У истины простая речь - 1

                У  ИСТИНЫ  ПРОСТАЯ  РЕЧЬ

«Я попросил дерево: расскажи мне о Боге, и оно зацвело».
                Харуки Мураками

                *
Заводятся слова на свете,
Живут на голубой планете,
Шалят, ведут себя, как дети,
Волнуются порой, кричат
И словно давние соседи,
Болтают, шутят и ворчат…
           Юрий Бунин

     Как рождаются слова и как эти слова заплетают нашей жизни  пути-дороги, об этом в каждой книге написано. В слове ни запаха, ни вкуса, ни в руки взять, ни пощупать, а, поди ж ты, какую силу оно имеет над человеком. Весь остальной зелёный мир как-то без слов обходится. Это ж только человеку надо «ни словом сказать, ни пером описать», и порой простое с виду слово таким чудищем обернётся, что, услышав его, жить не захочется… Да, о чём я говорю? Любой и каждый человек на себе его удар ощутил. Но порой услышишь слово и диву даёшься, как это я раньше на него внимания не обращала… Вот, к примеру, звучит приказ: - Сми-ир-рно-о! И бедные солдатики тут же в струнку вытягиваются. А выслушав слова приказа, ещё и ответят: - Слушаюсь! И этим самым словом добиваются от этих людей в военной форме такого послушания, что они выкрикивают заученные слова тут же, мгновенно, не оставляя времени на размышления.
     А ведь слова «смирно» и «смирение» - однокоренные, а по жизни – совсем противоположное значение. Смирно – это приказ, своего рода насилие над человеком, а смирение – это по высокому прозрению, добровольному согласию со своим убеждением человек так поступает… Порою, чтобы достичь смирения души, человеческой жизни мало, чтобы достичь полного соответствия этому слову.


Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, стремиться унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея. О, будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают того же, что и ты.
                Уильям Мойкпис Теккерий

                ***

     При упоминании слова – ВЕСНА, сразу на душе становится тепло и весело, в человеческом понимании – это детство года. Но если вспомнить детство каждого из нас, то, честно говоря, не все наши дни были, да и будут, беззаботными и безоблачными. По-разному бывало. Денёк, другой солнце светит, а потом небо затянет серой кисеёй, ветер холодный, волглый, грязь непролазная. И сколько такая погода продлится – одному Богу ведомо. Вроде и ледоход на речке отбушевал, а по реке мелкие льдины плывут, медленно, не спеша. Ночью снег выпадет, днём пригорки в белых пятнах на фоне прошлогодней жухлой травы. Природа, как будто в полусне. Уже и не зима, но и до тепла ещё далеко. Предзимье и предлетье – самые тягостные времена года. Однако эти дни невозможно вычеркнуть из своей жизни.
     Часы на стене тикают под стук сердца. Но в Верховной канцелярии у каждого человека на специальной полочке стоят песочные часы, у которых в верхней части часов песчинок всё меньше и меньше. Поневоле ищешь, чем душу согреть, только…

                *

ВСКРИК.
     Как удар хлыста. Даже слово «вопль», уже не то. Вопли осознанные, а вскрик – это естественный, внезапно настигнутый страх. Правда, мы иногда вскрикиваем от радости, опять же – неожиданной.
     Когда-то я читала книгу о войне. Там, нашим скалолазам, которые должны были выполнить поставленную задачу командования. Взбираясь на неприступные скалы, в случае падения, им запрещалось даже вскрикнуть, при ранении и острой боли – молчать. Эти мужественные люди даже такую расписку давали – молчать, это чтоб вскриком отчаяния не выдать своих товарищей. …Боялись провалить операцию, от которой зависела жизнь многих людей…
     А на меня всего лишь холодной водой брызни и…

                *

     Завидую тем, у кого ДЕНЬ  РОЖДЕНИЯ летом. Это же какое разнообразие цветов, подаренных букетов… И стол накрытый в тени берёзы. И тосты душевные, один лучше другого. Один тост я запомнила:

Сегодня, в этот светлый день,
Тебе желаю без сомненья,
Чтоб в душе цвела сирень,
Не только в этот день рождения.

     И всё бы было хорошо и даже прекрасно. Люди, конечно же, когда говорили о сирени, непременно озвучивали словосочетание – кисти сирени. Уж лучше бы говорили – грозди, я бы их могла сравнить с виноградом. Конечно же в моём неприятии слова «кисти» виновата я сама. Но, что тут поделаешь, у меня слишком развито воображение, а то, что – слишком, уже не в радость. Я потихоньку морщилась, услышав это прилипчивое слово, а ночью мне приснился сон:
     На праздничном столе стоит высокая ваза, а в ней по локоть отрезанные человеческие рук, с растопыренными, шевелящимися пальцами. Людям казалось, что это кисти сирени,  и только я видела, что это не так. Когда выстроилась человеческая очередь, чтобы понюхать эти кисти, а эти кисти повернулись ладонью вниз и подставлялись, как при целовании, к горлу подкатила тошнота. А когда я попыталась выйти из-за стола и уйти с празднества, эти кисти рук полетели вслед за мной…
     Я проснулась от собственного крика, в холодном поту… Боюсь, что я теперь не скоро смогу преодолеть себя и понюхать гроздья сирени.

                *
     ЦЕНА. Мы это слово повторяем по несколько раз в день. А что оно значит для нас?
     Первое, что приходит на ум – это ценник на магазинной полке. А потом уже сколько стоит квартира, машина, билет на самолёт, шоколадка и многое другое, чем мы пользуемся в наших буднях. Проще говоря – это деньги, количество денег, которые мы платим, чтоб создать для себя комфортную жизнь. А так ли это?
     Я утром вышла на балкон. Самое время выгула домашних питомцев. Мужик, лет за пятьдесят, на поводке ведёт с прогулки домой своего пса. Назвать его «любимцем семьи», у меня как-то язык не повернётся. Но о вкусах не спорят. Может быть это упитанное, (весь в своего хозяина с выпирающим животом), создание природы, низкорослое, криволапое, с жуткой бульдожьей мордой, и есть идеал собачьей красоты…
     Этот, вот, «красавец», несёт в зубах узловатую корягу, которая весит, видимо - не мало. С одной стороны перевешивает и цепляется за некошеную траву на газоне. Собака сердится, рычит, но свою находку не бросает. Вот, подходят они к подъезду. Войти в подъездную дверь ей и думать нечего, да и дома эта коряга, конечно же – не нужна.
     Мужик пытается отнять её у пса. Поднимает корягу, пёс, держась зубами, висит, но не отпускает. Так рычит на своего хозяина, что даже мне, по другую сторону двора слышно. Воевали они долго. Наконец мужик пнул собаку ногой и тот разжал клыкастую пасть. Человек с собакой скрылись за подъездной дверью. А я подумала: «Не-ет, цена вещи не только в цифре с несколькими нулями, а в привязанности к ней…

                *
     Слова одного корня, а значения – прямо противоположные. Например: с высоты и свысока. ВЫСОТА бывает разной, взбираться на какую бы то ни было высоту – нелёгкий труд. К тому же ещё надо решиться на это. Покорители вершин – это своего рода – отважные люди, достойные уважения. Но достойны ли люди высокомерные, с вздорным характером, привыкшие смотреть на других свысока?..
     А вот другой пример:
     «Жизнь, как качели: то дух захватывает, то… тошнит». Тоже речь идёт о высоте, но так по-разному люди справляются с этой задачей. Даже в молодости люди стоят перед выбором. Рисковых людей не так уж и много…

                *


Рецензии