Данте с цитатами и комментариями

Изо: мальчик на речке





Данте



 "Божественная комедия":
Чувак погребён под средневековьем, громыхает там, внутри - нам не понять. Да и никто никогда не понимал - включая и его самого... Вряд ли его и читали много... Он был гигант - но и средневековье было могучим. Прорваться удалось смиренному, небольшому Петрарке, а не этому гиганту... - хотя само появление гиганта, сам произведенный им гром уже были знаком... Веками людишки находились под конём, а не на нем - религиозное средневековье и светская Антика владели ими... - да и до сих пор владеют, только средневековье - в на порядок меньшей степени, а Антика - в на порядок большей... (Хотя мы уже и не помним конкретных вергилиев или зевсов - своих звезд и героев хватает)

П.С.2:
С Шекспиром его, как ни странно, удобно сравнивать: тоже старается держать звучность слога на пределе. Но интересуют его не столько конкретные интриги королевского двора, сколько материи предельно отвлеченные - а значит, есть где разгуляться и пафосу. Целые джунгли из пафосных фраз! Причем, все они темные, бог весть что означают - но звучат предельно громко. Это поэтическая схоластика, т.е. вода (у Аверроэса была философская схоластика - сухой путаный чертеж). Афоризмов хоть сколько-нибудь стоящих не смог найти - при такой-то звучности! У Шекспира их целое море (правда, пустоватых, если присмотреться).

Данте обычную для его времени религиозную схоластику переводит в поэтическую плоскость и даже добавляет любовь - весьма любопытный синтез на переходе эпох... Тоже кино, как и у Шекспира, но фантастическо-религиозного плана... При этом налицо такая страсть и гигантомания, что также начинаешь думать о безумии. Его "круги" как походы Наполеона... Они потрясают и пугают как многосерийная киноэпопея, хотя, если присмотреться, за внешними эффектами ровным счётом ничего нет. Громыхает и шумит, как чисто природное явление. Если привыкнуть, то можно не обращать внимания...   Его, вероятно, мало отвлекали другие люди и другие занятия, ничто не перетягивало на себя внимание, никакие интернеты и телевизоры, футболы и магазины - это помогает цельности личности (не только в его случае; и вообще, любому могу дать простой совет: не дробись и в чем-то одном будешь титаном. Правда, сам его не очень исполнил).

Он как мамонт вылез, перестарался, с запасом хватанул, потому что был первопроходцем без опыта и ориентиров, примеров других авторов... Ушел в транс, в сон, в бред - и сам не заметил, как напоносил огромную поэму... Многие другие продолжали  поносить чисто религиозными огромными трактатами, но это уже не было оригинально. Поэзии, брат, уже захотелось...

Если у Шекспира было два минуса, образующих иллюзорный плюс, то у Данте, похоже, наоборот: религиозный пафос и поэтическая возвышенность - это два плюса, но вместе они настолько перегружают буквально каждую фразу, что читать это совершенно невозможно!  (Шекспира тоже невозможно, но лишь потому, что это пьеса - пьесы смотрят, а не читают)

Примеры наугад:
"Умолкший пламень, уходя во тьму,
Отпущенный приветливым поэтом, -
Невнятным гулом, рвущимся из жала,
Привлек наш взор к верховью своему" - каждое сочленение понятно - и, тем более, красиво -  но о чём речь в целом?! А это только одно предложение, а их таких тысячи!
Вот следующее:
"От возгласов того, – и поделом, - Чье мастерство его образовало,
И, хоть он был всего лишь медь литая,
Страдающим казался существом,
В его наречье, в нераздельный рык,
Слова преображались, вылетая" - может, я  - дурак?! Опять части понятны, но в целом не понял ни черта!
Третья фраза подряд:
"Сквозь острие, придав ему дрожанье,
Которое им сообщал язык,
О ты, что, по-ломбардски говоря,
Сказал: «Иди, я утолил желанье!»
Молю, помедли здесь, где мы страдаем:
Смотри, я медлю пред тобой, горя!" - ничего не меняется! Какой же ты учёный схоласт, если будешь понятен!  Однозначно чокнутый товарищ, но это чисто "высокое безумие" - "проснувшись", очнувшись, он, видимо, вполне мог говорить нормальным языком (иначе бы превратился в Дон-Кихота и угодил в психушку)

Наверное, и у него можно увидеть два минуса и иллюзорный плюс: непонятность религиозной схоластики и непонятность схоластики поэтической  в сумме образуют уникально мощный, сочный мрак, который можно счесть некой новой реальностью!

Здание цивилизации, основанное на таких авторах как Шекспир и Данте, обречено на:
Гигантоманию
Войны
Безумие.
Это просто общее ощущение, дух, который они внушают... Всё будет (и уже было) величественно, но весьма несчастливо и трагично... Это знамёна просто целых армий несчастий...

...Заодно запытал в своем "аду" личных недругов - шикарно устроился!
В его время бурлили очередные гОвна,  очередные распри - неких "гвельфов" и "гибеллинов", что бы это ни значило - и наш герой, кажется, успел побыть в рядах и тех и других. Т.е. и само время, конечно, тоже было безумное. Но когда оно не безумное?! Может, сейчас?! Или два года назад, когда всем надели намордники? Главное, в авторитеты-то надо выбирать авторов, которые помогают выбраться, которые несут мир, а не войну (в их время таким автором был Петрарка, но его среди мудрецов помещать у меня нет оснований)

Поэзия у него, вроде как, от велеречивого Вергилия, который вполне уцелел и сопровождал итальянцев, а мистика от некоего Бернара Клервоского, религиозного фанатика и схоласта,  основателя монашеских орденов и учителя пап ( полистал сейчас и его - тоже многоречивая и велеречивая мура. Но он весьма воинственен - брал пример с рыцарей, не только со Христа! ). Так что, от велеречивости (и воинственности) в те времена просто некуда было деваться, до "Дон Кихота", который начал издеваться над ней, было ещё далеко (опять же, на ум приходит Петрарка - он был интимно, миниатюрно велеречив...)

И Шекспир, и Данте сами по себе вызывают сочувствие, они были хорошими людьми - но пленниками своего времени, пленниками этого мира, который во все века мучает людей и морочит им голову. И пленников своих мир заставляет служить себе, т.е. помогать мучить и морочить уже следующие поколения...

Почитал его "прозу" - "Новая жизнь": выражается с неуклюжей и  смешной велеречивостью и здесь, но понятен, конечно, на порядок более.
Вот примеры:
"Так как я, о чем уже говорилось выше, лично представал почти перед всеми итальянцами, я поистине унизил себя этим, быть может более, чем необходимо, и не только в глазах тех, до которых молва обо мне уже докатилась, был я унижен, но также и многих других, так что из-за этого произведения мои обесценились. Мне надлежит поэтому придать настоящему моему сочинению большую строгость и писать возвышенным стилем, чтобы сообщить ему больший авторитет." - хоть плачь, хоть смейся! Намеревается личность свою никому не показывать, а писать строго и возвышенно ради пущего авторитета! Обычно такие замыслы не сообщают, дружок! Это же криминал и порнография! Регулятор строгости и возвышенности он решил подкрутить - и спрятаться вместо того, чтобы стать сильнее...

"Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении, и по своей несказанной куртуазности, которая ныне награждена в великом веке, она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось - я вижу все грани блаженства. Час, когда я услышал ее сладостное приветствие, был точно девятым этого дня. И так как впервые слова ее прозвучали, чтобы достигнуть моих ушей, я преисполнился такой радости, что, как опьяненный, удалился от людей; уединясь в одной из моих комнат, я предался мыслям о куртуазнейшей госпоже. Когда я думал о ней, меня объял сладостный сон, в котором мне явилось чудесное видение....я видел даму, которая спала нагая, лишь слегка повитая кроваво-красным покрывалом. Взглянув пристально, я в ней узнал госпожу спасительного приветствия, соизволившую приветствовать меня днем." - ну что тут скажешь, если убрать велеречивость? Подрочил и ладно. Наркотик спермы видениями снабжает по полной программе... В богатых слоях городских обществ всегда жива тяга к цивилизации и матриархату, всегда восхищаются юным женским телом и весь остальной мир стараются устроить по его подобию... В Италии 13 века такие богатые городские слои уже появились...

"О народном красноречии":
"Более всего украшает человеческую деятельность и более всего для нее похвально, а также лучше всего направляет ее к доброй цели способность овладеть теми свойствами, которые необходимы для достижения желаемого, подобно тому как рыцарю для достижения его цели необходимы смелость духа и выносливость тела" - тут слово "рыцарь " ключевое; они все восхищались рыцарями и подражали им. Писал свои книги так, как рыцарь воюет на войне...

Смысл-то издеваться над Дантом в 13 веке, когда у нас и в 18-м велеречивость "пиитов" была ничуть не менее неуклюжей? И так ли сильно отличались наши гусары и кирасиры от тех же рыцарей...

(По-моему, так разобрал, что этот загадочный и величественный Дант теперь у меня просто как на ладони - голенький...)



 


Рецензии