Портрет и маска или Песни о Будде
Глубокомысленное молчание, само собой находящее на нас при созерцании мастерского портрета, существенно отличается от возвышенного безмолвия, навеваемого лицезрением только что умершего или его посмертной маски.
Портрет не знает смерти – и потому так нам душевно близок. Посмертная маска не знает жизни, которая бы не оканчивалась смертью – и потому внушает нам такой неизбывный, хотя и благоговейный ужас.
Портрет в каком-то смысле является символом всех религий, утверждающих вечную жизнь после смерти. Посмертная маска, в свою очередь, есть наилучшая манифестация буддизма.
Вот у меня в руках томик Шекспира. Я наугад пролистываю его – и что там нахожу? Корделия любит отца-Лира больше других сестер. И Лир любит Корделию-дочь тоже больше других дочерей. И оба они безошибочно знают об этой связывающей их нежной и взимной любви. Но король Лир еще и гордец-сумасброд. И в припадке истерического сумасбродства он требует от Корделии публичной манифестации ее дочерней любви. Но это не соответствует внутренней природе последней. И потому Корделия наотрез отказывается от густой и приторной лести. Всем все и так сразу ясно. Один король Лир до последнего прикидывается дурачком. Так зачинается трагический конфликт по Шекпиру.
И можно ему верить. Но можно и не верить. Скорее же всего приходится верить, но не до конца. В нем есть нечто искусственное, нестерпимо условное и потому действующее на нервы : это может побудить читателя отложить книгу в сторону и никогда больше к ней не возвращаться. Но есть в то же время в нем и нечто стихийное, против воли покоряющее и художественно безусловное, заставляющее того же вдумчивого читателя мысленно выругаться, плюнуть театрально в сторону – губами, но не слюной – и все-таки продолжить чтение. Как читатель поступит, его дело. И в том, и в другом случаях он что-то потеряет, а что-то выиграет.
Ничего не потерять, а лишь выиграть можно, как мне кажется, если читать Шекспира „в день по чайной ложке“. То есть брать его в руки и откладывать в сторону, как только заблагорассудится. Может быть, это касается и любого искусства как феномена, в котором принято видеть „высшую правду“, но почему-то не принято видеть не менее „высшую ложь“.
Искусство возвышает нашу земную жизнь как, пожалуй, ничто больше в подлунном мире. Однако имеет ли оно на то несомненное онтологическое право? А что как жизнь нужно воспринимать именно как она есть : то есть помимо какого-либо икусственного просветления? И только в таком случае у нас есть реальный шанс „пробиться в высшие сферы“.
А так, с искусством мы лишь бродим как потерянные в магическом кругу волшебно преображенной земной жизни с ее тысячами нащупанными искусством возможностей, напоминающих те же малые замкнутые магические круги : точно гигантский фантастический осьминог с множеством щупалец в виде энергийных завихрений, не позволяющих человеку вырваться за пределы привычного житейского и жизненного измерения.
Только поставив портрет любого человека, в том числе и самого великого, в один ряд с его же посмертной маской, мы встаем одной ногой в космический корабль, который мог бы унести нас за пределы земного тяготения. Мог бы. Но не унесет.
Потому что никогда мы не поставим портрет и посмертную маску в один ряд. Портрет – это искусство в широком смысле. Посмертная маска – это жизнь – пусть и в финальной своей стадии – раз и навсегда от искусства отказавшаяся.
Вот почему религии нам все-таки ближе, чем буддизм.
Свидетельство о публикации №223030201032