Баллада о москвиче
23 мая 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о постройке автозавода по выпуску малолитражных автомобилей. Предприятие получило название ЗМА – завод малолитражых автомобилей (впоследствии МЗМА - Московский ЗМА)
Первоначально планировалось запустить на нем производство автомобиля КИМ -10. Однако в августе 1945 года, предположительно, по личному решению главы советского государства Иосифа Сталина, было решено наладить производство копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах.
По данным некоторых исследователей, документация и оборудование для производства этих машин были вывезены из оккупированных областей Германии. По другим сведениям, машина была сконструирована заново по имевшимся образцам и штампам. Копия "Кадета" получила название "Москвич-400", ее выпуск начался в 1946 году. Автомобиль представлял собой в базовой версии пятиместный переднемоторный седан. Он оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 лошадиные силы.
На базе первого "Москвича" выпускались также кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году начался выпуск модификации "Москвич-401", отличавшейся более мощным двигателем (26 л. с.). Всего было выпущено порядка 234 тыс. "москвичей" первого поколения. Фактически они стали первыми массовыми автомобилями, которые продавались в СССР для личного пользования.
В 1956-1965 годах на МЗМА выпускалось второе поколение "москвичей" - модели 402, 403, 407 и производные. Конструктивно они не сильно отличались от первого поколения, но имели кузов понтонного типа и внешний облик, напоминавший машину более высокого класса. Всего было выпущено более 553 тыс. экземпляров.
С "Москвича-407" началась история участия российских автомобилей на международных ралли. В 1964-1988 годах выпускалось третье поколение - "Москвич-408", "Москвич-412", "Москвич-2140" и производные, отличавшиеся более современным дизайном. В 1968 году предприятие получило название "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола" (АЗЛК). В 1967 году выпуск "Москвича-412" был налажен на базе Ижевского автозавода (предприятие Минобороны СССР), впоследствии "Иж" стал отдельной маркой.
Также сборка "москвичей" из советских машинокомплектов осуществлялась в Болгарии (на заводе "Балкан" в г. Ловеч) и Бельгии (на совместном предприятии Scaldia - Volga, в Брюсселе). В целом на экспорт в отдельные годы уходило более половины советского выпуска "москвичей". Всего было выпущено 3,2 млн экземпляров третьего поколения.
В 1986 году на АЗЛК (с 1992 году - АО "Москвич") началось производство переднеприводного автомобиля "Москвич-2141" в базовом кузове "хетчбэк". За рубежом эти машины продавались под маркой Aleko. Изначально они оснащались техническими устаревшими к тому времени двигателями производства Волжского автозавода (ВАЗ).
В начале 1990-х годов производство стало сокращаться из-за снижения госфинансирования. Выпуски модернизированных серий ("Князь Владимир", "Иван Калита", "Святогор") и установка более мощных моторов французской Renault, оказавшихся слишком дорогими после дефолта 1998 году, не помогли улучшить ситуацию.
4 марта 2002 году главный конвейер АЗЛК был остановлен, предприятие закрылось, и в 2010 году было ликвидировано по итогам процедуры банкротства. Всего было выпущено около 716 тыс. машин четвертого поколения.
Площади АЗЛК заняли новый автозавод Renault и технополис "Москва». В 2016 году компания "Рено Россия" зарегистрировала в Роспатенте торговые знаки АЗЛК, "Москвич" и Moskvich с логотипами. Их срок действия истекает в 2025 году.
16 мая 2022 году мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что московский автозавод Renault перешел в собственность города и на нем будет возобновлено производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич". Основным технологическим партнером предприятия стал "Камаз".
«Москвичи» с конца 60-х годов начали осваивать трассы одного из самых трудных ралли в мире - «Тысяча озер» в Финляндии. Кстати, за рулем их сидели не только наши, но и иностранные гонщики. Вот список проводившихся в мире ралли, в которых принимали участие экипажи «Москвичей»:
Зимний этап чемпионата мира 1992 года — «Шведское ралли»
Очередной этап чемпионата мира по ралли «1000 озер» 1992 года
Первый этап чемпионата мира по ралли в «Монте-Карло» 1993 года
Этап чемпионата мира в Германии, Венгрии и Бельгии
3-й этап чемпионата мира Формулы-1
Второй этап чемпионата страны по автомобильному кроссу.
Базовая модель «Москвич-2140» стала последней разработкой «старой» конструкторской команды АЗЛК. Машину «заложили» ещё при легендарном Главном конструкторе Александре Фёдоровиче Андронове в начале 70-х годов. Дело в том, что к 1975 году должна была полностью износиться штамповая оснастка, на которой выпускали «Москвич-412». Требовалось либо полностью менять модель, либо заказывать дублирующую оснастку.
Андронов знал, что Министерство автомобильной промышленности может не выделить заводу средств на полностью новый автомобиль, поэтому он решил приготовить «запасной вариант». При дублировании штампов можно путем минимальных вложений модернизировать автомобиль, изменив переднюю и заднюю части кузова. Как сказали бы сейчас, провести рестайлинг.
Ограниченную партию таких машин планировалось построить к «Олимпиаде-80». Новые передок и задок разрабатывали опытные «кузовщики» и дизайнеры, стоявшие ещё у истоков всего семейства «Москвичей» 408 и 412.
Ещё при Андронове была куплена лицензия на дисковые передние тормоза и вакуумный усилитель английской фирмы Girling. Внедрение английских тормозов вывело на новую ступень активную безопасность автомобиля. Именно «Москвич-2140» первым в отечественном автомобилестроении получил систему аварийной световой сигнализации. Даже на «люксовый» ВАЗ-2103 её не устанавливали и в 80-х годах.
Тем временем, в мировом автомобилестроении активно внедряли новые материалы и технологии. На смену металлу при производстве бамперов и световых приборов начали внедрять изделия из пластмасс, а на «бюджетных» моделях появились новые отделочные материалы, ранее применявшиеся только на машинах высоких классов. По качеству отделки получившаяся машина однозначно превосходила все переднеприводные отечественные модели следующего поколения...
Для меня «Москвич-2140» не история, а часть личной биографии. Весной 1993 года мне в руки попал такой автомобиль светло – голубого цвета, полностью на ходу, в отличном состоянии. Он честно послужил мне транспортным средством десять лет, пройдя не один десяток тысяч километров, доставляя только положительные эмоции.
Полностью новый салон соответствовал всем требованиям эргономики и комфорта – по этому показателю «Москвич» превосходил «Жигули» и не уступал целому ряду иномарок середины 70-х. Правда, я сделал несколько своих доработок в конструкцию ходовой части машины.
Так например на задних рессорах усилил коренной лист от ГАЗ 24 «Волги», укоротив его, а в передние пружины добавил дополнительные, тем самым усилив подвеску и теперь машина хорошо держала остойчивость на ухабистых дорогах. Так как у нас в Абхазии горные дороги, родной карбюратор не всегда вытягивал на подъемах.
Мой друг, карбюраторщик таксопарка, разобрав карбюратор, увеличил отверстия в форсунках и теперь я мог преодолевать практически любой подъём. Увеличилась и мощность двигателя, хотя и при небольшом дополнительном расходе горючего. Эти меры позволили перевозить на машине довольно тяжелые грузы (мешки с цементом и другие строительные материалы на дачу), а так же преодолевать довольно затяжные подъёмы на наших дорогах.
Однажды, с моим другом – Вахтангом Канкия – прекрасным мастером по ремонту машин, мы поехали по магазинам автозапчастей Западной Грузии, чтобы купить раздаточный механизм к моей «Ниве», приобретенной со вторых рук для поездок на дачу. Переезжая от одного города к другому, получали информацию о том, где же есть нужные нам запчасти.
Наконец получили данные, что нужно ехать в город Цаленджиха. Грунтовая дорога вела туда через перевал, лежащий на высоте около 1800 метров над уровнем моря, причем подъём представлял 10 км.тягун. Старый карбюратор ни за что бы не вытянул машину, а модернизированный – спокойно, сначала на 3й передаче и лишь в конце, уже на горе - на второй, вывел на перевал. Спускаясь с перевала въехали в город, где стали свидетелями ЧП. Центральная городская площадь, посреди огромная цветочная клумба.
Справа из за клумбы выезжает автомобиль ГАИ, слева учебный из автошколы и сталкиваются носами друг в друга. Авария. Выбегают ГАИшники, инструктор и ученик автошколы, начинают разборку… На площади, кроме них и нас – свидетелей никого. Купив запчасть, другой дорогой, уже по асфальту, едем к себе в Абхазию.
За 10 лет служения верой и правдой мой «Москвич 2140» лишь дважды доставил мне хлопоты: Один раз при поездке на дачу, в ущелье реки Мачара, заклинило коробку передач. Подъехавшие соседи посоветовали сломать коробку путем раскачивания машины, что вместе и сделали. Освободив (сломав) коробку, развернули машину и самокатом спустились к посту ГАИ, откуда буксируемые самим начальником ГАИ района майором Анзором Жвания - моим старым знакомым доехали до города.
Во дворе дома со своей «Волгой ГАЗ М 24» возился сосед Надбей Джения. Узнав, в чем дело, снова на буксире, отвез меня в гараж – мастерские морпорта где мой товарищ Сергей Абрамян, с которым на его машине мы съездили в автомагазин, купили коробку передач, поменял её вместо сломанной. В этот же день мы успели вернуться на дачу в горах.
Второй раз, загрузив багажник баллоном газа, при поездке опять на дачу и опять в ущелье вдруг стал глохнуть двигатель. Сначала я не мог понять, в чем дело, почему нет подачи горючего из бака к карбюратору. Снял воздушный фильтр и подливая в карбюратор бензин, доехал до дома. Там освободил багажник и увидел, что газовый баллон лежит на резиновой трубке подачи бензина из бака. Уложил трубку в паз, подложил под газовый баллон прокладки, и машина завелась и работала в дальнейшем исправно.
Когда я приобрел «Ниву», надобность в двух машинах в семье отпала, пришлось с грустью продать наш «Москвич», ставший родным, о чем я до сих пор сожалею.
В.Левинтас
Свидетельство о публикации №223030201092