Раблезианская кантата гимн любви и земным радостям

 "Раблезианская кантата": гимн любви и земным радостям

"Carmina Burana", Карл Орф, сценическая кантата , Концертный зал Мариинского театра, 1 марта 2023 года.

Никогда так необычно я не встречала первый день весны - безудержным весенним ликующим гимном любви и земным радостям. Именно так исполнили вчера в концертном зале Мариинского театра знаменитую сценическую кантату Карла Орфа "Carmina Burana". Ярко, мощно, радостно, с невообразимой дерзкой энергией и страстностью! Получилась настоящая "раблезианская ода", воспевающая простые земные наслаждения! Хвалебная песнь человеческому бесстрашию и бессмертному духа, умению человека жить всегда и вопреки всему!
Бьющая через край жизненная сила, мощь непреодолимых сильных чувств, человеческая потребность в любви и радость ее взаимного обретения, стремление к счастью, несмотря ни на какие возможные козни судьбы и повороты колеса всесильной Фортуны! Именно это слышалось в потрясающе исполненных «Песнях Бойерна: Мирских песнопениях для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями» - таково полное название сценической кантаты Карла Орфа, который сотворил в своей гериальной музыке картины многогранного человеческого праздника под названием "Весна", когда люди радуются солнцу, поют и танцуют, шутят и смеются над прошлыми невзгодами, с нетерпением ждут любви, не стесняясь ее естественных проявлений.
Такого яростного, слаженного, четкого, выразительно-заразительного, увлеченного звучания оркестра, хора и солистов, мне кажется, я не слышала в Мариинке никогда! Какое чудо сотворил дирижер Константин Рылов, он же и главный хормейстер! Судя по всему, это результат вдумчивой работы с оркестром и хором, глубокого проникновение в замысел кантаты и детального осмысления самОй музыки Карла Орфа. И в итоге - феноменальное прочтение давно известного произведения, высвечивание затертых привычными заезженными трактовками мелодий, обретение неожиданной яростной радости звучания, веселой танцевальной мелодичности, светлой лирической свежести и мягкой ироничной напевности. Складывалось ошущение, словно с музыки стряхнули вековой налет предрассудков, сдули с нее пыль заблуждений, отмыли от политической штукатурки и преподнесли слушателям в первозданном виде. Не в демоническом, как принято считать, воплощении, а в светлом, завораживающе солнечном ожидании весны и погружении в ее радости, а там - будь, что будет. Колесо Фортуны неумолимо крутится! Всё здесь и сейчас! Завтра может не быть! Потому и всё - через край, с запасом на будущее!
Возможно, такой свою музыку задумывал и автор, но в той обстановке даже исполнить так не мог? Она была написана незадолго до Второй Мировой войны в Германии, где к власти уже пришел Гитлер и фашизм распускал свои ядовитые крылья!
Мне приходилось много раз слушать эту прекрасную кантату Орфа. Она бывала и не в меру патетической, как симфония, и слишком трагичной, как реквием, и полной сарказма, как "языческая месса", но ни разу она не становилась радостным светлым гимном человеческой природе, ищущей любви и простых радостей жизни вопреки всем препонам и преградам, страхам и опасениям! Похоже, Константину Рылову удалось проникнуть в истинную глубинную суть этого непростого многогранного и многослойного творения Карла Орфа. Ведь и музыковеды возводят кантату к двум великим произведениям прошлого - бетховенской "Оде к радости" ("Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!") и моцартовскому "Реквиему".
А как выразительно пели солисты, добавляя красок в задуманную трактовку музыки! Прекрасные голоса -Жанна Домбровская (сопрано), Клим Тихонов (тенор), Алексей Кротов (баритон). Никакого яда и сарказма в голосах солистов и хора. Есть понятная ирония и самоирония по поводу непостоянства удачи и богатства, быстротечности жизни, удовольствия от пьянства, обжорства, азартных игр и плотской любви.
Нежные песни девушки, мечтающей о суженном, готовой сбросить платье, лишь только до него кто-то дотронется. Очень красиво звучал голос Жанны Домбровской, проникновенно исполнившей весенние стансы юной одинокой красавицы, заставив иначе взглянуть на все "мирские песнопения с магическими представлениями".
Бесподобен был Клим Тихонов, наконец, сделавший понятной всегда казавшуюся мне странной "песню жаренного лебедя". Звучный замечательный тенор, мягкой и свободно звучащювший, сам по себе был уже настоящим украшением кантаты. Но трактовка! Озираясь по сторонам, его персонаж удивленно выходит на сцену, словно не понимает, как и зачем он тут оказался! И с не менее растеряннными интонациями поет эту знаменитую "лебединую песню". У лебедя и вправду диспозиция не из лучших - его жарят на вертеле, потом подают на блюде и вот-вот должны съесть...
Порадовал звучным вальяжным пением Алексей Кротов. Его персонажи были бесхитростны и наивны, они сетовали на судьбу, ждали любви, веселились во хмелю, отвечали на призывные песни красивой девушки. Выразительным баритоном приятного мягкого тембра, красиво, без лишней ажитации, Алексей Кротов спел многочисленные разнохарактерные номера своей партии, тоже немало удивив меня и "раблезианской", житейской, если можно так выразиться, их трактовкой, и мелодичностью звучание всех песен.
Особых похвал заслуживали и вышколенный
хор театра, и хорошо звучавший детский хор, и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Константина Рылова.
Музыкантов и хористов надо было не только слышать, но и видеть, особенно в мощных тутти, когда сила звука, казалось, заставляла дрожать стены зала! Ведь в оркестре звучало огромное количество ударных! Вот их удивительный перечень (по крайней мере так сказано в партитуре): литавры, колокольчики, ксилофон, кастаньеты, трещотка, бубенчики, треугольник, кротали, тарелка крэш, подвешенная тарелка, там-там, оркестровые колокола, бубен, малый барабан, средний барабан, большой барабан, челеста. Плюс большой хор, поющий на пределе звуковых возможностей. Но и нежнейшие пианиссимо были прекрасны, и имитация звуков копыт лошади удаляющегося всадника восхитительны!
Зал по достоинству оценил потрясающее исполнение сценической кантаты Карла Орфа, долго аплодировал, стоял в овации, шумно приветствовал артистов. И исполнители наградили зрителей повтором финала кантаты на "бис", что в таких концертах бывает крайне редко! Я, по крайней мере, ничего подобного не припомню. Видно, и они тоже расчувствовались! И не удивительно! Феноменальное прочувстванное исполнение кантаты "Carmina Burana" захватило всех! И это само по себе уникальное явление, достойное восхищения!


Рецензии