Классика военной песни. Нужна ли она сегодня?

Пантеон | Классика советской военной песни. Нужна ли она сегодня?

/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Руслан Богатырев, 2023.

Не секрет, что проводить сольные концерты (и даже сборные) по классике советской военной песни у нас можно разве что пару раз в году: под 23 февраля или 9 мая. Во всё остальное время народ чаще подчёркнуто безразличен, индифферентен, равнодушен. Вне зависимости от политической ситуации в мире. И в стране. Ну а среднее и молодое поколение, как видно, предпочитает слушать иное.

Решил провести небольшой эксперимент в "Одноклассниках", где представлен куда более широкий срез народных масс, нежели в других соцсетях. Эксперимент не совсем корректный — песни только в моём исполнении и все экранизированы кадрами советской киноклассики (кармен-фильмы). Возраст и социальный состав групп неизвестен.

Забегая вперёд: результаты заставили слегка призадуматься. А так ли уж безразлична наша аудитория...


Были выбраны 9 тематических групп. Одна чисто военной направленности. Две — народной песни. Ещё четыре — нейтральные (душевные песни), остальные — по составу практически чисто женские (природа). В этих группах эффективны по статистике (просмотров и лайков) первые 2-3 дня.

Размещал военные песни из своего альбома «Берёзовый сок» (2022). Выборка: 11 песен (4 по сути эксклюзивные). Размещение неоднородное (не во всех группах вся выборка). Не более одной песни в сутки (с 14 по 25 февраля). Базовая метрика: процент отношения лайков к просмотрам. В данном эксперименте она, скорее, отражает позитивную реакцию аудитории на исполнение конкретных песен внутри самой выборки.

Определим планку "плинтуса" интереса — это менее 1000 просмотров при базовой метрике ниже 0,5%.

Ниже срез по просмотрам/лайкам в выбранных группах. Сумма показывает значения в разных группах (по одной «дроби» на группу). В конце строки даны суммарные показатели.


* Журавли — 3550/97 + 7900/120 + 1480/26 + 3090/30 + 2530/57 + 870/24 + 6280/128 + 1870/31 + 3560/698 = 31130/1211 (3,9%)
* Берёзовый сок — 5150/145 + 10615/154 + 2770/65 +3890/50 + 1730/22 + 1890/15 + 2350/29 + 4440/86 = 32835/566 (1,7%)
* Нас не нужно жалеть — 12610/251 + 4050/71 + 4250/63 + 800/19 + 6720/118 + 3070/51 = 31500/573 (1,8%)

* Иволга — 15890/251 + 1980/31 + 4620/79 = 22490/361 (1,6%)
* Нам нужна одна победа — 8130/116 + 3130/84 + 2830/28 + 1662/12 + 2410/37 + 1600/20 = 19762/297 (1,5%)
* Майский вальс — 2470/83 + 5990/76 + 1460/22 + 2330/20 + 1910/18 + 3630/47 + 1960/21= 19750/287 (1,5%)
* Герои мировой войны — 2800/92 + 4550/47 + 2290/46 + 2940/30 + 1650/15 + 2080/27 + 2190/29 = 18500/286 (1,5%)

* Тишина — 6370/58 + 1720/17 + 2380/28 + 1850/18 = 12320/121 (1,0%)
* Мы будем помнить вечно — 6410/70 + 1840/40 + 2070/28 + 1360/11 = 11680/149 (1,3%)
* Русское поле — 7190/79 + 2780/14 = 9970/93 (0,9%)
* Там, где была война — 4500/28 + 2830/12 = 6880/40 (0,6%)

———————

Алексей Козлов, патриарх отечественного джаза, прозванный «советским Майлзом Дэвисом». Основатель советского джаз-рока, создатель легендарного ансамбля «Арсенал».

« Если говорить о том, какую роль в жизни страны может сыграть песня, то в первую очередь надо вспомнить, как сплотила весь народ суровая песня «Священная война», прозвучавшая в первые дни войны. Мне, шестилетнему мальчику, на всю жизнь врезались в душу музыка и слова: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой силой тёмною, с проклятою ордой!». (Авторы — А.Александров и В.Лебедев-Кумач). А недавно пришла в голову простая мысль о том, как не хватает нам сейчас по-настоящему честных, искренних патриотических песен.<…>

В прошлом году, работая над темой истории советской песни, я постепенно пришёл к выводу, что ничего подобного ни в одной стране не было. При всём уважении к венской оперетте и французскому шансону, к итальянским канцоне, к американским мюзиклам и джазовым балладам, к госпелз и блюзам, советские песни, относящиеся к периоду, начиная с 1920–х и кончая серединой 1960–х, уникальны.<…>

Ближе к 1970–м, в этом жанре постепенно испарилась убеждённость, а вместе с ней и самобытность. Появилось новое явление — «советская эстрада», породившая одну из самых своих низкопробных разновидностей — «попсу». На мой взгляд, одной из причин такого перерождения стало то, что «железный занавес» в области культуры сделался заметно прозрачнее. К нам пришла западная мода и авторы песен стали подстраиваться под соответственно изменившийся спрос. »


Рецензии