Библиотекарь. Глава 28. Божественный Логос

 БИБЛИОТЕКАРЬ. ГЛАВА 28. БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛОГОС. ИМЯ БОЖЬЕ.

   Отец Пахомий пришёл в библиотеку на следующий день рано утром. И сразу
начал с вопроса, который его давно занимал:
- Хорошо, допустим, я принимаю то, что вы говорите о двух ипостасях Троицы:
это начало Волевое, оно же Отец или Творец всего сущего, принимаю, что в Троице
есть чувственное начало или женственное, назовём её Матерь Мира. Но, что же
из себя представляет то начало, которое в человеческом опыте самопознания мы
определяем как СОЗНАНИЕ?
- Вопрос не в бровь, а в глаз! Мы действительно упустили в своих обсуждениях
эту Ипостась Троицы. Ну что ж, попытаюсь ответить. В Евангелии от Иоанна первые
три стиха говорят нам о Логосе или Слове Божьем, которое в то же время Бог. Так?
- Так!
- С точки зрения обыденной логики это абсурд. Я, например, не могу быть моим
словом, я в этом слове могу что-то из своего внутреннего мира выразить, но я не
тождественен с ним. И вообще, «мысль изречённая есть ложь». Вы согласны с по-
этом?
- Ну, здесь конечно есть преувеличение. Просто поэт констатирует несовпаде-
ние внутреннего содержания мысли с тем внешним выражением, которое мы
передаём в словах. Как бы мы ни старались, вряд ли мы можем достаточно точно
передать наружу то, что есть внутри.

- Ладно! Мы не об этом. Греческое слово Логос, которое употребляется в Еван-
гелии, можно перевести и как «слово», и как «закон», и как «понятие» или «мысль».
Как мы можем убедиться, что перед нами существо разумное, имеющее индиви-
дуальное сознание? Только через целенаправленность его действий, через выстра-
ивание существом структуры действий, направленных на достижение какой-то
цели (кроме цели низкой инстинктивной, так как там сам инстинкт выстраивает
структуру), через его умение различать и управление инстинктами, через речь, на-
конец. Само слово имеет структуру – в виде последовательности определённых зву-
ков. Сознание во внешнем опыте соотносится с умением выстраивать структуру,
разумные целенаправленные последовательности действий. То есть для внешнего
опыта структура и слово (в широком смысле слова – информация), есть выражение
сознания, данного во внутреннем опыте. Логос – слово, своеобразный Сын двух
других ипостасей, так как мы уже говорили, что в триединстве каждое из трёх на-
чал проявляется в бытии только при условии взаимодействия двух других. В этом
смысле для нашей планеты Земля ПЛАНЕТАРНЫЙ ЛОГОС – это БОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ
планеты. Он содержит в себе всю структуру, весь божественный план устройства
Земли во всех слоях.  Чтобы творчество всех монад было согласовано между
собой и всем космическим вселенским творчеством, чтобы вело их к Отцу, ко всей
Пресвятой Троице. План этот динамичен. Он может перестраиваться в зависимо-
сти от обстоятельств развития, но он всегда в согласии с Богом Отцом, т.к. Пла-
нетарный Логос всегда находится во внутреннем единстве с Ним. Просто нужно
уметь различать, так сказать, Глобальный Логос, Божественное Сознание в Троице,
и локальный Логос – Планетарный. Хотя суть у них одна – Божественное сознание
и Слово божье. Христос единосущен Отцу.

- Ну, против этого я возражать не буду, это записано в Символе веры, можно
сказать, кровью праведников и святых отцов.
- Божественное сознание – внутри, Слово Божье – снаружи, но это одно и то же,
по-разному выраженное, поэтому Слово и есть, в данном случае, Бог. А посколь-
ку Николай показал нам, как Словом можно творить всё во вселенной, начиная от
элементарных частиц, заканчивая галактиками, скоплениями галактик, войдами и
«стенами», то получается, что через Слово начало быть всё, что начало быть.

- Да, вывод замечательный! Я ещё прошлый раз Николаю за это благодарность
особую выразил.
- Подведём предварительный итог: «слово», «структура», «информация» - всё
это отражение во внешнем и научном опыте человека того, что называется созна-
нием внутри. Согласны?
- Ну, а что здесь возразишь? – пожал плечами отец Пахомий.

- Теперь мы перейдём к самому главному, к Имени Божьему. Через понимание
этого самого главного, что Бог нам дал, можно понять и Его Замысел, по которому
Он сотворил небо и землю и конечную цель, которую Он ставит для всего развития
вселенной и человека, и стратегию, и тактику достижения этой Божественной цели.
Всё в Его имени заложено. Нужно только увидеть и правильно понять!

- Как-то до сих пор не поняли! А Вы надеетесь понять?! Да, и имён у Бога много,
поди разберись… какому отдать предпочтение. Лично я тяготею к апофатической
точке зрения, что Бога никаким именем нельзя определить. А вы как на это смо-
трите?
- Странно, но ведь молитва ОТЧЕ НАШ начинается со слов: «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ
ТВОЁ!»  Это что – простой и пустой ритуальный посыл?!
- Нет, конечно, что-то в этом, видимо, есть …
- Знаете, прежде чем я начну свое повествование, приведу пример, который по-
может понять, почему до сих пор никто не усмотрел главную «тайну» имени Божь-
его. Если говорить совсем просто, её не видят, потому что она на самом виду! Все
куда-то стараются под спуд заглянуть, а «слона»-то и не примечают.
- Это как же так…?
- Ну, вот несколько дней назад захотел я с Николаем чайку выпить со своим зна-
менитым бальзамом!
- Да, бальзам у вас знаменитый, неповторимый.
- Ну так вот, захотел попить. Прихожу на кухню и начинаю искать. Нигде нет.
На полке, где я его всегда держал, – нет, в шкафчиках нет, в комоде нет, в холодиль-
нике…
Михеич, глядя на растерянный взгляд отца Пахомия, усмехнулся и продолжил:
- В общем, попили мы чай без бальзама. На следующий день я спрашиваю Глашу:
«Деточка, где бальзам? Не видела? Я везде обыскался, всегда его на этой полочке в
баночке держу, а нынче его там нет». Подходит Глаша и говорит: «Дак вот он здесь
и стоит!» и указывает мне на бутылочку, которая и правда всё время здесь стояла,
но я обычно не в этой бутылочке бальзам держал, а в баночке. Глаша говорит, я его
в эту бутылочку перелила, а то в баночке крышка прохудилась. То есть бальзам у
меня все время был перед глазами, но я его не видел, потому что у меня в мозгу сто-
яла картина, что он должен быть в баночке, и бутылочку я игнорировал!

- Это зачем Вы мне про баночки да бутылочки… - отец Пахомий смущённо
улыбнулся.
- Если есть какой-то шаблон, то он может закрыть путь к познанию и свободно-
му исследованию! Мы смотрим и не видим, слушаем и не слышим, потому что мы
всё равно все вынуждены воспринимать через шаблоны. Поэтому всякое исследо-
вание обычно должно начинаться с разбора существующих шаблонов и критиче-
ского отношения к ним. Понимаете, проблема того, что люди не видели главного
смысла имени Божьего в том, что они себе забили в мозг о Боге одно, и другого
увидеть не могли.
- Это что же такое они «забили» в мозг?
- Давайте по порядку!
- Хорошо!
- Вот вы сказали, что, мол, имён Божьих много, где, мол, искать смысл – неиз-
вестно, но ведь есть одно важнейшее место в Ветхом Завете, где на прямой вопрос
Моисея, как Твое имя, Сам Бог называет ему это имя. Как вы думаете, Бог знал,
какое имя содержит ту самую главную Его «тайну»? Или нет? Или просто назвал
нечто, чтобы подурачить Моисея?
- Думаю, что знал…
- Он назвал себя «ЯХВЕ». Это имя пишется как знаменитый тетраграмматон: .;;;;
- Ну да, это хорошо и очень давно известно. Что же дальше?
- А дальше, как перевели это имя?
- «Я есмь сущий.»
- Да, "гениальный" перевод. Я есть, я существую. Из этого перевода никакой тай-
ны не извлечёшь. А ещё есть не менее гениальный: я есть, кто я есть! Из этих пере-
водов складывается такое ощущение, что Бог действительно дурачит Моисея.

  Отец Пахомий пожал плечами. Михеич продолжил:
- Есть переводы и толкования этого имени поинтересней. Прочтём одно из них:
«Это имя является формой еврейского глагола ха•вах ( ;;; ), то есть «становиться»
и по сути означает: «Он даёт становиться». Таким образом, имя Бога указывает на
Того, Кто последовательно исполняет свои обещания и неизменно осуществляет
свои намерения». То есть, судя по приведённому толкованию, главное Божье свой-
ство, что Он выполняет свои обещания. Замечательно! Скольких же людей можно
считать богоподобными, ибо они тоже всю жизнь выполняли свои обещания!?

- И что же всё-таки Вы предлагаете? Каков же, по-Вашему, должен быть истин-
ный перевод?
- Перевод простой: Я (ЕСТЬ) СТАНОВЯЩИЙСЯ! Люди же обычно считают, что Бог
вечно неизменен! Сосредоточившиеся на одной стороне божественных свойств, на
том свойстве Божьем, что в Нём есть вечного и неизменного (а это действительно
есть в Нём), люди не могли смириться с тем, что Он Сам может, оставаясь в не-
которых основных отношениях неизменным, МЕНЯТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ! Например,
ТРОИЧНОСТЬ ЕГО НЕИЗМЕННА, и ЛИЦА ВСЕГДА ОДНИ И ТЕ ЖЕ, но В ОТНОШЕНИЯХ ЭТИХ
ЛИЦ ЕСТЬ ДИНАМИКА И ИЗМЕНЕНИЯ!

  Отец Пахомий слушал молча, но насупившись.
- Зайдём с другой стороны, допустим, автор перевода, который я привел послед-
ним, прав в том, что Бог даёт всем становиться. Но может ли Он дать другим то, чем Сам не обладает?

- Ну, наверно, не может…
- Значит, Он ДОЛЖЕН САМ УМЕТЬ СТАНОВИТЬСЯ, МЕНЯТЬСЯ, РАЗВИВАТЬСЯ! Представь-
те, что Вы попали в рай. Там есть всяческие наслаждениё, но нет только одного –
возможности развиваться и совершенствоваться. Нет никаких перспектив в этом
плане, Вы будете одним и тем же вечно, и всё вокруг будет таким же неизменным
вечно! Как Вам такой «рай»?!
- Никогда об этом не думал.
- А Вы подумайте! Полезно. Ведь все мы стремимся в рай, – Михеич был очень
серьёзен, видно, что вопрос им был задан не случайно. Он продолжил:

- В древности довлела метафизика. Как Вы знаете, в ней главной чертой было
представление о том, что всё, в общем-то, неизменно. Всё раз и навсегда дано и пре-
допределено. Отсюда и такое отношение к Богу и Его качествам. Только, начиная с
Эпохи Возрождения и далее, идея о том, что всё в мире развивается, начала про-
никать в умы мыслящих людей, так как само человечество перестало жить только
наследием предков, но стало само создавать что-то новое и двигаться вперёд. Идея
развития постепенно брала верх. Видя это, тёмные силы сумели воспользоваться
тенденцией и послали своих миссионеров. Прежде всех – это был Гегель. Он взял
идею всеобщего развития, поднял ее на божничку и испоганил ее борьбой непри-
миримых противоречий, борьбой, что называется, насмерть, оправдывая вражду
и ненависть, навязываемую тёмными силами во всех сферах жизни. Он поставил
в своей системе эту непримиримую борьбу как единственный стимул развития. За
ним были и Дарвин с его борьбой за существование, как основой развития биоло-
гических видов, и Маркс с его идеей непримиримой классовой борьбы, как основой
исторического развития… Да что перечислять. Я думаю, мысль Вам понятна?

- Да, я понимаю, что все эти теории наполнены бесовщиной. Кроме того, "По пло-
дам их узнаете их." Сколько страданий принесла теория непримиримой классовой
борьбы, диктатуры пролетариата в нашей истории.
- Вот видите, какая открывается драма идей! Умеют же тёмные силы свернуть
человечество на свою тропу. Но вернемся к Имени Божьему. Итак, Бог – Он Стано-
вящийся, Он Сам всё время совершенствуется и стремится стать лучше Себя. Как
этого Ему добиться?
- Трудный вопрос!
- Представьте, что есть только Бог, трёхипостасный. Но больше никого и ничего
нет. Он Себя сознает и хочет стать ещё лучше – это, будем полагать, Его основное
стремление, которое он, кстати, заложил и в человека. Непрерывное совершенство!
Никогда не останавливаться на достигнутом, всё время, на базе этого достигнутого,
идти вперёд! Вот основной пафос Бога и человека, созданного по Его образу и по-
добию. Кстати, слово «образ», как показывает Николай в своей статье про слова и
звуки, являет нам такую динамическую структуру: «об» - кольцо, обруч, ограниче-
ние, «раз» - это его разрыв и выход за рамки «себя сущего». Ну, ладно, сейчас не об
этом. Хотя… Помните, какое условие ставит Мефистофель Фаусту, когда его душа
будет окончательно отдана под власть дьявола?

- Когда он скажет «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
- Казалось бы, что в этом плохого? Но ведь эта остановка и есть отказ от главного
божественного свойства, от главного свойства Духа всё вокруг всё время менять,
в хорошем смысле, «нарушать» устоявшееся, нарушать симметрии, всё совершен-
ствовать. Отказ от этого – это же хула на Святого Духа! Вспомним евангельскую
притчу о рабе лукавом и ленивом. Идея там примерно та же: «деньги» нужно не
хранить, а «отдавать в рост».
- Да, притча замечательная, все мы этим так или иначе грешим…

- Ну вот, вернёмся к тому, как Бог, Троица может совершенствовать Себя? Для
начала нужно «отказаться» от уже имеющегося совершенства, где-то его «стереть».
Представьте себе школьную «доску», заполненную прекрасными стихами. Но авто-
ру пришли в голову ещё более прекрасные. Где их записать? Придётся стереть часть
старых стихов. Или как-то нарастить чистую доску. В общем, идея первоначально
состоит в том, чтобы создать «пустое пространство» для творчества. Но так как,
кроме Бога, ничего нет, то Бог внутри Себя, в некоем ограниченном месте, «сти-
рает» все структуры и все достигнутое совершенство (слово «внутри» здесь упо-
требляется условно, сами понимаете, сколько условностей в этих наших размыш-
лениях о Боге и Его творчестве еще будет). В этом месте возникает Божественная
пустота или Ничто. Как мы убедились из рассказов Николая, такая пустота не есть
полное отсутствие всего, а есть маскировка двух начал взаимным наложением.

Два Лица Троицы, любя Третье, умаляются в третьем – в Мировой Женственности,
друг друга компенсируя. Ведь суть любви в том, что любящий умаляется в люби-
мом, «растворяется» в нём, отказываясь от собственной самости и эгоизма. С точки
зрения опыта внешнего происходит следующее: в каком-то месте Бога (это опять
очень условно про «место», просто мы не можем мыслить другими категориями),
как полноценной Троицы, проявленной во всех трёх ипостасях, стираются энер-
гии (дух, воля) и структуры (сознание, Логос), взаимно компенсируясь. Остается
в проявленном виде одна Ипостась – Женственная. Она же первоматерия – Мать
всех миров. То есть Бог разделяет Себя на «небо» и «землю». «Вначале сотворил Бог
небо и землю». «Земля» - это все, что внутри, а «небо», как ему и положено, – снару-
жи. Здесь «земля» вовсе не наша маленькая планета, а вся будущая вселенная, куда
будут затем вселяться Богом сотворённые и рождённые монады и сущности. Земля
пока «безвидна и пуста» - всё в ней «стёрто», нет в проявленном виде ни структур,
ни энергий, ни света. «ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА», «И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД
БЕЗДНОЮ ТЁМНЫХ ВОД». Здесь очень точно передано, что потом при расширении этой
«земли» и охлаждении возникнет состояние, подобное переохлажденной «жидко-
сти». А в таком состоянии среды можно творить звуком, словом, всякие структуры,
что Бог и делает. Он же постоянно говорит: «Да будет…!»

- Знаете, что я вспомнил? – заговорил отец Пахомий. – У поэта Вознесенского на
даче (это я увидел в телеинтервью) висела такая анаграмма: по кругу было написано
«матьматьматьмать…» без начала и конца. Получалось «мать» переходила в «тьму»
и наоборот – это как прочесть! Выходит эта тьма и стала матерью всех миров и
сущностей, то есть дала им плоть и тела. Это совсем не та тьма, которую мы имеем
ввиду, когда говорим о силах тьмы. Верно я понимаю?

- Да, верно! Это тьма и есть расширяющаяся вселенная, которая до определён-
ного этапа эволюции была без света, и только через, примерно, 300 тысяч лет от
рождения вселенной свет отделился от вещества и во вселенной стало светло, со-
гласно современным научным данным. «И сказал Бог, да будет свет. И стал свет».
- Всё так. Всё так.

- Далее Бог населяет вселенную монадами, которые от своего сотворения ниче-
го не знают и имеют одно «страстное» желание что-то изменять, что-то творить,
что-то совершенствовать, как и себя самих, между прочим. Они должны пройти
весь путь с начала, найти при этом новые более совершенные решения стоящих в
сотворении задач. Почему Богу так дорога свобода каждой монады, даже если она
ошибается и грешит, отступая от Бога? Ответ в данной концепции прост. Если бы
Бог дал монадам не свободу, а программу, по которой они будут творить, то всё это
в Боге уже есть, в Его этой программе, и это Ему неинтересно! А Он хочет нового,
небывалого, чего ещё Сам не знает. И этого небывалого может и должна достичь
каждая монада на своем поприще, определённом Богом, и принести это новое Богу,
возвратившись в Отчее лоно уже на новом уровне совершенства. Вот как Вы дума-
ете, может ли Бог восхититься человеком?

- Странный вопрос! Как это Он, всесовершенный, может восхититься челове-
ком? Он любит человека, но как дитя неразумное, несовершенное…
- Как Вы понимаете слово «восхититься»?
- Ну, возьмем однокоренное слово «похитить» - типа «украсть», «утащить»… В
старославянском было слово «нисхитить». Оно означало «утащить вниз», ага, зна-
чит «похитить» - как бы «утащить в сторону», а «восхитить» - это типа, что-то «ута-
щить вверх». Так получается?
- Восхитить, действительно, – это «приподнять над собой». Когда человек гово-
рит «Я ВОСХИЩЁН», то подразумевает, что некое событие приподняло его над собой,
его ДУШУ ВОЗВЫСИЛО, сделало его хоть на мгновение лучше. Повторю вопрос: может
ли Бог восхититься человеком?

- Это как же так, сам Бог может приподняться над Собой из-за человека? Что-то
нелепое в этом есть.
- А в нашей концепции ничего нелепого. Напротив, Бог именно для того и
создаёт человека и всю вселенную с мириадами её насельников, чтобы каждым вос-
хититься, в конечном итоге, стать лучше Себя, вобрав в Себя вселенную и каждого
человека на конечном этапе их развития, вступив с ними в «плерому» - полное еди-
нение. При таком единении человек несёт Богу какое-то частное новое совершен-
ство, а Бог – человеку - всеобщность и полную абсолютность.

- Почему Бог так ненавязчив? Почему «стоит рядом» и редко вмешивается в про-
цесс развития человека? Потому что не хочет навязывать ему уже готовых решений,
которые Богу неинтересны. Он ждёт, когда человек сам найдет нечто совсем новое,
чтобы восхититься этим!

- Интересные мысли! Это поднимает человека в наших глазах на небывалую вы-
соту! Получается, человек рожден для БОГОСОТВОРЧЕСТВА, как пишет Даниил Андре-
ев в «Розе Мира».

- Итак, Бог «стирает» часть своего совершенства – это место называется
«земля» или «вселенная», оставаясь при этом в своем уже достигнутом бы-
лом совершенстве на «небе» - вокруг «земли» (ОТЧЕ НАШ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ).
  Там Он Триедин во всех проявленных ипостасях. Там и просветлённая Ма-
терия – Женственность, и просветлённое Сознание, и просветлённая Воля
Божьи в полном согласии меж собой и любви. На «земле» же Бог как Троица
остаётся только в проявленной Женственной ипостаси – Матери Мира или
первоматерии (первичной тьме). Здесь она получается непросветлённой. На
небесах Бог триединый в частности, в ипостаси Отца, пребывает повсюду, а
во вселенную – на «землю» эта ипостась сходит в виде Святого Духа, пребы-
вая локально и ограниченно в каких-то из частей этой «земли» для сотвор-
чества с живущими там духами. Там, на небе, Отец Небесный – это Святой
Дух, но в другом проявлении в нашем мире, на «земле». Это одна и та же
ипостась Троицы, в разных формах существования и проявления. Поэтому
Дух Святой исходит от Отца. Поэтому Иисус Христос рождается от Святого
Духа, как от Отца Небесного.

- Я правильно понимаю, что из всего «концерта» вселенского сотворчества всех
монад и сущностей, сотворённых и рожденных Богом, появляется как бы новый
Бог? Вселенная, таким образом, превращается в материнское лоно для нового Бога?

- Да, Бог, оставаясь снаружи, во всём своём достигнутом прежде совершенстве
и проявленном триединстве, следит за процессами «внутри», во вселенной, и по
сути, рождаемое там потом, при соединении «земли» и «неба», будет новым, более
совершенным Богом! Бог, как бы сначала умирает там внутри, в темноте первомате-
рии, а затем воскресает ещё более прекрасным и совершенным, как птица Феникс,
которая сжигала себя в огне, чтобы возродиться более совершенной. Вселенная рас-
ширяется и «охватывает» все большие «части» Бога, который снаружи – на небе-
сах. Примерно так. Нужно сказать, что картина, нарисованная нами – только лишь
очень тусклый эскиз, набросок будущего, более совершенного полотна, но начинать
с чего-то нужно.
- Да, тут есть над чем поразмыслить, – отец Пахомий задумчиво поглядел вдаль.
– Я пока не готов принять все в этой, как вы выразились, «картине», слишком
многое выходит за рамки традиционного богословия, но по тому впечатляющему
и вдохновляющему воздействию, которое я ощущаю, есть здесь что-то очень пер-
спективное!

- Итак, если правильно понимать имя Божье, как «Я становящийся»!, то всё
становится на свои места (извините за невольную тавтологию). Возникает гармо-
ничная картина Божьего замысла и его реализации. Становится понятным место
человека в этом замысле, роль вселенной и её расширения. Понятно, почему Бог
так дорожит свободной волей человека… Понятно практически всё основное, уточ-
нять нужно только детали. Вот что значит: «Да святится Имя Твое!» - это Имя – не-
прерывное развитие и совершенствование, становление! «Яхве» – значит «я стано-
вящийся»!

- Получается, что мы все живем во чреве Бога?! Внутри этой первоматерии, в
физическом и мистическом вакууме? В Его Женственной ипостаси.
- Ну, да, а разве может верующий человек вообразить, что где-то нет Бога?
- Мы с Ним в единстве, но пока только материальном, но не в духе и не в созна-
нии. Так я понимаю?
- Да, примерно, так.
- А нам нужно достигнуть единства во всех трех ипостасях, просветлив при этом
материальность, то есть нашу плоть, вот тогда это и будет достижение подобия
Божьего через достижение истинной внутренней стройности.

  Отец Пахомий и Степан Михеич увидели, что хорошо понимают друг друга в
вопросах богословия, несмотря на то, что батюшка выражал свою неготовность
принять все тезисы нового понимания сущности Божественной Троицы.

- Я хочу Вас попросить через пару дней выразить суть нашей беседы своими
словами о сути имени Божьего и сделать доклад для нашего «консилиума». Отец
Пахомий не возражал, и через два дня Степан Михеич снова собрал всех участ-
ников их бесед у себя в кабинете. Прежде чем дать слово отцу Пахомию, он сделал
небольшое вступление.
- Когда-то Владимир Соловьев начал писать свою «Теодицею». Это странное на-
звание переводится примерно как «Оправдание Бога». Сам я лично считаю, что Бог
не нуждается ни в каких наших оправданиях, в них нуждаемся, прежде всего, мы
сами. Мы имеем искажённый образ Бога, от того и наши отношения с Ним иска-
жаются. Мы должны попытаться всеми силами лучше Его понять, ведь заповедь
«возлюби Господа Бога своего» подразумевает ПОНИМАНИЕ, а не тупое рабское следо-
вание Его указаниям. Помните, Христос говорит апостолам: «Я уже не называю вас
рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому
что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». (Ин. Гл .15. ст. 15).

 Потом Степан Михеич дал слово отцу Пахомию. Тот изложил весь разговор, со-
стоявшийся ранее у него с Михеичем. И даже написал на доске тетраграмматон.
- Ну, как Вам такое толкование имени Божьего? – спросил присутствующих Сте-
пеан Михеич. – Согласны, или есть возражения?

- Я очень даже согласна! – воскликнула Глаша. - Я уже говорила, что с детства нас
воспитывали в страхе божьем. Грозили всякими карами от Его лица. И Он предста-
вал в моем детском сознании, как тятя мой, только еще строже и со всей вселенской
мощью. У меня тогда много возникало детских вопросов. Зачем же он создал нас
такими несовершенными, чтобы всё время нас наказывать за грехи? Неужто Ему
это нравится, неужто Он не мог по-другому? И ещё много подобных вопросов и про
ад, и про рай… про болезни и смерть, про любовь и ненависть… Сейчас, прочитав
«Розу Мира», послушав ваши рассказы про цель Бога и способы ее достижения, я
многое поняла, почти все вопросы получили свои ответы, и во всех, действительно,
Бог для меня полностью оправдан. Всё хорошо, что хорошо кончается! Мудрейшая
поговорка! Это я сейчас так вижу. Да. Есть трудности, но всё закончится рождением
нового Вселенского Совершенства, Нового Бога, который лучше прежнего. Все, в
конце концов,в процессе развития этой вселенной, выполнят свою роль, несмотря на времен-
ные ошибки, заблуждения и даже сознательные отпадения!

- Спасибо, Глаша, за столь эмоциональную речь. И в связи с ней я хочу доба-
вить несколько мыслей о сознательном отпадении. Например, о мотивации Лю-
цифера. Имя это переводится как «НЕСУЩИЙ СВЕТ». Прекрасное имя, не правда ли?
Я полагаю, что это существо, богорожденная монада, как сказано в «Розе Мира»,
было предназначено именно для обеспечения светом вселенной на ранних этапах
её развития. Это у вас, физиков, Николай, всё происходит самопроизвольно, так
называемым «естественным» путём, а в богословской картине мира, чтобы обеспе-
чить действие какого-либо «естественного» закона, Бог создает соответствующее
существо иногда вселенских, иногда местных масштабов, которое обеспечивает
выполнение этого закона. Это Логосы, богорожденные монады, они, как мы уже
говорили выше, содержат в себе, в своем сознании, структуру данного участка ми-
роздания или даже всей вселенной на определенном ее уровне или вселенском слое.
И своим существом поддерживают выполнение того или иного порядка вещей. Так
вот, когда сказал Бог: «Да будет свет!», он, по-нашему богословскому разумению,
создал для выполнения этого закона колоссальное существо – ЛЮЦИФЕРА. Это был
прекрасный и могущественный Дух-Логос, богорожденная монада колоссального
масштаба. Бог начал раскрывать ему Свой замысел о вселенной. И, между прочим,
объяснил, что монадам будет дана абсолютная свобода воли, вплоть до того, что
они могут и отпадать от Бога-Творца, хулить Его, грешить… Думаю, что Люциферу
не понравилась «такая постановка вопроса». Он, видимо, решил, что так быть не
должно. Он очень любил Отца, чтобы позволить кому-либо оскорблять и хулить
Его (но, видно, не очень любил созданный Им мир и созданные Им монады, а это
нельзя отделять одно от другого). И он, возможно, подумал: «Я силен, могуч, Отец
дал мне много сил и способностей, я в ответ отблагодарю Его и создам миры (сна-
чала в тайне от Него), где не будет места греху и отпадению! Где никто не посмеет
хулить имя Божье! И начал свое творчество миров, вымощенное благими намере-
ниями. Вскоре он увидел, что ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТАКИХ МИРОВ НУЖНО СТАТЬ ДЕСПОТОМ, на-
сильником, «кастрировать» или существенно ограничить проявление творческих
свойств монад, заставить их «ходить» вдоль чётко прочерченных линий. Тех же, кто
не подчиняется – в «каталажку». Пришлось ему в своем мире придумать и создать
эту «каталажку». Это был первый прообраз ада.

- Отец, в конце концов, сказал ему: «Брось все эти свои затеи. У тебя из этого
ничего хорошего не получится! Ты же видишь плоды!» Но тот хотел доказать Отцу,
что он способен на выполнение своего замысла и начал упорствовать! Чем дальше,
тем враждебней становился он к Отцу. В конце концов, пошёл уже на открытый
бунт, объявив Отца главным препятствием на пути к воплощению своего «светлого
замысла». А ведь,не забываем, что только Отец может творить новые монады. Имен-
но эти новые монады всё время мешали Люциферу в вот уже, казалось, достроен-
ном «прекрасном» мире. Они не подчинялись ему, рушили всю картину идеальной
дисциплины. Он пошёл на хитрость и постарался взбунтовать эти монады против
Бога (объявив, что именно Бог угрожает их свободе), чтобы потом, когда они от-
рекутся о Бога, приструнить их своей силой, и заставить выполнять свою волю.

Это была первая прямая ложь Люцифера против Отца. Часть монад поддалась на
это. Так в мире появились первые демоны во главе с Люцифером. Они были одер-
жимы противоположными устремлениями: Люцифер хотел всех подчинить себе,
а примкнувшие к нему монады жаждали абсолютной свободы – своеволие было
для них высшей ценностью. Но вместе они были временными союзниками против
Бога-Творца. Как мы знаем из «Розы Мира», Люцифер и «наш» планетарный демон
– фигуры разного масштаба. Люцифер – вселенского, а «наш» планетарный – зна-
чительно мельче, но и он очень силен, так как очень древний. Ведь со времён этого
люциферианского бунта прошли миллиарды лет. Тогда, на заре сотворения мира,
Бог творил вначале очень крупные формы и гигантские сущности. Демоны отпали
от Бога на очень высоком духовном уровне – на уровне извращения монад, так как
тогда ещё очень плотных миров с малым количеством пространственных измере-
ний почти не было. С тех пор больше таких бунтов не происходило, Бог гаран-
тировал вселенную от повторения таких бунтов, отделив «воды верхние» - миры
духовные, от «вод нижних» - миров материальных: «6. И сказал Бог: да будет твердь
посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над
твердью. И стало так» (Книга Бытие Гл 1).
 Если и происходят ещё иногда отпадения
от Бога, то не на уровне монад, а на значительно более низких уровнях. Эти отпаде-
ния легче исправляются. Но Замысел Бога таков, что и демонические монады рань-
ше или позже поймут тщетность своих усилий, раскаются и повернутся к Богу. Бог
многотерпелив, Он создаёт вокруг этих монад такие условия, в которых они сами
дойдут до мысли о бесперспективности и преступности своих деяний и замыслов.

Ничто, созданное Богом, не пропадёт втуне. Монады бессмертны. Их уничтожить
нельзя. Они все придут снова к Богу. Хороший конец, как во всякой нормальной
сказке, неизбежен. Бог это прекрасно знал сначала, и мы должны знать, если в Него
веруем! Всё хорошо, что хорошо кончается! – Михеич на этих словах подошел к Гла-
ше и чуть приобнял её. - Замысел Бога хорош, ибо он хорошо закончится!

Глаша вся разрозовелась от того, что её мысли и эмоциональное состояние так
совпали с состоянием и мыслями Михеича. Остальные смотрели на них с одобри-
тельными улыбками. У всех было ощущение, что добрый ангел сошёл в библиотеку
и обнял их своими крылами, и сама Богородица улыбается им с небес, такой тепло-
той и оптимизмом веяло от этого разговора.
         ***          ***          ***


Рецензии