путь паломника. святое дело

Черная Ауди А6 в оговоренное время ждала нас в назначенном месте. Стриженный по-спортивному пауэрлифтер с татуировкой на предплечье "Под крылом ангела" молча открыл багажник, чтобы мы загрузили рюкзаки. Поход выходного дня - святое дело после трудной рабочей недели. - "Можете не пристегиваться" - сделал ремарочку крепыш и стартовал с пробуксовкой. Так начиналась история.

Помните "Перевозчик" с Джейсеном Стетхемом? Очень похоже, да?
По дороге разговорились. Оказалось, что человек выбрал своим делом ремонт и восстановление храмов. Он же и предложил нам отправится в первое паломничество по четырем монастырям с двумя ночёвками , три года назад . Тогда ещё не было своего автомобиля. И думаю тогда же мною было получено благословение от Сергия Радонежского, от Саввы Сторожевского, его ученика, от Матроны Московской и от Серафима Саровского. Благословение на путь паломника.
Потому что с тех пор походы на природу плавно превратились в паломничества выходного дня.

Каждый паломник - Перевозчик. Заказчик всегда один. Характер груза один. Груз невозможно измерить и взвесить. Невозможно досмотреть.
Эмоции и чувство сопричастности. Благодать, которой Перевозчик "пропитывается"  вне ощущения времени, в состоянии пребывания в потоке. В специально организованном пространстве. Места " отгрузки  нематериального актива" - ближние и дальние монастыри.

Самый известный Чудотворец Николай Угодник является представителем  целой когорты своих коллег.
Которые жили и практиковали по всей русской земле.

Нынче мы, я и мой штурман - ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом, выдвигаемся в Нило-Столобенскую пустынь на озеро Селигер. В монастырь на озере.

Зима лучшее время для посещения мест Силы. Зимой чисто в прямом и переносном смысле. Отсутствует наплыв мирян. Отсутствует "шлейф" нереализоаанных материальных желаний и  чаяний, с которыми люди приходят к Богу. Зимой самая высокая концентрация благодати. Если можно так выразиться. Зимой паломник в полной мере  получает "образцы" добродетели праведников. Без примесей. Образцы святости от отцов основателей той или иной обители.

Поэтому вопрос "ехать или не ехать?" не рассматривается. Однозначно ехать. Даже ради полутора-двух  часов пребывания в правильном месте. На расстояния от 160 до 1100 км в одну сторону. Медитативное дневное и ночное  вождение автомобиля в трудных погодных  условиях таким образом становится видом аскезы - Служением.

Стартуя  с утреца  по дороге на три часа заезжаем в женский монастырь, который в Боголюбово. Соборование, очищение от непокаянных грехов происходит в цокольном этаже центрального собора - в этоком символическом "подвале". В эквиваленте подкорки, на мой взгляд
При этом обряде, отмаливаются даже те "косяки" о которых ни сном, ни духом - весь негатив нажитый "непосильным трудом." Можно сказать, что Соборование - это чистка подсознания, в терминологии клинической психологии. Своеобразное обнуление вредоносных потенциалов .
После чего оказываются разряженными  обе "банки" - переносных АКБ. Которые были полностью заряжены накануне , которые находились в момент соборования с собой в сумке. Чудеса.

В одну из поездок была ночёвка в доме паломника при монастыре, поэтому время отклонения от маршрута кажется  как минимум  сутками проведённым в дороге.

Город  Владимир  обьезжаем по платнику - открытому участку трассы М-12. Новый опыт. Впервые разгоняю автомобиль до 170 км/ч. После чего сотка воспринимается как норма.

По трассе А-108 двигаемся в сторону Сергиев Посада и дальше на Тверь. В Лавру заедем при возвращении. Эта мысль будет греть, это якорек - на удачу в пути.

Из фотографий храмов встреченных на маршруте можно сделать подборку
" Малые обители России".
Штурман ловит красивые пейзажи, я сочиняю хокку экспромтом - прямо в моменте и на одном их долгих светофоров, мы совместно формируем и выкладываем пост в соцсеть. Это так же новый опыт.

Палисадников голые ветки
В ожидании  цветения...
В кельях - ульях  пчелы зимуют

Сочинение в японском стиле подсказывает ещё одну метафору.
Паломники как пчелы, собирают мед благодати, при этом перекрёстно оплыляют  "цветы духа" - монастыри земли русской.

Зелёная волна светофоров воодушевляет. Чуток замедляемся на участке Торжок- Осташков. Потому что присутствуют шестьдесят заснеженных километров по лесу и крутые - почти на девяносто градусов -  закрытые повороты. До обители добираемся без пятнадцати минут девять вечера и нас размещают в шестнадцатиместную келью номер одиннадцать .  На первом этаже под лестницей.

Келья похожа на палату пионерлагеря. Пятнадцать кроватей ногами к входу, чтоб не забывали о бренности бытия. И одна в углу развёрнута под прямым углом - наш вариант. За ночлег восемьсот рублей с человека, включая ужин в братской трапезной.

На этаже все удобства, душевые кабинки  с тёплым тамбуром  Свои рыльно - мыльные благополучно забыты дома, поэтому жидкое мыло из дозатора набираем в пакетики из-под чая, но это мелочи.

Ступни и поясница гудят после шестнадцати часов за рулём. Аскетичная деревянная полуторка кажется  сибаритским ложем - роскошью- на промежуточном финише.

На  острове сны
Подарок себе
В краю озёр...


Утренняя служба в Богоявленском соборе приносит новые маленькие удивления. В церковном хоре двое мужчин - сопрано и бас. Однако ребята справляются за десяток певчих. Думаю, что даже закоренелый  атеист, расположившись на скамеечке возле дверей, совершенно не вникая в текст литургии, кайфанул бы от пения "а капелла".

Начинаю распознавать смысл речевых оборотов в молебне. Например "благонутрие" это нормальная физиология - устойчивый гомеостаз, динамический баланс всех процессов в организме, в моём понимание. А в целом по содержанию литургии  можно сделать вывод, что благославляются все  физические  и психологические проявления человеческих существ.

Место не просто намоленное. Это некий "духовный перекрёсток."
В разное время на территории обители размещались: колония для малолетних, лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, турбаза.
Данные  аспекты незримо присутствуют и витают в этих стенах.

После молебна - открытие мощей Нила Столобенского Чудотворца. Выкладываю из карманов все : портмоне, документы, ключи. Снимаю с плеча сумку. Подхожу на поклон без социальных атрибутов. Без привязок. Без просьб. С благодарностью. Святому духу, который проявляется через мощи праведника виднее, что мне полагается по заслугам.

Смыслы перетекают из формы в форму, которые либо оттеняют, либо  дополняют друг друга. Откуда взялись свепхспособности преподобного? Что если  посмотреть шире? Опять-таки изначально, Нил - это река, "главная артерия" питающая Египет. Печать имени вполне рабочий момент. Как корабль назовёте.

После утренней службы "гуляем по воде" , а точнее по льду Селигера, фоткаем панорамные виды обители. Говорят с колокольни зачётный обзор, но не в пасмурную погоду. У монастыря есть свое форелевое хозяйство, но рыбные киоски закрыты до лета. Нет спроса. Поэтому как есть, так есть - мы в принятии.

Готовим обед прямо в келье, жарим яичницу в походной сковородке, на газовой горелке. Пока то-сё, снимаем видосы насчёт развития мелкой моторики. Сижу  на полу в сиддхасане. Одновременно, зеркально , почти синхронно вращаю пальцами двух рук спичечные коробки, потом можжевеловые палочки. По две  в каждой руке. И как вариант, выполняю  вращение трех предметов в одной руке и двух в другой. Все эти действия подготавливают, настраивают кору полушарий к восприятию вечерней службы, которою я "слушаю" теперь  не только ушами, но и кожей ладоней и кончиками пальцев.

Когда закрыты глаза не понятно сколько времени прошло. Выбираю себе место внутри храма, в проекции края купола, который выполняет функцию резонатора  - собирает потоки в пучок. Под ладонями обращенными к открытому атларю будто что-то шевелится и пульсирует. Новый опыт.

Потом мы наблюдаем вечернюю  поверку, как в армии. Мы уже видели такое в Санаксарской обители в Мордовии. Старшие братья стоят по левую руку, младшие по правую, сняв головные уборы. Причём, каждый знает свое место в строю - один из братьев слышит шаркающую походку другого и делает шаг в сторону, уступая место, не поворачивая головы. Порядок, однако.

На монастырском подворье  снега по щиколотку. Трудники сделали часть работы - расчистили  дорожки. Для паломников так же хватает  объёмов  после двух дней пурги. Достаём из багажника своего автомобиля лопату и вносим  посильную лепту - чистим ступени храма. Время ужина, котики трутся возле трапезной - верная примета. Из окна кухни слышится знакомый музон. Группа Наутилус лабает композицию  "Гибралтар - Лабрадор". В контексте исторического момента  это песня о беженцах из Африки в Европу через полив шириной 14 километров. Можете погуглить. Возвращающийся с приёма пищи монах  благославляет наш труд "Спаси Господи!", мы  отвечаем как заведено - "Во славу Божью!" После чего брат уточняет покормили ли нас. Выяснив, что мы "не поемши", возвращается в трапезную, отдать  распряжение. За стол в братской трапезной приглашают по благословению. Согласно монастырскому  уставу.

Трапезная похожа на выставочный зал. На стенах лики святых и репродукции на религиозную тему. Кисти  известных художников. Располагаемся за одним столом с трудниками. Прямо напротив полотна Айвазовского "Хождение по воде", написанного в 1888 году. После уборки снега и, возможно благодаря окружающим интерьерам,  простая пища
кажется особенно вкусной. Котлеты из судачка нам даже подогревают, потому что мы пришли под оконцовку ужина. Картофельное пюре и салат, пшеничная каша на молоке, хлеб монастырской выпечки, масло, сыр. Травяной чай. Сладкая коврижка. Вкуснотища!

В обратную дорогу выдвигаемся ночью, ближе к утру. В любом регионе в это время поменьше автомобилей на трассе. Особенно на нечищенном  лесном  участке Осташков-Торжок , где чтобы аккуратно разехаться нужно быть предельно внимательным.

Чтобы скоротать время в дороге я вновь  сочиняю хокку и танка , а штурман набирает текст под диктовку в заметках смартфона. Потом подбираем подходящие фоточки из Ниловой пустыни и, без остановки в дороге , размещаем пост в соцсеть. С пылу с жару. Думаю, что настоящее творчество и должно быть таким. Экспромтом в текущем моменте.

Заезжаем в Лавру, как планировали. Набираем воды, заходим на поклон к Сергию Радонежскому. Обедаем в "Келарском дворике" вареничками с картошкой и грибами, прежде чем продолжить путь.

На подходе к Владимиру начинается метель. Поток сбрасывает скорость и ползёт едва-едва. Навигатор показывает несколько красных участков. В местах ДТП, движение замедляется, даже если авария произошла  через отбойник на встречных полосах. Невольно оценивая ситуацию люди сбрасывают скорость и тормозят свою сторону трассы. И так в шести локациях по всему  маршруту. Если есть возможность объехать такие участки всегда предпочитаем "сделать крюк", чем жечь бензин и нервные клетки в дорожных  заторах.

Сквозь метель, вьюгу, мимо погнутых дорожных знаков и сплющенных остановочных павильонов, добираемся до Чебоксар за девятнадцать часов. Ближе к двенадцати ночи. Даже остаётся время, чтобы отдохнуть и выспаться перед рабочим понедельником. Набраться сил физических сил после набора сил душевных. Чтобы продолжать в том же направлении.

Помните "Перевозчик" с Джейсеном Стетхемом?
Заказчик всегда один. Характер груза один. Груз невозможно измерить и взвесить. Невозможно досмотреть.
Эмоции и чувство сопричастности.

Очень похоже, да?

И тогда, паломничество  выходного дня - святое дело, после трудной рабочей недели.

Осознавание
Как честь по заслугам...
Даются ключи
Тем, кто готов продолжать
Поиск себя самого...


Рецензии