Дочь Монтесумы или Песни о Будде

Дочь  Монтесумы или песни о Будде, увиденном в замочную скважину


     Не помню, в каком классе у нас были уроки рисования и черчения вместе. Они не имели особого значения и проводились, чтобы кто-то где-то и зачем-то поставил какую-то галочку.
     Неважно. Учителем сего сомнительного двойного предмета у нас был приземистый пожилой полный мужчина с толстыми губами, громадными усами поверх них и еще плюс к тому очками с выпуклыми линзами с массивной роговой оправой.
     Спонтанно он не вызывал никакой симпатии и мы прозвали его Кротом.
     Хорошими оценками Крот нас не баловал, но однажды он сделал нам необычное предложение. Оно заключалось вот в чем : если все мы будем сидеть тихо и выполнять исправно его задания, он каждые последние четверть часа урока будет рассказывать нам содержание одной интереснейшей на его взгляд книги.
     Мы пообещали. И обе стороны сдержали свои обещания. То, что он нам рассказал, было действительно в разы увлекательней – да и поучительней – всех наших скучных уроков по русской литературе вместе взятых.
     Бессмысленно пересказывать его рассказ. Теперь и задним числом я поражаюсь тому, как он осмелился, пусть даже и перед нашей невзыскательной аудиторией, взяться за такое сложное задание.
     Тот роман я перечитал недавно. Позднее чтение подтвердило безошибочность моего первого восприятия. Уже тогда, внимая нашему незаурядному Кроту, я понял, что книга эта не только далеко поднимающаяся над уровнем приключенческой литературы, но и по-своему вполне совершенная с художественной точки зрения.
     А кроме того, она, ко всему прочему, имеет еще и первостепенное воспитательное значение для юношества. Прежде, по сей день, да, пожалуй, и вовеки веков.
     Мне лично ясно как солнечный день, что роман этот необходимо включать в обязательные школьные и университетские программы. Но этого, конечно, никогда не будет. И вот тогда и в который раз встает старый гегелевский вопрос о том, все ли в истории –  шире : в ходе вещей – разумно.
     И если верить в бога, то приходится отвечать утвердительно. А если согласиться с Буддой, то нужно многозначительно умолчать в качестве ответа.


Рецензии