Случай с крысой

Вспомнился мне один случай, имевший место в далеком 90-ом году.

Сидим мы как-то с бабушкой и что-то читаем: каждая – свое. И вдруг из-за стены раздался не крик даже, а самый настоящий вопль. По голосу я узнала племянницу нашей соседки – двадцатилетнюю Наиру. Даже плохо слышавшая бабушка подскочила от этого вопля. Слов было не разобрать, но не оставалось никакого сомнения, что в квартире орудуют грабители. Почему я в первую очередь подумала о них? Наша соседка занимала в торговой системе какую-то должность, и их квартира была набита антиквариатом и импортной бытовой техникой… Воображение услужливо подбрасывало знакомые картинки: Наиру приковали к батарее, пытают, требуют указать место тайника и дальше по списку.

Что было делать в такой ситуации? Звонить в милицию? Я не располагала никакими фактами (одни лишь предположения), да и опыта общения с милицией у меня не было. Вдруг не поверят и не приедут. Но и Наиру оставлять без помощи было никак нельзя. Инстинктивно схватив громоздкий подсвечник (он первым попался под руку – чей-то нелепый и бесполезный подарок тут пришелся кстати), я уже собралась выскочить на лестничную площадку.

– Ты куда? – остановила меня бабушка. – Что ты надумала? Зачем тебе эта штука?
– Пойду спасать Наиру. Она одна, на нее напали… Должен же ей кто-то помочь! – и я вышла из квартиры.
Из-за соседской двери раздался отчаянный крик:
– Уйди, сволочь, исчезни, добром тебя прошу! Я за себя не ручаюсь!
Это кричала Наира. Я поспешно стала названивать нашим соседям по этажу, но никто из них не откликнулся. Обернулась и увидела бабушку со скалкой в руке. Она подошла к дубовой двери, постучалась и решительно потребовала:
– Откройте немедленно, мы уже сообщили в милицию.
И я, надавив на звонок, поддержала бабушку:
– Уроды, вам все равно не уйти! Они вот-вот будут здесь. За все ответите! Наира, мы рядом! Милиция уже едет – держись!
За дверью воцарилось недолгое молчание. Я опять решилась прервать его: стала изображать милицейские гудки; делать вид, что на площадке полно народу. И тут из-за двери послышался неуверенный голос Наиры:
– Нара, это ты там издаешь такие звуки?
– Это едет милиция, – объяснила я. – Сейчас будут.
– Зачем? – так же неуверенно спросила она.
– Спасать тебя от грабителей. – успокоила я ее. – Им не удастся улизнуть. А если не откроют дверь, милиция ее взломает.
– Господи, – простонала наша соседка и открыла нам дверь.

Вид у нее был тот еще, и в руке она сжимала металлический совок. Ее била мелкая дрожь. А, когда она увидела меня с подсвечником и бабушку со скалкой, ей совсем поплохело.

– А где грабители? – удивилась я, никого постороннего в квартире не обнаружив.
– Вы что, и вправду вызвали милицию? – обеспокоилась она, не ответив на вопрос.
– Да понимаешь, не успели… – стала я оправдываться. – Но вызовем, если надо. А почему ты так кричала? Что здесь стряслось?

А стряслось то, что на подоконнике третьего этажа (дело было в мае) Наира вдруг увидела безобразную и тощую (но и не мелкую при этом) крысу с торчащими усами. Наша соседка ее до смерти испугалась, а крыса продолжала спокойно смотреть на нее. Наира боялась, что крыса вот-вот запрыгнет в комнату, а то и кинется на нее, но крыса не двигалась с места. Как ее прогнать – Наира не знала. Замахнулась на нее совком, но крыса даже не шелохнулась. И тогда Наиру охватила паника, и она пыталась прогнать непрошеную гостью криком. Но крыса – умная сволочь – поняла, что раз боятся ее, то ей бояться нечего. Поэтому она, чувствуя себя хозяйкой положения, продолжала глазками-бусинками методично обозревать чужое жилище. Наира и выйти не могла из комнаты, и в то же время не решалась предпринять против крысы радикальные действия. Услышав звонки и наши непонятные угрозы насчет милиции, она совсем растерялась и открыла нам дверь. Когда мы вошли на кухню, крысы на подоконнике не оказалось: то ли удрала (так считала моя бабушка), то ли спряталась. Но Наира уверяла, что видела ее собственными глазами и мы ей поверили, потому что сами их видели пару раз в подъезде и у свалки.

После случившегося у нас случился приступ нервного веселья. Наира все повторяла, что надо было нас сфоткать: бабушку со скалкой, ее с совком и меня с этим дурацким подсвечником – живописный, мол, получился бы снимок. Жаль, фотографа рядом не оказалось. После пережитого мы повели нашу соседку к себе пить чай и дожидаться возвращения её тетушки с работы.

Такая история приключилась в далеком 1990-ом, а год был, между прочим, Белой Лошади.


Рецензии