Два жанра или Песни о Будде
Быть может, если бы каким-нибудь чудом до нас дошли фотографии Будды или Иисуса, мы имели бы на две мировые религии меньше.
После смерти жены я все реже заглядываю в семейные альбомы и все чаще обращаю внимание на ее карандашный портрет, сделанный давным-давно чьей-то любительской рукой.
Кому он принадлежит и как он туда попал, я и сам толком не знаю. Но когда я смотрю на него, я не в силах произнести ни слова. Как акустически, так и мысленно. Слова застревают у меня в глотке, а с ними вместе и личные настроения, воспоминания…
Все интимное, так плотски и кровно выраженное в фотографиях, в карандашной зарисовке начисто отсутствует. Куда оно делось? Непонятно. Ведь образ зарисовки ни с каким другим не спутаешь. Индивидуальность осталась. А плоть и кровь ее исчезли.
А между тем только с последними (то есть фотографиями) хочется разговаривать. Больше того, с последними только и можно разговаривать. Фотография, стало быть, сродни словам, как портрет сродни безмолвию.
Но портрет почитается куда более духовным феноменом, нежели фотография. Так что же, значит, и молчание в основе своей духовней слов?
Только не нужно на этом месте вставлять свои „пять копеек“ о разнице между словом и логосом. Ради бога, ничего не отвечайте.
Помолчим лучше вместе об ответе. И подумаем, сколь велика, хоть и незаметна, роль искусства в создании религий.
Свидетельство о публикации №223030201036