деревьев, но так и не разразившийся дождём. По традиции, когда усиливается ветер, брат Вова переставляет палатку поглубже. Вот и сейчас его семья перебирается в конец поляны за заросли иван-чая, несмотря на то, что завтра старшим Мироньчикам уезжать. А ветер разыгрался не на шутку и на озере – шторм.

5 сентября

Утро. Большая волна на Уросе. Не решаемся отправлять вовкину семью «морем». Разыгрываем запасной вариант: эвакуация с того берега в надежде, что подвезут «Камазы». Орлов с Лёней остаются. А Гек, Андрей и Витя – сопровождающие.
В горловине озера, за островом, волны не так страшны, хотя и тут «барашки». Переправа на плоту. Причаливаем. Плот оставляем на берегу. И идём к «каменоломне». Полтора километра.
Чёрт побери – то ли обед у «Камазов», то ли не работают сегодня!.. Благо, что вышли загодя.
Сеньку – на плечи. Попеременно несём его. Дорога хорошая, набитая. Знать бы, что «Камазы» подведут – надели бы кроссовки… Красивые пейзажи с лесными то ли карьерами, то ли озёрками. Но нам не до них. Приходится торопиться к поезду. Силы тают, особенно у наших прелестных и стойких женщин – Гали и Таи. 12 км в сапогах – это и для мужиков тяжеловато. 
В результате наш марш-бросок едва не увенчивается опозданием на поезд. Открывают здесь двери для посадки только в 1 вагоне. Мы уже почти бежим вдоль рельсов, и уже почти без сил. Поезд надвигается… Витя впереди, за ним, еле дыша – Тая, за ней – Гек. Потом Вова с рюкзаком и Андрей с Сенькой на плечах, и Галя… Витя не видит, что за ним Тая внезапно оступается и падает на рельсы… Все задние видят, но уже ничего не успевают сделать. И только Гека, с огромным рюкзаком на плечах, походя, кажется, даже не наклоняясь, подхватывает Тайку то ли за ворот, то ли за подмышку, легко ставит на ноги, и мы все, в тот миг даже не осознав гудка поезда и ужаса момента, продолжаем движение, и тут же – поезд обгоняет нас и останавливается на станции.
Стоянка – 1 минута. Середина поезда. Мы уже никак не успеваем к 1-му вагону. Повезло, что проводница какая-то решила, наверно, подышать и открыла дверь, не опуская подножку…
- На посадку в 1-й вагон, - ворчит она.
- Откройте! Не видите – мы с детьми и с грузом! – кричит Витя.
Видно, грозен его вид. Проводница освобождает подножку, и едва мы закидываем Мироновых вместе с вещами в тамбур, поезд трогается.
Уфф!..
Обратно налегке. Во всех отношениях… Тридцатилетним 25 км прошагать – что пива выпить!.. Однако здорово устали к концу обратного перехода.
Переправляемся. А там уже – заждавшийся Орлов с Лёньчиком ужин сделали. 

6 – 8 сентября

Мы жили на Урос-озере ещё три дня. Ягоду собирали с самого начала похода и весь срок, рассыпая прямо перед палатками. Ну, и ударными темпами – в эти последние три дня. Витя, Андрей и Орлов – примерно по 20 кг брусники, Гек – около 40. Кормить дочек-то надо!..
Последние два дня уже мочило, но уезжать всё равно не хотелось.


Рецензии