Декабристы

         Декабристы – так, в своё время, называли участников студенческих волнений в Алма-Ате, в декабре 1987 года. Я хорошо помню эти события. Тогда, в очередной раз, приехав в командировку, я как всегда остановился у родителей в Алма-Ате переночевать, чтобы затем отправится в Капчагай, на тамошний фарфоровый завод. С утра, сев на маршрутный автобус, я отправился на городской автовокзал. И когда мы переезжали улицу, тогда ещё носившую название улицы Космонавтов, я увидел необычную картину – перегородив проезжую часть, к перекрёстку направлялась колонна молодых людей. Шеренгами примерно по 15 – 20 человек крепко сцепившись локтями, шли студенты столичных ВУЗов, направляясь, видимо, к центру города. И на что я тогда обратил внимание – там были вперемешку, как казахи, так и русские.
          Толи от сознания всей серьёзности своей акции, толи по какой-то другой причине, у них у всех были бледные лица и напряжённые, широко раскрытые глаза. Прохожие, в удивлении останавливались и наблюдали за этой далеко не ординарной картиной. А за колонной, уже без пассажиров, призывно позванивая, медленно ехал пустой трамвай. Уже по прибытии в Капчагай, я вместе со всеми, узнал, что на новой площади собралась многотысячная толпа студентов, якобы несогласных с назначением, впервые на пост первого секретаря Компартии Казахстана Колбина, представителя не коренной национальности. До того этот важный пост много лет занимал, как сейчас принято говорить, представитель титульной нации -  Динмухамед Ахмедович Кунаев.
            Так вот, я считаю, что это и был первый майдан (слово то, кстати, как раз тюркского происхождения, а не украинского). На подавление, этого не санкционированного выступления, из Москвы прибыл спецрейс со спецназом. Сначала, правда, собравшихся на митинг студентов после долгих уговоров, поливали водой из брансбойтов. И хотя в декабре, в Алма-Ате ещё не выпал снег, но было довольно свежо, эта мера, всё-таки, на людей не подействовала. И вот тогда уже крепкие, натренированные ребята, в спецобмундировании клиньями врезались в толпу и выхватывали из неё парней и девушек, затем запихивали их в автозаки и вывозили всех за город, где и оставляли, предоставляя им вольный вариант, самим добираться до дома. На следующий день один парнишка, наш работник зашёл в лабораторию и такой зашуганный, стал рассказывать, что он был там на площади, потом сбежал и кое как добрался сюда, в Капчагай.
              С этого момента, и ещё дня четыре ни дозвонится ни поехать к родителям я не мог, да и не только я. Но как только связь была восстановлена и выезд стал возможен я приехал в столицу. Иду по улице – там одни казахи, в троллейбусе – то же самое. Все оглядываются, посмеиваются, шушукаются – наверное не местный - говорят. Оказывается, вся эта история по каким-то причинам и кем-то была преподана как национальный конфликт. И следующее воскресение, то есть ровно, когда я и приехал, оно должно было стать «Кровавым» для всех русских.
              Мой отец, к тому времени пенсионер, пристроился подрабатывать на завод кладовщиком, так он рассказывал, что у них на заводе, на это время были созданы группы дружинников, которые выходили на дежурство в город. Одна такая группа, в составе семи человек шла по своему району, как вдруг из-за угла выскочила группа молодчиков – казахов, человек 15-20, все вооружены прутьями из стальной арматуры. Те из дружинников, что по моложе, сразу поняли, что к чему - ноги в руки и ходу. Те же что в возрасте, да ещё курящие, да не сразу сообразившие, против толи обкуренных, толи в алкогольном угаре озверевших вооруженных волчар – безоружные сделать уже ничего не могли. Их просто забили на месте.
              Я задаю себе вопрос - как же он возник этот национальный вопрос? Помню ещё парнишкой я слышал от своих сверстников что среди нас были отморозки которые подкарауливали парней казахов и били их, называя их «зверями». Да и это было.
               Как-то стояли мы с друзьями на улице, вдруг подбегают к нам ребята постарше и казахи, и русские, окружили нас и спрашивают одного из своих – это он? – Это он? – Это он? И по очереди на каждого из нас показывают. Парень казах посмотрел и честно сказал – нет. Видимо ему тогда не посчастливилось, и он встретился с тем отморозком. Вот его друзья и решили сразу разыскать обидчика.      
                Ещё был такой случай. Как-то я возвращался поздно домой со свидания, если кого интересует такая подробность, и проходя мимо общежития женского педагогического института, был остановлен подвыпившим молодым казахом. Дай закурить – и сходу мне в челюсть. Слышу, как сверху, из окна вдруг взвизгнула девушка казашка. От неожиданности я схватился за лицо, правда удар то был слабенький, а он ещё попытался запрыгнуть на меня сзади и повиснуть тюфяком. Сквозь пальцы я оглядываюсь и вижу, что метрах восьми от нас стоит ещё человек десять парней. Только я стряхнул этот тюфяк с себя, как сразу услышал топот бегущих. Но я же молодой – ноги в руки и бегом, от меня шарахаются парни казахи, мирно общающиеся со своими подружками, выглядывающими из окон. Добежав до угла останавливаюсь и оглядываюсь – никого, видимо, я так быстро и отважно убегал, или скорее всего эта компания тоже была в подпитии и им в ломы было за мной гнаться.
              Уже отслужив армию, как-то провожаю свою будущую супругу домой, идём мимо стадиона «Урожай», и уже стоя на перекрёстке, вижу большую группу парней казахов, человек двадцать, со штакетинами в руках, идущих нам наперерез. Мелькает мысль – бежать? – нет, только спровоцируешь погоню, а я ведь не один. Повернуть назад или что ещё хуже остановиться - не вариант. Решил будь что будет, взял крепко за локоть спутницу, и мы пошли… Мы прошли сквозь всю эту свору молодчиков, и когда кто-то из них дёрнул меня за пиджак, перекинутый через плечо, я всё же, сдержался и мы продолжили свой путь. Конечно я очень боялся, что всё окончится очень плохо и боялся прежде всего за подругу, но скорее всего это именно благодаря ей нас не тронули. Видимо какие-то остатки благородства ещё сохранилось в головах этих отчаянных парней. Всё это проходило при прямом попустительстве тогдашнего первого секретаря горкома партии Аскарова. Потом, когда я рассказывал это, уже своей жене, про тот случай, она сказала, что вообще не восприняла всё это как опасность – ну подумаешь мальчишки с палками…
               Так в чём же подоплёка всего этого безобразия? Опять же экскурс в прошлое. Ещё учась в школе, я гулял по осеннему городу и набрёл на фешенебельное здание с золочёными окнами, за высокой кованной оградой. Оказалось, это был дом американо-казахстанской дружбы. Только вот попасть туда, просто по своему желанию, оказалось невозможно. Тогда кто же там дружил с американцами? Ведь попасть туда можно было только по приглашению хозяев. Так, а кого же туда приглашали великодушные хозяева? Да всё тех же представителей студенческой молодёжи, ректоров и профессоров столичных вузов. Только в том ноябре сами профессора и ректоры на площадь не пошли, а пустили туда молодёжь.
               По существу, это был предвестник всех последующих майданов на постсоветском пространстве. Америка после развала Союза практически объявила свой - четвёртый Крестовый поход. Первый, как известно, произошёл в средневековье, второй был коммунистическим, третий фашистским, и вот теперь либеральный. И этот последний по своей сути ничем не отличается от второго – коммунистического, только теперь уже либеральный интернационал поставил своей целью, железной рукой загнать человечество к счастью.


Рецензии